Классификация организационных структур управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация организационных структур управления



Рассматривается с точки зрения взаимодействия с внешней средой.

1) Иерархические организационные структуры (Формальные, Механистические Бюрократические). Характеризуются жесткой иерархией власти, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узкоопределенной ответственностью в деятельности.

2) Адаптивные (органические или гибкие). Характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством ступеней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием правил и процедур, децентрализованным принятием решений и широкоопределенной ответственностью в деятельности.

Требования к организационным структурам управления:

1) Направленность на достижение цели. Поскольку цели являются главной характеристикой организации, структура управления должна способствовать их достижению. Это обеспечивается с помощью прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач. Во вторых за счет сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению целям вышестоящего уровня. В третьих за счет рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.

2) Перспективность. Структура управления должна обеспечивать решение задач не только оперативного, но и стратегического характера.

3) Способность к развитию. Данное требование объясняется постоянным совершенствованием технологии производства, изменениями внешней среды и появляющимися диспропорциями в системе управления.

4) Согласование интересов. По причине разделения труда появляется множественность и противоречивость участников процесса управления. Поэтому должен присутствовать механизм, позволяющий устанавливать компромиссы.

5) Индивидуальность. Каждая организация уникальна, что обусловлено сложившимся составом кадров, оборудования, формальными, неформальными управленческими связями.

6) Экономичность. Структура управления должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления и повышению производительности труда управленческих кадров.

 

 

 


Методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Особенности и классификация.

Методы управления – это совокупность приемов и способ целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью побудить последнего совершить определенное действие в интересах предприятия.

В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:

1) Целенаправленность. Применение методов должно побуждать к достижению определенной цели.

2) Реализуемость. Должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовывать избранный метод в соответствии с правовыми и социальными нормами и имеющимися ресурсами.

3) Системность. Применяемые методы должны представлять собой единую систему.

4) Динамичность. Применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией.

5) Эффективность. Применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимальных социального и экономического результатов при минимальных затратах на разработку и проведения мероприятий, реализующих метод.

С точки зрения мотивации методы делятся:

1) Организационно-административные. Предполагают обязательное выполнение положений законодательных и нормативных актов. Особенности:

a. Оказывают прямое воздействие на объект управления,

b. Носят безвозмездный характер,

c. Требуют наличие и использования действенной системы контроля,

d. Требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

2) Экономические. Предполагают реализацию экономических законов и закономерностей. Особенности:

a. Альтернативны,

b. Имеют косвенное воздействие на объект управления с помощью денежной единицы,

c. Вносят элемент саморегулирования в деятельность организации.

3) Социально-психологические. Предполагают следование принципам социологии и психологии. Особенности:

a. Альтернативны,

b. Имеют косвенное воздействие на объект управления,

c. Время и характер применения зависят от социального статуса самого коллектива, что определяется факторами:

i. Образование,

ii. Возраст,

iii. Гендерная характеристика (по полу),

iv. Национальные, религиозные, культурные аспекты.

Организационные методы

Используются в типичных ситуациях и делятся:

1) Регламентирование – это установление статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объектов регламентирования. Объекты регламентирования:

a. Организации в целом. Документ – устав.

b. Структурное подразделение. Положение о подразделении.

c. Должность в аппарате управления – должностная инструкция.

d. Отношения между предприятием и персоналом – правила внутреннего трудового распорядка, правила приема на работу и увольнений.

e. Технология выполнения управленческих работ – схема документооборота и технологический паспорт.

2) Нормирование. Как метод управления использует нормы, имеющие конкретные числовые выражения и нормативы, которые носят общий типовой характер и являются базой для исчисления норм:

a. Норма времени,

b. Обслуживания,

c. Выработки,

d. Численности,

e. Расхода материалов,

f. Нормы управления – это число непосредственных подчиненных у руководителя, на которых распространяется область его контроля. Для руководителей высшего и среднего звена нормы управления от 4 до 11 чел, для руководителей низшего звена – 20-25 чел.

3) Инструктирование. Это ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами и последствиями не выполнения какого-либо задания. Виды:

a. Ознакомление

b. Совет

c. Объяснения

d. Разъяснения

e. Предостережения.

Административные методы

Используются в конкретных ситуациях, т.е. при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей.

Формы:

1) Приказ – это документ, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения задания, указаны исполнители, условия выполнения этих заданий и определено должностное лицо, осуществляющее контроль. Это документ глобального характера, подписывается руководителем предприятия.

2) Распоряжения – это устные или письменные требования к подчиненным о выполнении какого-либо задания. Это документ локального характера, подписывается руководителем подразделения.

3) Указание. Осуществляется в устных формах, используется на низших уровнях управления.

Экономические методы

Классификация:

1) Централизованный – управление предприятием со стороны государства:

a. Налоговая политика,

b. Финансово кредитная политика

c. Политика ценообразования

d. Система государственных заказов

e. Система государственного финансирования и дотаций.

2) Децентрализованный – управление предприятием и его структурными подразделениями:

a. Система ценных бумаг,

b. Ценообразование,

c. Хозяйственный расчет

3) Децентрализованный – управление персоналом предприятия:

a. Системы оплаты труда

b. Системы вознаграждений и корпоративных льгот и компенсаций.

Ценообразование.

1) Регулируемые государством цены:

a. Цены естественных монополий,

b. Цены на продукцию и услуги, занимающие доминирующее положение на рынке.

c. Цены на социально значимые товары и услуги:

i. Товары детского назначения

ii. Медицинские препараты

iii. Транспортные услуги

iv. На вещи для инвалидов

Регулирование цен за счет установления предельного размера торговой надбавки на социально значимые продукты питания повседневного спроса.

2) Нерегулируемые государством цены:

a. Оптовые цены – цены на продукцию производственно технического значения

b. Отпускные цены – на товары народного потребления

c. Товары оптовых посредников

d. Цены розничной торговли

e. Цены общественного питания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.015 с.)