Занятие №21. Филогенез дыхательной и пищеварительной систем позвоночных животных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №21. Филогенез дыхательной и пищеварительной систем позвоночных животных



Задача №1

Больной К., 25 лет, обратился в поликлинику с жалобами на повышение температуры до 39°, озноб, сильный кашель с большим количеством отделяемой мокроты гнойного характера. Из анамнеза известно: ежегодно по нескольку раз болеет пневмонией. С диагнозом хроническая пневмония в стадии обострения больной госпитализирован. В стационаре при рентгенологическом обследовании контрастное вещество ввести в дистальные отделы бронхиального дерева не удалось.

1. Ваш окончательный диагноз?

2. Когда она возникла?

3. Что могло послужить причиной возникновения этой патологии?

 

Задача №2

На 5 день после рождения у ребенка обнаружено по медиальному краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы отверстие, из которого отделяется большое количество слизи. От него пальпируется в подкожной клетчатке тяж. При введении красящего вещества в отверстие через некоторое время его удалось обнаружить в полости глотки.

1. О какой патологии нужно думать в этом случае?

2. Как возникла данная патология?

Задача №3

В ряду хордовых животных, дышащих кислородом, растворенном в воде, эволюционирует жаберный аппарат.

1. Как изменяется этот аппарат по числу элементов специализации, взаимодействию с другими системами?

2. Какие способы морфо-функциональных преобразований при этом задействованы?

Задача №4

Первоначальное единство пищеварительной и дыхательной систем является основой при возникновении ряда врожденных пороков развития.

1. Как они называются?

2. Какие клеточные механизмы развития нарушаются при формировании этих пороков?

Задача №5

Гипоплазия диафрагмы может быть совместима с жизнью, а аплазия её летальна для новорожденного.

1. Почему аплазия диафрагмы летальна?

2. Какие клеточные механизмы были нарушены при формировании этого порока?

Задача №6

Ребенок, 5 дней, от первой беременности, вес при рождении 3200г. Беременность протекала нормально. С момента рождения у ребенка не было стула, отмечаются частые рвоты, беспокойство вздутие живота. При осмотре анальное отверстие имеется, но зондирование его произвести не удаётся.

1. О какой патологии нужно думать в этом случае?

2. С чем связано возникновение этого порока развития?

 

Задача №7

У 5-дневного новорожденного мальчика отсутствует отхождение мекония (первородные каловые массы) при наличии анального отверстия. Зонд ввести в анальное отверстие не удается. В моче имеется примесь кала.

1. Какую патологию можно заподозрить у этого ребенка?

2. С чем связано формирование этого порока развития?

 

Задача №8

Только у хордовых существует филогенетическая, эмбриональная и функциональная связи пищеварительной и дыхательной систем, причем дыхательная систему существует и развивается на базе пищеварительной.

1. Усиливается или ослабляется эта связь в ряду хордовых животных?

2. Какими филогенетическими координациями и онтогенетическими корреляциями определяется эта связь?

Задача №9

В ротовой полости млекопитающих достигается независимость функций органов пищеварения от процессов дыхания.

1. Чем достигается это разделение?

2. Как оно реализуется в ряду позвоночных животных?

Задача №10

Формирование вторичного твёрдого нёба заканчивается у человека к концу 8-ой недели эмбриогенеза.

1. Как называется порок незаращения твёрдого нёба?

2. Какие механизмы при этом нарушаются?

Задача №11

У новорожденного ребенка обнаружен редкий порок развития – раздвоенность конца языка.

1. Можно ли его назвать атавистическим?

2. Нарушение каких механизмов клеточного развития были нарушены?

Занятие №22. ФИЛОГЕНЕЗ КРОВЕНОСНОЙ, МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ И ПОЛОВОЙ СИСТЕМ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Задача №1

К врачу обратилась женщина с жалобами на постоянную ноющую боль в поясничной области. Последние дни отмечает учащение мочеотделения, помутнение мочи, повышение температуры тела. При рентгенологическом обследовании обнаружено: размеры почек увеличены, от каждой почки отходит по 2 мочеточника.

1. О какой патологии следует думать в данном случае?

2. С чем связа­но возникновение этой патологии?

3. Каковы механизмы ее возникно­вения?

Задача №2

При рентгенологическом обследовании у женщины 32 лет, с подозрением на пиелонефрит, обнаружено необычное расположение почек: нижний полюс правой почки соединен с верхним полюсом левой почки. Мочеточник правой почки расширен, перекидывается через область сращения почек.

1. Как вы считаете с чем связано возникно­вение этой аномалии?

2. Нарушение каких механизмов регуляции онтогенеза могло привести к возникновению этой патологии?

 

Задача №3

У мужчины 50 лет, с хроническим заболеванием позвоночника при рентгенологическом, обследовании случайно обнаружено отсутствие почки справа.

1. Как вы объясните формирование этой аномалии развития?

2. Нарушение каких клеточных механизмов могло привести к данной патологии.

 

Задача №4

Известно, что в эволюции почки у позвоночных животных осуществляется субституция трёх её типов: предпочки, первичной почки, вторичной почки.

1. Могут ли обладатели первичной почки заселять наземно-воздушную среду? Объясните с точки зрения анатомического строения почек.

2. Как называется морфофункциональное преобразование, с нарушением которым связано появление у человека первичной почки вместо вторичной?

 

Задача №5

У пятинедельного зародыша обнаруживается сосуществование предпочки, первичной, а также зачатков вторичной почки.

1. Какие филогенетические закономерности подтверждают этот факт?

2. Какой вид филэмбриогенеза демонстрирует?

3. Какой клеточный механизм в формировании вторичной почки будет доминировать?

4. Какой способ морфофункциональных преобразований органов такое развитие подтверждает?

Задача №6

На рентгенограмме 12-тилетнего ребенка обнаружена сегментированная вторичная почка, имеющая два отходящих от неё мочеточника. Врач-интерн высказал предположение, что это остатки мезонефроса.

1. Согласны ли вы с предполагаемым диагнозом?

2. Какие клеточные механизмы были нарушены при формировании этой эмбриопатии?

Задача №7

У 6-тилетнего мальчика, страдающего многими врожденными пороками развития, во время урографии установлено отсутствие правой почки.

1. Имеется ли в этом случае правый мочеточник?

2. Можно ли объяснить эту аномалию нарушениями в эмбиогенезе?

Задача №8

У всех пойкилотермных животных (с непостоянной температурой тела) половые железы находятся в брюшной полости, а у млекопитающих мужские гонады перемещаются через паховый канал в мошонку.

1. В чем биологический смысл этого процесса?

2. Как называется эмбриопатия при не опущении яичек?

3. Какие механизмы развития при этом нарушены?

Задача №9

В ряду позвоночных животных пронефрический канал уже при развитии первичной почки расщепляется на два канала – Мюллеров и Вольфов.

1. Какую функцию выполняют эти каналы?

2. Какие способы преобразований систем органов в филогенезе демонстрирует их роль при этом развитии?

Задача №10

У 15-тилетнего ребенка, при обследовании урологом, обнаружены ovotestis – половая железа, сочетающая элементы семенника и яичника.

1. Какой диагноз поставил врач?

2. В чем причина данного нарушения?

3. Можно ли назвать этот порок атавистическим?

 

Задача №11

20-тилетней женщине при обследовании у гинеколога поставлен диагноз – двойная матка.

1. Нарушение каких механизмов развития привело к данной патологии.

2. Можно ли назвать данный порок рекапитуляцией?

3. Часто ли он встречается?

Задача №12

У двухлетнего ребенка наблюдается резко выраженная синюшность покровов тела, одышка, снижение температуры тела (ниже нормы). При клиническом обследовании поставлен диагноз: врожденный порок сердца. При этом клапанный аппарат в пределах нормы.

1. Какие нарушения в строении сердца и сосудов могут быть у этого ребенка?

2. С нарушением каких регуляторных механизмов эмбриогенеза вы связываете возникновение этого порока?

 

Задача № 13

Прогрессивным изменением кровеносной системы млекопитающих называют полное разделение венозного и артериального кровотока.

1. Чем достигается этот морфо-физиологический прогресс?

2. Какие типы филэмбриогенезов осуществляют эволюцию сердца и сосудов, выносящих кровь из него?

3. Какое физиологическое достижение приобретают млекопитающие в результате всех этих изменений?

 

Задача №14

При вскрытии тела ребенка, погибшего сразу после рождения, врач-патологоанатом обнаружил шейную эктопию сердца, которое имело только три камеры.

1. Какие механизмы развития были нарушены?

2. Какие пороки ещё возможны при такой патологии?

 

Задача №15

На вскрытии умершего сразу после родов ребенка были обнаружены обе дуги аорты 4-ой пары. При рождении у этого младенца были ярко выражены нарушения рефлексов глотания и удушье.

1. О каком пороке идёт речь?

2. Можно ли назвать его атавистическим?

3. Какие механизмы развития были нарушены?

4. Часто ли встречается этот порок?

 

Задача №16

При обследовании 12-тилетнего ребенка врачем-трансфузиологом было обнаружено наличие правой дуги аорты и отсутствие левой.

1. Как называется этот порок?

2. С какими механизмами связано нарушение?

3. На сколько серьезную угрозу этот порок представляет для жизни ребенка?

 

Задача №17

Среди пороков развития венозного русла возможно персистирование двух верхних полых вен. Такие пороки встречаются двух типов: обе вены впадают в правое предсердие или обе же в левое предсердие.

1. Что происходит при каждой из аномалий?

2. Какая из них опаснее?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.026 с.)