Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие западноевропейской культуры в XIX в.

Поиск

Революция в умах. Революции конца XVIII— XIX вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении — восприятии окружающего мира. Уже на протяжении XVI —XVIIIвв. все больше распространялось мне­ние, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных уси­лий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рож­дением. Эта идея стала обоснованием революций.

Литература. Конец XVIIIв. и почти вся первая половина XIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европей­ские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму. Они ценили вдохновение, непосредственность чувства, высту­пали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклоня­лись перед природой и стремились непосредственно прочувство­вать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили не­повторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом фран­цузских романтиков стал роман «Собор Парижской Богомате­ри» В.Гюго.

В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые ро­мантики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления прояв­ляется интерес к многостороннему воспроизведению действитель­ности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных про­тиворечий своего времени в полноценных художественных обра­зах — основная заслуга писателей критического реализма. Вели­кие писатели-реалисты О.Бальзак и Ч.Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у пред­ставителей критического реализма XIX в.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия не естественными страстями человека, т.е. как сплошную драму, которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой раз­ворачивалась в его произведениях.

Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жиз­ни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.

Поэт Г. Гейне — «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих чита­телей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, ши­роко использовал народное творчество. Вершиной поэтического творчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказ­ками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.

В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архи­тектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Про­исходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс — все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadence — упадок). Символизм — одно из самых значительных явлений в литерату­ре декаданса — сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», без­надежности и разочарования. Они отказались от изображения ре­альности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишен­ные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.

Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О.Уайльд — самый значительный представитель английского символизма. Перу писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грея». Бельгий­ский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций сиу волизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натурали­сты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предпо­лагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как и точные науки. Поэтому главное в литературе — документальность и точность описания. Одним из самых ярких представителей нату­рализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить ис­ключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок "Биологическая и об­щественная история одной семьи в эпоху Второй империи».

Критический реализм во французской литературе развивается пол воздействием Золя. Представителями его были Г. Мопассан и А. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастер­ству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А.Франс — мастер философско-сатирической повести.

Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести тех­нический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.

Изобразительное искусство. В первой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живо­писи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учени­ков Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему при­шлось выдержать упорную борьбу с художниками нового роман­тического направления, явившегося реакцией по отношению к холодной бесстрастности классиков. Первым художником, всту­пившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.

Реализм утвердился только через посредство жанровой живо­писи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве пер-1юй половины XIX в. прочно связаны с именем Г.Курбе. Полити­ческие события нашли свое отражение в многочисленных офор­тах и литографиях О.Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника — Дж. Миллес, Д. Г. Россети и Х.Хант — составили союз, чтобы об­щими силами бороться против условности и подражательности в современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами. поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеализ­му и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.

В конце XIX и. ярчайшим событием в изобразительном искусст­ве стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством Э. Мине, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для них характерно стремление отразить в своих ра­ботах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, раздельными мазками положенные на холст, но образующие един­ство при взгляде с некоторого расстояния.

Музыка. Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в му­зыке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические эле­менты тесно переплетались с реалистическими. Такое переплете­ние характерно для оперного творчества Дж. Верди. Известный романтический налет ощущается и в таком выдающемся образце реалистической оперы, как «Кармен» Ж. Бизе.

Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгно­вение, глубокое интимное переживание — все, что связано с кру­гом чувств простого человека. Р. Шуман создавал музыку взволно­ванную, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно обостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф. Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, геро­ическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.

В музыке 70 —80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Р. Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Он завершил окончательный вариант «Коль­ца Нибелунгов». Влияние Вагнера распространялось даже на ком­позиторов, не разделявших его взглядов на музыку.

Главные научные открытия. В начале XIX в. последовала целая лавина открытий, менявших представление людей об окружаю­щем мире.

В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электричества были сделаны А. Ампером, термоэлектрические явления были об­наружены в 1834 г. Ж.Пвлтье и А. С.Беккерелем, который начал исследования по фосфоресценции.

Развитие химической науки было отмечено рядом фундамен­тальных открытий. В 1811 г. Б. Куртуа открыл йод. Л. Тенар в 1810 г. доказал элементарную природу натрия и хлора, а в 1826 г. химик А.Балар открыл бром.

Интенсивно развивалась теоретическая и физическая химия. В 1802 г. Ж. Гей-Люссак открыл законы теплового расширения га­зов, а в 1808 г. — объемных отношений газов при их реакциях.

Опыты Дж. Джоуля по определению механического эквивалента теплоты дали экспериментальное обоснование закона сохранения энергии. Джоуль и Дж. Максвелл заложили основы молекулярно-кинетической теории тепловых явлений. Работы Джоуля и Томсона по охлаждению газов при их расширении положили начало физике и технике низких температур. В начале XIX в. Т. Юнг возродил волновую теорию света. Дж. Гершель обнаружил инфракрас­ное излучение.

С 30-х гг. XIX в. особенно развивалась органическая химия, в которой особая роль принадлежит Ю.Либиху, основавшему це­лую школу химиков и создавшему всемирно известную лаборато­рию. Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, в 1831 г. впервые получил хлороформ, а в 1835 г. — уксусный альдегид. Либих разработал теорию брожения и гниения.

В 1801 г. Я. Ршттером было доказано существование ультрафио­летовых лучей. Реформатором технической оптики стал П. Франц-гофер, описавший в 1814 г. линии солнечного спектра, которые впоследствии были названы его именем, и создавший дифракци­онные решетки, открывшие путь спектроскопии. В 1821 г. Т.Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. Г. С. Ом открыл закон, на­званный его именем.

Математиками Г. Гауссом и В. Вебером была разработана систе­ма мер электрических и магнитных величин и соответствующих измерительных приборов. Ф. Нейман создал теорию электромаг­нитной индукции.

В конце XIX и начале XX в. в физике произошла подлинная революция, оказавшая влияние и на другие науки. Совершенно изменились представления о времени, пространстве, движении, строении вещества.

Английский физик Максвелл разработал общую теорию элект­родинамики. Впоследствии положения Максвелла были подтверж­дены трудами физиков всего мира (открытие Г. Герцом радиоволн, В. К. Рентгеном икс-лучей и т.д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой элемен­тарной частицы — электрона. Нидерландский физик Х.А.Лоренц завершил свою электронную теорию вещества. Дж. Стоней ввел термин «электрон».

А. Беккерель открыл радиоактивность, изучением которой ак­тивно занялись М. Склодовская-Кюри и П. Кюри. Было положено начало созданию физики атомного ядра. Английский физик Э. Ре-зерфорд открыл альфа-, бета- и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде радиоактивных элементов и имеющие различную прони­цаемость.

В 1868 г. Дж.Люкьер назвал гелием элемент, соответствующий обнаруженной им при помощи спектрального анализа в солнеч­ном спектре линии.

В 1895 г. английский физик и химик У. Рамзай открыл этот газ в лабораторных условиях.

Важные открытия были сделаны в области теоретической хи­мии. В 1869—1871 гг. русский ученый Д. И. Менделеев разработал периодическую систему химических элементов, основанную на их «атомном весе и химическом сходстве». Кроме 63 известных элементов, расположенных в таблице, Менделеевым были пред­сказаны свойства ряда еще не открытых элементов.

Еще в 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз­никла целая индустрия по производству красителей. Развивались синтетическая химия, биохимия, химическая фармакология.

В начале XX в. американский биолог Т.Морган изучал законо­мерности наследования признаков (опыты с плодовой мухой дро­зофилой), открытые в 60-х гг. XIX в. Г.Менделем, но не получив­шие тогда известности. В самом конце XIX в. У. Бетсон предложил термин «генетика». В 1900— 1901 гг. голландский ученый М. Фрид разработал теорию мутаций (т.е. внезапных редких изменений признаков свойств у вновь порождаемых животных и растений с последующей передачей этих изменений по наследству).

С биологией было связано развитие медицины. В 80-х гг. XIX в. французский химик Л. Пастер разрабатывал прививки против ку­риной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это время в Герма­нии Р.Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Его ассис­тент Гафке открыл палочку брюшного тифа. В этот же период были открыты бактерии дифтерита и чумы.

Автомобили и воздухоплавание. Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. С изобретени­ем электромотора и двигателя внутреннего сгорания в конце XIX в. появились новые возможности создания механизмов.

Немецкий инженер К.Бенц испытал в 1885 г. первый автомо­биль с двигателем внутреннего сгорания. Соотечественник Бенца инженер Г.Даймлер разработал собственный бензиновый двига­тель и сконструировал несколько аппаратов. Таким образом, Дайм­лер и Бенц стали изобретателями прообраза современного авто­мобиля.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об уп­равляемых летательных аппаратах. До 70-х гг. XIX в. существовали только аэростаты. Раньше всего удалось сконструировать управ­ляемые дирижабли — летательные аппараты легче воздуха. В 1900 г. в Германии совершил свой полет дирижабль Цепеллина, имею­щий жесткую каркасную конструкцию. Именно этот аппарат лег в основу всех военных дирижаблей.

Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха — само­летами (аэропланами). Первые опыты конструирования самоле­тов с паровыми двигателями провели А. Ф. Можайский в России, К.Адер во Франции, Х.Максим в США. Впервые применили бен­зиновый двигатель в самолетостроении американцы О. и У. Райт в 1903 г., которым удалось совершить серию длительных полетов.

 

ТЕМА 11

РОССИЯ В XIX в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.009 с.)