Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами



Лига Наций. На Версальской конференции по инициативе пре­зидента США В. Вильсона была учреждена Лига Наций. Ее учре­дителями явились страны — участницы войны против Германии и вновь образовавшиеся государства (Польша, Чехословакия). Це­лью Лиги Нации было не допустить новой войны.

Основными органами Лиги Наций было собрание всех ее чле­нов и Совет с постоянным секретариатом. Совет состоял из 5 по­стоянных (Великобритания, Италия, США, Франция, Япония) и 4 временных членов. США не вступили в Лигу Наций, так как сенат не утвердил условий Версальского мирного договора.

Все спорные вопросы между странами должны были решаться Советом или третейским судом. По уставу Лиги Наций в случае начала войны по призыву страны, на которую совершено нападе­ние, созывался Совет для решения возникшего конфликта. Спо­рящие стороны не должны были воевать до истечения трехмесяч­ного срока после решения суда или доклада Совета.

Возникновение очага напряженности на Дальнем Востоке. Но­вый очаг напряженности стал формироваться на Дальнем Восто­ке. В сентябре 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, а 27 мар­та вышла из Лиги Наций.

В 1937 г. началась японо-китайская война. Несмотря на обраще­ние Китая за помощью к Лиге Наций, та не решилась брать на себя разрешение конфликта и передала вопрос на рассмотрение специальной конференции девяти держав, подписавших Вашинг­тонский договор 1922 г. Конференция открылась в ноябре 1937 г. в Брюсселе. Она порекомендовала Японии пересмотреть свое отно­шение к Китаю. Однако санкции к агрессору не применялись.

Нарастание угрозы со стороны нацистской Германии и попытки противостоять ей. В 1933 г. представители Германии покинули конференцию по разоружению, а в октябре 1933 г. вышли из Лиги Наций. Опасаясь окончательного крушения версальско-вашинг-тонской системы, французская дипломатия пошла на сближение с СССР, начав переговоры о заключении политического пакта. Так возникла идея о Восточноевропейском пакте о взаимной по­мощи. Но Германия отказалась от участия в этом пакте, а после гибели сторонника этой линии премьер-министра Франции Л. Бар­ту французская дипломатия пошла на сближение с Германией.

В марте 1935 г. Германия объявила о введении в стране всеоб­щей воинской повинности и об отказе от обязательств не иметь военной авиации. В том же году Италия начала боевые действия в Эфиопии. События 1935 г. вновь вынудили Францию пойти на сбли­жение с Советским Союзом. В начале мая был подписан франко-советский договор о взаимопомощи. Аналогичный договор Совет­ским Союзом был подписан с Чехословакией.

25 ноября 1936 г. между Германией и Японией был заключен антикоминтерновский пакт, к которому затем примкнула Италия. Германия не скрывала от союзников намерения начать войну в Европе. Логическим завершением этого стало превращение пакта в военный союз. 22 июля 1939 г. был подписан договор между Гер­манией и Италией. Япония присоединилась к пакту лишь после захвата Германией стран Западной Европы (11 декабря 1940 г.).

В 1938 г. Англия и Франция продолжали проводить политику умиротворения агрессора, суть которой состояла в уступках при­тязаниям Германии, Италии и Японии. Эта политика неразрывно связана с именем Н.Чемберлена, премьер-министра Англии.

Германия усилила нажим на правительство Австрии. В самой Австрии начались столкновения между местными национал-со­циалистами и сторонниками независимой Австрии. 11 марта 1938 г. канцлеру Австрии был вручен ультиматум с требованием немед­ленного выполнения всех германских требований и подачи в от­ставку. Вечером германские войска вошли в Австрию. Новое авст­рийское правительство приняло закон, объявляющий Австрию частью Германии.

Мюнхенский сговор. Теперь судетские немцы Чехословакии потребовали автономии для своей области. Немецкие войска вы­двинулись к границе. В Чехословакии объявили о мобилизации. Силы сторон были приблизительно равны, вооружение чехословацкой армии не уступало, а превосходило вооружение германской. Од­нако руководство страны не решилось воевать.

15 сентября 1938 г. Чемберлен вылетел на встречу с Гитлером, на которой тот потребовал «самоопределения» Судетской области. На второй встрече с Гитлером 22 сентября Чемберлен проинфор­мировал его, что Англия и Франция удовлетворили требование Германии. 28 сентября Чемберлен получил приглашение Гитлера прибыть на встречу в Мюнхен, где на следующий день должна была открыться конференция полномочных представителей Гер­мании, Великобритании, Франции и Италии. Представители Че­хословакии не были приглашены на встречу великих держав. Державы передали главе государства Э.Бенешу условия Мюнхенского соглашения: передать Германии пограничные районы, а не толь­ко одну Судетскую область.

1 октября германские войска беспрепятственно заняли Судет­скую область, а также ряд городов и районов, где совсем не было немецкого населения. Одновременно Венгрия получила южную часть Словакии и Карпатскую Украину. Польша присвоила Те-шинскую область.

В Словакии развивалось инспирированное Германией сепара­тистское движение, выступающее за отделение от Чехии. В ночь на 15 марта 1939 г. германские войска вступили на территорию Че­хословакии. Нотой от 17 марта 1939 г. германское правительство известило об установлении протектората над Моравией и Боге­мией. Захват Чехословакии подвинул германскую армию и воен­ную промышленность рейха на новый этап. Все военные заводы Чехословакии, вооружение ее армии поступило на службу рейху, это позволяло вермахту готовиться к новым захватам.

 

Культура в меняющемся мире

Наука и техника. Важнейшие научные исследования проводи­лись в тот период в области физики, химии, биологии, медици­ны и т.д. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, началась разработка квантовой механики. Тогда же появилась теория отно­сительности А.Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. на­чались исследования возможности осуществления ядерной реакции. Химики искали способы создания новых искусственных ма­териалов, разработали способ получения синтетического каучука. Велись работы в области генетики. В медицине больших успехов достигла микробиология и фармакология. Огромное значение имело открытие англичанином А.Флемингом в 1929 г. первого антибиоти­ка — пенициллина.

В 20 —30-е гг. XX в. началось массовое производство машин и механизмов, приводимых в движение электричеством или рабо­тающих на двигателях внутреннего сгорания. В промышленнос­ти все чаше использовали автоматические станки и конвейеры. В 20-е гг. XX в. началось регулярное пассажирское авиасообщение. В 20 —30-е гг. XX в. стало распространяться радио, затем возникло телевидение. Появляются первые образцы домашней техники: хо­лодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры и т.д.

Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни общества передовых стран мира начали распро­страняться ощущения кризиса, близких коренных перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало за­рождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течении). Модернизм не имел единой идей­но-художественной программы, но всех его сторонников объ­единяло неприятие в той или иной степени реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств.

Направлениями модернизма стали импрессионизм, постимпрес­сионизм, символизм. Наиболее популярными стали произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О.Ре­нуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма счита­ются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает осо­бое отношение к цвету, стремление передать все его, иногда не видимые глазу оттенки.

Самые смелые поиски новых художественных форм вели пред­ставители течений, объединявшихся под общим понятием аван­гардизм. Примерами авангардизма были течения кубизма, фовиз-ма, экспрессионизма, супрематизма, футуризма, сюрреализма и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников начала XX в. В.Кандинским, К.Малевичем, М.Ларио­новым и др. Наиболее выдающимися представителями авангардист­ских направлений стали художники П.Пикассо (кубизм), А.Матисс (фовиш), Э.Нольде (экспрессионизм), С.Дали (сюрреализм). Во многих произведениях этих живописцев нашли отражение со­циально-политические противоречия того времени. Например, од­ним из страшных символов эпохи стала картина Пикассо «Герни-ка», посвященная памяти жителей испанского городка, погиб­ших при его бомбардировке немцами в 1937 г.

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Например, всемирную извест­ность получила монументальная живопись мексиканских худож­ников Д. Риверы, X. К. Ороско, А. Д. Сикейроса. Их огромные фрес­ки на стенах административных и общественных зданий расска­зывали об истории народов Латинской Америки, об их борьбе за национальное и социальное освобождение.

Особым направлением в культуре конца XIX—XX вв. стал стиль модерн. Его последователи считали, что прекрасное создает искус­ство, которое и должно привносить это прекрасное в жизнь. Важ­ным считалось соединение, синтез разных искусств (архитекту­ры, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творец-уни­версал создавал свое произведение от начала до конца, напри­мер от проектирования и строительства здания до оформления его внутреннего интерьера. Особенно ярко стиль модерн проявил­ся в архитектуре и выразился в соединении элементов различных стилей.

Позже в 20 —30-е гг. XX в. распространились течения рацио­нальной, функциональной архитектуры. В России они получили название конструктивизма. Появлению этих течений способство­вали распространение новых строительных материалов (железо­бетон, прочное стекло), необходимость быстрой массовой заст­ройки'. В этих течениях главное значение имела простота, рацио­нальность здания. Дома имели правильную геометрическую фор­му, плоскую крышу. Архитекторы проектировали типовые зда­ния, целые жилые, административные, промышленные комп­лексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал фран­цуз Ш. Ле Корбюзье.

Литература. В литературе начала XX в. продолжали во многом господствовать идеалы реализма. Многие писатели обращались к социальной тематике, критиковали капиталистическое общество (французы Р.Ролан и А. Франс, американец Т.Драйзер и др.).

После Первой мировой войны приобретает популярность ли­тература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа американца Э. Хемингуэя «И вос­ходит солнце» (1926). Наиболее известные произведения «поте­рянного поколения» были созданы немцем Э.М.Ремарком («На Западном фронте без перемен») и англичанином Р. Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражается протест против войны, бес­смысленной бойни, страшного своей обыденностью истребления людей. В этих произведениях содержатся также сожаление об утра­ченных идеалах и ценностях, ностальгия о довоенной жизни. Дру­гих писателей привлекала активная борьба против неравенства и несправедливости, за свободу. Идеалы такой борьбы характерны, например, для романа француза А. Барбюса «Огонь».

В послевоенный период в литературу широко начали прони­кать авангардистские течения. Например, в поэзии сторонники этого течения экспериментировали с формами и размерами стиха и т.д. Тогда же были опубликованы крупные художественные про­изведения авангарда, такие как романы американца Д.Джойса «Улисс», француза М.Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Ф.Кафки «Америка», «Замок», «Процесс» и др. В этих произведениях исчезала грань между реальностью и фантазиями и видениями героев, порожденными одиночеством и беззащитнос­тью перед жестоким миром.

Популярность получает жанр антиутопии. Многие авторы (Е. За­мятин, О.Хаксли, позже Д.Оруэлл) создают фантастические про­изведения, рисующие антигуманный мир, в котором человек пол­ностью подчинен государству.

Театр. Разнообразные течения в западноевропейском и амери­канском театрах этих лет сводились в основном к двум большим школам — реалистической и экспрессионистской. Торжество реа­лизма проявилось в признании системы К. С. Станиславского, став­шей всемирно известной благодаря гастролям Московского Худо­жественного театра и публикации книги великого режиссера «Моя жизнь и искусстве». Развитие экспрессионистского (условного) направления тоже было во многом обязано влиянию советской режиссерской школы В. Э. Мейерхольда. Выдающееся значение имела деятельность немецкого режиссера М. Рейнгардта, мастера яркой театральной выразительности, особенно прославившегося искус­ством массовых эпизодов. Среди драматургов самыми прославлен­ными стали англичанин Б.Шоу, немец Б.Брехт.

Кинематограф. Бурными темпами протекало развитие киноис­кусства. Целой эпохой в этом жанре стало творчество великого американского актера и режиссера Ч. Чаплина. В его немых филь­мах «Мадыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» главным героем стал смешной человечек с тро­сточкой в котелке и больших ботинках, одновременно смешной и несчастный, вызывающий смех и жалость.

Новую эру в истории мировой кинематографии открыло зву­ковое кино. Стремление придать кинематографу характер искус­ства выразилось прежде всего в экранизации драматических про­изведений. Сначала на экран лишь механически переносились те­атральные постановки. Главным выразительным средством звуко­вых кинофильмов стал диалог, что дало повод назвать их «стопро­центно разговорными». В кино появились музыка и песни.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого пе­риода характеризуется массовыми постановками мелодрам, мю­зиклов, детективов, гангстерских фильмов, фильмов ужасов с вампирами и чудовищами, комедий.

Тоталитаризм и культура. С приходом Гитлера к власти в Герма­нии часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с рейхом.

Многие литераторы были объединены в «Имперской палате словесности». Поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические сюжеты, сюжеты из жизни современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности».

Немецкое киноискусство было полностью поставлено под кон­троль государства. Самой знаменитой представительницей нацист­ской кинематографии стала режиссер и актриса Лени Рифеншталь. Ее документальные фильмы «Победа веры» (1933), «Имперский партийный съезд» (1934), «Триумф волн» (1935) воспевали Гит­лера, идеи нацизма. В фильмах «Наш вермахт» (1936) и «Олим­пия» (1936—1938) (об Олимпийских играх в Берлине) Рифенш­таль повторила приемы, уже использованные в фильме «Триумф волн».

В художественном киноискусстве Германии гитлеровского вре­мени преобладали развлекательные фильмы. К ним относятся ра­боты Г.Якоби, режиссера-постановщика комедий «Где Матильда?» (1938), «Женщины — все же лучшие дипломаты» (1941), «Де­вушка моей мечты» (1944).

Третий рейх выдвинул новых архитекторов, ставших основате­лями особого «имперского стиля». Одним из примеров этой архи­тектуры служит комплекс сооружений «Имперского комплекса съездов нацистской партии» в Нюрнберге, ставшей одной из глав­ных строек Третьего рейха.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создава­лись современные форумы — обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций. Официальным направлением архитектуры стали неоклассицизм и символизм.

 

 

ТЕМА 19

РОССИЯ В 1918 — 1941 гг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.231.51 (0.023 с.)