Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие №4. Молекулярные основы наследственности и изменчивостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте Задача №1 Ген эукариотической клетки, занимающий участок ДНК размером в 2400 пар нуклеотидов, кодирует полипептид, состоящий из 180 аминокислотных остатков. 1. Объясните причину данного явления. 2. Какова длина этого участка ДНК? Задача №2 При анализе нуклеотидного состава ДНК бактериофага М 13 было обнаружено следующее количественное соотношение азотистых оснований: А-23%, Г-21%, Т-36%, Ц-20%. 1. Как можно объяснить причину того, что в этом случае не соблюдается принцип эквивалентности, установленный Чаргаффом? 2. Какое количественное соотношение азотистых оснований должно быть при работе правила Чаргаффа? Задача №3 Ферменты, осуществляющие репликацию ДНК, движутся со скоростью 0,6 мкм в 1 мин. 1. Сколько времени понадобится для удвоения ДНК в хромосоме, имеющей 500 репликонов, если длина каждого репликона 60 мкм? 2. Что называется репликоном? Задача №4 Фрагмент двухцепочечной молекулы ДНК: 3/ - А-Г-Т-Ц-Т-Т-Г-Ц-А-5/ 5/ - Т-Ц-А-Г-А-А-Ц-Г-Т-3/ 1. Каково направление синтеза дочерних нитей ДНК? 2. Определите нуклеотидную последовательность каждой из двух дочерних нитей, которые возникнут при репликации. Задача №5 Полипептид состоит из 900 аминокислотных остатков. 1. Определите число триплетов мРНК (матричная), в которых записана информация о данном полипептиде. 2. Каково число нуклеотидов в соответствующем участке кодирующей нити ДНК? Задача №6 Считая, что средняя молекулярная масса аминокислоты около 110 Да (Дальтон), а нуклеотида – около 300 Да (Дальтон). 1. Что тяжелее: белок или ген? 2. Сколько нуклеотидов кодируют одну аминокислоту? Задача №7 Фрагмент полипептида: Фен–Мет–Цис. 1. Запишите все варианты фрагментов мРНК (матричная), которые могут кодировать данный фрагмент белка. 2. Из скольких рибонуклеотидов будет состоять данный фрагмент полипептида? Задача №8 Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: 5/-ГАТ-ТЦТ-ГАЦ-ТЦА-ТТГ-ЦАГ-3/ 1. Определите ориентацию и нуклеотидную последовательность мРНК (матричная), синтезируемой на указанном фрагменте ДНК. 2. Определите аминокислотную последовательность кодируемого ею полипептида.
Задача №9 У человека, больного цистинурией с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют кодоны иРНК (информационная): ЦЦУ-ГГУ-ЦУГ-гуг-уцг-гуц-ауа. У здорового человека в моче обнаруживаются аланин, серин, глутаминовая кислота, глицин. 1. Определите структуру гена больного цистинурией. 2. Какие аминокислоты выделяются только у больных цистинурией? Задача №10 Фрагмент полипептидной цепи инсулина включает 8 аминокислот: фенилаланин – валин – аспарагин – глицин – гистидин – лейцин – цистеин – глицин. 1. Определите структуру участка молекулы ДНК, кодирующего эту полипептидную цепь. 2. Какова будет длина данного участка молекулы ДНК? Задача №11 В рибосому последовательно поступают тРНК (транспортная) со следующими антикодонами: УУА, ГЦА, ГГА, ЦУУ. 1. Определите структуру гена, кодирующего синтезируемый на рибосоме полипептид. 2. Какой будет вес данного участка молекулы ДНК?
Задача №12 тРНК (транспортная) с антикодонами: АУГ, ААА, ГУЦ, ГЦУ, ЦГА, ЦУЦ, УАА, УУЦ 1. Какие аминокислоты могут транспортировать к рибосомам? 2. Какие ферменты участвуют в активации и транспорте данных аминокислот? Задача №13 Отрезок молекулы иРНК (информационная) 5/-АУГ-ГУГ-ЦАГ-АЦУ-ГАГ-ГАЦ-ЦАЦ-3/ 1. Как отразится на последующей трансляции добавление аденилового нуклеотида к началу данной кодирующей последовательности? 2. Какие антикодоны будут у тРНК (транспортная), транспортирующих аминокислоты к иРНК (информационная)?
Занятие №5. РЕГУЛЯЦИЯ ЭКСПРЕССИИ ГЕНОВ У ПРО- И ЭУКАРИОТ Задача №1 Участок инициации синтеза полипептида в молекуле м.РНК имеет нуклеотидную последовательность: 5/-ГУА-УАА-АУГ-УУУ-ЦАА-ЦАУ-3/ 1. Какие триплеты данной мРНК (матричная) кодируют первые аминокислоты полипептида? 2. Какой этап трансляции, помимо инициации, отражен на данном участке мРНК (матричная)? Задача №2 Искусственно синтезированы короткие полинуклеотидные цепочки с таким взаимным расположением нуклеотидов: мРНК (матричная)….5/ УУГ-УУГ-УУГ-УУГ-УУГ-УУГ-УУГ…..3/ Каждая цепочка равновероятно (случайно) может начинаться с любой точки – любого нуклеотида. 1. Каким будет результат трансляции всех возможных вариантов таких цепочек? 2. Какой этап трансляции наблюдается на данном отрезке мРНК (матричная)? Задача №3 Участок мРНК (матричная) имеет структуру 5/-АЦА-УГА-АУГ-ЦЦУ-ЦУА-ГУЦ-УАА-УУУ-3/ 1. Укажите на этом участке точки терминации для одного белка и инициации для следующего. 2. Что можно сказать о рамках считывания этих белков? Задача №4 Эукариотический ген содержит 5 интронов. 1. Что можно сказать о числе экзонов в его составе? 2. Какое количество вариантов мРНК (матричная) может образоваться в результате альтернативного сплайсинга при созревании первичного траскрипта? Задача №5 Матричная РНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: КЭП-5\НТО-АУГ-УГУ-ЦЦА-ГУУ-УГА-АЦУ-УГГ-ГЦЦ-ГЦА-3/НТО-polyA3/ Каким будет результат трансляции данной мРНК (матричная) на рибосоме, если: 1. В 3/НТО находится особая стимулирующая последовательность, перекодирующая триплет УГА? Каков результат перекодирования триплета УГА? 2. В 3/НТО нет последовательности, перекодирующей триплет. Задача №6 Участок мРНК (матричная) имеет триплетную структуру: 5/-АЦА-УУА-УАА-АУГ-УУУ-3/ 1. Какой этап трансляции осуществляется на этом участке? 2. Какой аминокислотный состав будет у белка? Задача №7 Участок гена имеет следующее строение, состоящее из последовательности нуклеотидов: кДНК (кодогенная) 5/-ЦГГ-ЦГЦ-ТЦА-ААА-ТЦГ-3\. Укажите строение соответствующего участка белка, информация о котором содержится в данном гене. 1. Как отразится на строении белка удаление из гена четвертого нуклеотида? 2. С какими антикодонами будут тРНК (транспортная)?
ОРГАНИЗМЕННЫЙ (ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ) УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ Занятие №6. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ Задача №1 Яйцеклетка содержит большое количество желтка сосредоточенного в центре яйцеклетки, активная зона цитоплазмы и ядро расположены по поверхности. Такая яйцеклетка есть у насекомых. 1. Какой тип яйцеклетки описан? 2. Какие еще типы яйцеклеток вам знакомы? Задача №2 У девятипоясного броненосца тату всегда рождается четное количество одинаковых детенышей. 1. Как вы считаете, что происходит у этого животного при оплодотворении? 2. Как называется данный тип размножения?
Задача №3 Одноклеточные организмы дрожжевые грибы и многоклеточные организмы кишечнополостные имеют сходства и различия. 1. В чем заключается сходство способов размножения у этих животных? 2. Какие преимущества дает этот способ размножения? Задача №4 Сперматозоиды в семенной жидкости развивают скорость 5 см\ч, что применительно к их размерам, примерно в 1,5 раза быстрее, чем скорость пловца-олимпийца. 1. Какие особенности их организации обуславливают такую скорость передвижения? 2. Каково строение сперматозоида? Задача №5 Для яйцеклеток характерно необычное отношение объема ядра к объему цитоплазмы: у яйцеклеток оно сильно снижено, а у сперматозоидов, наоборот, ядерно-цитоплазматическое отношение очень высокое. 1. Свяжите показатели ядерно-цитоплазменных отношений с функциональной ролью половых клеток. 2. Охарактеризуйте строение яйцеклетки млекопитающих.
РОЛЬ ГЕНОТИПИЧЕСКИХ И СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕНОТИПА Занятие №8. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ЖИВОГО. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ Задача № 1 Организмы с генотипами Аа и АА. 1. Как данные организмы называются по зиготности? 2. Сколько типов гамет образует каждый организм? Задача № 2 Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие. Ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. 1. Какое потомство можно ожидать от этого брака? 2. Какие по зиготности будут дети с карими глазами?
Задача № 3 Редкий аллель (а) вызывает у человека наследственную анофтальмию (отсутствие глазных яблок). Аллель (А) обуславливает нормальное развитие глаза. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны. 1. Определите расщепление в F1 по генотипу и фенотипу. 2. Какое расщепление по фенотипу окажется среди детей, если гетерозиготный мужчина женился на женщине с нормальным развитием глаз?
Задача № 4 По данным шведских генетиков, некоторые формы шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом у гомозигот пенетрантность равна 100 %, у гетерозигот – 20 %. 1. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов гетерозиготен, а другой нормален в отношении анализируемого признака? 2. Какова вероятность рождения больных детей в браке двух гетерозиготных родителей?
Задача № 5 В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют первую и вторую группу крови, родители второго – вторую и четвертую. Исследование показало, что дети имеют первую и вторую группы крови. 1. Определите, кто чей сын. 2. Возможно ли сделать наверняка при других комбинациях групп крови (приведите примеры)? 3. В каких случаях можно было бы обойтись без исследований крови отцов?
Задача № 6 Семейная гиперхолестеринемия наследуется как доминантный аутосомный признак. У гетерозигот это заболевание выражается в высоком содержанием холестерина в крови, у гомозигот кроме того развиваются ксантомы (доброкачественные опухоли) кожи и сухожилий, атеросклероз. 1. Определите возможность рождения детей с аномалией и степень её развития в семье, где один из родителей, кроме высокого содержания холестерина в крови, имеет развитые ксантомы и атеросклероз, а другой нормален. 2. Определите возможную степень развития гиперхолестеринемии у детей в семье, где оба родителя имеют лишь повышенное содержание холестерина в крови.
Задача № 7 Синдром Ван-дер-Хеве (голубая окраска склер, ломкость костей, глухота) имеет аутосомно-доминантный тип наследования. Пенетрантность по голубой склере – 100%, по ломкости костей – 63%, по глухоте – 60%. Мужчина, имеющий голубой цвет склеры и нормальный в отношении двух других признаков, вступил в брак со здоровой женщиной, у которой никто в семье таким синдромом не страдал. 1. Определите вероятность рождения в этой семье детей с признаком ломкости костей. 2. Определите вероятность рождения в этой семье глухих детей. Задача № 8 Акаталазия (отсутствие каталазы в крови) обусловлена редким аутосомным рецессивным геном. У гетерозигот клинических проявлений нет, лишь несколько понижена активность каталазы. 1. У обоих родителей и единственного их сына активность каталазы ниже нормы. Определите вероятность рождения у них следующего ребенка без аномалий. 2. Определите вероятные фенотипы детей в семье, где один из супругов страдает акаталазией, а у другого выявлена лишь пониженная активность каталазы.
Талассемия (результат нарушения синтеза гемоглобина, одно из проявлений – аномальная форма эритроцитов) наследуется как неполностью доминантный аутосомный признак. У гомозигот заболевание заканчивается смертельным исходом в 90–95 % случаев, у гетерозигот проходит в относительно легкой форме. 1. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов страдает легкой формой талассемии, а другой здоров. 2. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя страдают легкой формой талассемии? Задача № 10 Черепно-лицевой дизостоз (аномалия заращения швов костей черепа) наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30 %. 1. Определите вероятность заболевания у детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по данному гену, а другой родитель гено- и фенотипически здоров. 2. Определите вероятность заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному гену.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.012 с.) |