Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности оценки бизнеса торговых организаций

Поиск

Необходимость в оценке стоимости предприятия может возникнуть в различных ситуациях, связанных с его продажей, передачей имущества в аренду, проведением эмиссии акций и др.

Во всех случаях используются два подхода к определению стоимости предприятия:

- она определяется по стоимости его имущества;

- в ней учитывается не только стоимость имущества, но и стоимость технологий, товарных знаков, конкурентных преимуществ и других исключительных прав.

Каждый из этих подходов применяется в разных случаях оценки.

Подход к определению стоимости предприятия по стоимости его имущества используется:

- для определения объективности текущей котировки акций акционерного общества и существующих тенденций к росту или снижению их стоимости. Это позволяет инвесторам или держателям пакетов акций принимать обоснованные решения по покупке или продаже акций;

- для проверки обоснованности оценки деятельности и результатов котировок акций закрытых акционерных обществ, о работе которых существует недостаточно информации;

- для подготовки предложения по ценам акционерных обществ, что может использоваться при оценке результатов деятельности предприятий и при аудите. Это связано с тем, что рыночная стоимость предприятия может не совпадать с балансовой стоимостью его активов.

Подход, при котором в расчете стоимости предприятия учитывается не только стоимость имущества, но и стоимость технологий, товарных знаков, конкурентных преимуществ и других исключительных прав, применяется в следующих случаях:

· для оценки бизнес-линий или продуктовых линий предприятия. Исходя из такой оценки определяется стоимость отдельных объектов, либо суммируются оценки стоимости объектов и таким способом рассчитывается стоимость всего предприятия;

· для более точной и полной оценки эффективности инвестиционного проекта;

· для определения прогнозируемой рыночной стоимости нового предприятия.

Каждый из двух рассматриваемых подходов может быть применен при решении специальных задач, связанных с оценкой бизнеса торгового предприятия.

Основными из этих задач являются:

1. Обоснование решения вопроса о разделении имущества и других активов предприятия при его реорганизации. Это необходимо для обоснованного решения вопроса о величине пая участника, выходящего из состава хозяйственного товарищества или общества.

2. Эмиссия новых акций. Необходимость определения стоимости предприятия связана с тем, что необоснованный выпуск новых акций может привести к «разводнению» акций акционерного общества, к снижению их доходности, ущемлению интересов большинства участников.

3. Рыночная оценка стоимости предприятия, которая должна проводиться в случае его банкротства. В этой ситуации:

- риэлторы должны провести оценку таким образом, чтобы не допустить, с одной стороны, занижения стоимости предприятия, а с другой — ее завышения;

- если уже известны потенциальные покупатели или инвесторы, то оценка стоимости предприятия должна проводиться с учетом их возможных интересов;

- оценка стоимости несостоятельных предприятий должна быть, по возможности, многовариантной и проведена различными методами.

4. Подготовка к продаже приватизированных предприятий или продажа крупных пакетов акций, принадлежащих государству. Эта задача по своей сути близка к предыдущей, но имеет некоторые особенности:

- весь доход от продажи поступает не отдельным кредиторам, а в федеральный или местный бюджеты;

- на практике обычно стоимость такого имущества или ценных бумаг бывает заниженной.

5. Обоснование вариантов санации предприятия. Санация предприятия проводится с целью улучшения его финансового положения. Если предусматривается решение о продаже предприятия, целесообразно рассмотреть вопросы его санации. Проводится как минимум два варианта оценки:

1. Реальная оценка — по его рыночной стоимости на определенную дату.

2. Проведение комплекса санационных мероприятий:

- всемерное сокращение затрат предприятия;

- санация в рамках реализации тех или иных инвестиционных проектов;

- санация в форме реорганизации предприятия.

При определении стоимости предприятий торговли могут использоваться различные методы оценки, подразделяемые на три группы: затратные, сравнительные и доходные.

Затратный подход базируется на методах количественного анализа, разбивки по компонентам, сравнительной единицы, балансовой стоимости, замещения, ликвидационной стоимости. Он основан на мнении потенциального инвестора о том, что он не заплатит больше средств за тот или иной объект, чем их потребуется для того, чтобы построить аналогичный объект. В этом случае стоимость предприятия определяется затратами, связанными с созданием нового объекта.

Сравнительная оценка предполагает использование методов парных продаж, количественного и качественного анализа продаж, отраслевых соотношений. Она может быть реализована при достаточно развитом рынке продаж родственных объектов или предприятий. Ее применение заключается в проведении сравнительного анализа сделок купли-продажи или аренды на соответствующем рынке, сопоставлении оцениваемого объекта с родственными объектами, выбранными для сравнения, и внесением необходимых корректировок в стоимость оцениваемого объекта.

Доходный подход к определению стоимости предприятий может быть реализован с использованием методов валовой ренты, прямой капитализации, капитализации доходов, дисконтирования денежных потоков. Он основан на определении и ожидании доходов от того или иного объекта в будущем [11].

Традиционно рынком считается совокупность организационных, технических, правовых и других механизмов, обеспечивающих взаимодействие покупателей и продавцов, связанное с куплей-продажей какого-либо товара. Такое определение можно отнести и к рынку предприятий, но в этом случае в качестве объекта сделок выступают предприятия и их различные объекты.

Рынки предприятий, и в целом недвижимости, обладают рядом существенных особенностей по сравнению с другими рынками:

1. Локальный характер рынков предприятий, т.е. продажа предприятий и других объектов проводится в том регионе, где они расположены. При этом информация о продаже обычно публикуется в местной печати, что ограничивает круг потенциальных покупателей только теми лицами, которые находятся в данном регионе.

2. Ограниченное число покупателей и продавцов. Это связано, с одной стороны, с ограниченным числом выставляемых на продажу предприятий, с другой стороны, с локальным характером рынков предприятий и недостаточной информированностью возможных покупателей, а также с высокой стоимостью продаваемых объектов.

3. Недостаточная стандартизированность и взаимозаменяемость различных предприятий и объектов. Если на высокоорганизованных рынках сделки проводятся с указанием наименований товаров, их видов, типов, марок без визуального осмотра, то на рынках предприятий, как правило, потенциальные покупатели совершают предварительный детальный осмотр объекта, во время которого выясняют состояние объекта, интересуются его планировкой и другими вопросами, касающимися непосредственно самого объекта.

4. Специфика информации о рынке предприятий. Если информация о продаже товара массового спроса является общедоступной, то о стоимости предприятия можно узнать информацию о первоначальной цене выставляемых на аукцион объектов, а окончательная стоимость сделок, как правило, не публикуется, что делает сложной даже оценку объектов-аналогов.

5. Неэластичность предложения на рынке предприятий. Если на большинстве рынков при увеличении спроса на товар увеличивается и предложение данного товара, то на рынке предприятий этого не происходит, так как количество выставляемых на продажу предприятий или их объектов заранее ограничено. И в случае увеличения спроса на те или иные объекты, как правило, происходит только рост их стоимости [12].

Вместе с тем перечисленные аспекты носят в основном общетеоретический характер оценки. На практике необходимо рассматривать различные особенности объектов оценки (и в первую очередь, отраслевые), которые должны определять состав учитываемых факторов и применяемых методов определения их стоимости.

Отрасль торговли представляет собой совокупность специализированных предприятий, обслуживающих процесс обращения товаров.

Основная функция торговли — реализация товаров. В соответствии с классической экономической теорией ее можно рассматривать в двух аспектах:

1. Реализация потребительной стоимости, т.е. доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.

2. Реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент куплипродажи, т.е. выполнения расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя.

В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. Их часто называют дополнительными. К ним относится изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в их выборе, размещение и выкладка товаров в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже, и т.д.

Процедуры оценки бизнеса

Независимая оценкабизнесаможетбыть проведена в отношении следующих объектов:

1. Действующих предприятий (частных, коллективных, коммунальных, государственных и др.), как бизнеса хозяйствующего субъекта со всей совокупностью лежащих на нем прав и обязательств;

2. Компаний (закрытых, открытых акционерных обществ; обществ с ограниченной, дополнительной, полной ответственностью и др.);

3. Структурных подразделений предприятий (цеха, производства, участки);

4. Объединений предприятий (ассоциации, корпорации, консорциумы);

5. Сельских (фермерских) хозяйств;

6. Банков и других финансовых организаций (страховых компаний, кредитных союзов, институтов совместного инвестирования);

7. Организаций рыночной инфраструктуры (товарных бирж, фондовых бирж);

8. Долевого участия в бизнесе (доли в капитале общества или товарищества);

9. Инвестиционных проектов по реконструкции действующих предприятий (целостных имущественных комплексов), а также стоимости планируемого бизнеса создаваемых компаний.

По желанию Заказчика независимая оценка бизнеса (для продажи бизнеса, залога, пр.) проводится для целей:

· Оценка бизнеса для - Приватизации предприятия, реструктуризации, ликвидации, слияния, поглощения, выделения и т.д.

· Определения текущей рыночной стоимости бизнеса в случае его частичной или полной покупки или продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;

· Оценка бизнеса для - Определения стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаях проведения различного рода операций с ними;

· Определения кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;

· Снижения уровня финансового риска при кредитовании;

· Оценка бизнеса для - Определения рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;

· Определения величины ущерба при наступлении страховых случаев;

· Оценка бизнеса для - Определения величины нанесенного ущерба, в результате нарушения Ваших имущественных прав;

· Налогообложения предприятия (при определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);

· Оценка бизнеса для - Переоценки активов предприятия для целей бухгалтерского учета;

· Внесения в уставной капитал имущественных вкладов учредителей;

· Выкупа акций у акционеров;

· Оценка бизнеса для - Определения стоимости нематериальных активов;

· Обжалования судебного решения об изъятии собственности,

· Оценка бизнеса для - Определения величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;

· Оценка бизнеса для - Приобретения или продажи предприятие (бизнеса) на наиболее выгодных для Вас условиях (обоснования инвестиционного решения);

· Получения компетентного независимого мнения о стоимости предприятия (бизнеса), основанного на общепринятых в Украине и мировой практике подходах к оценке;

· Оценка бизнеса для - Обоснования целесообразности осуществления инвестиционных проектов по реконструкции действующих предприятий, а также по созданию новых компаний;

· Формирования четкого представления о стоимости как своих активов, так и контрагентов, достоверной информации о возможных сроках окупаемости предприятия (бизнеса), размере ежегодной прибыли, перспективе развития на рынке товаров и услуг;

· Оценка бизнеса для - Принятия оптимального, экономически обоснованного управленческого решения для выбора стратегии сделки;

· Получения веских аргументов для ведения переговоров и отстаивания своей точки зрения в процессе совершения сделки;

· Оценка бизнеса для - Получения документального подтверждения (отчет об оценке предприятия/бизнеса), которое будет иметь юридическую силу в суде и может использоваться в рамках судебного делопроизводства;

Перечень документов и информации, необходимых для оценки бизнеса (для продажи бизнеса, залога, пр.)

· Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации);

· Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ);

· Виды деятельности и организационная структура компании;

· Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть);

· Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках

· Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка);

· Ведомость основных фондов;

· Инвентарные списки имущества (инвентарный номер, дата постановки на баланс, полная и остаточная балансовая стоимость на последнюю отчетную дату перед датой оценки);

· Данные обо всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.);

· Расшифровка кредиторской задолженности;

· Расшифровка статьи «незавершенное строительство»;

· Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования, по видам дебиторской задолженности, доля сомнительной задолженности;

· Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним;

· План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.

Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку бизнеса (для продажи бизнеса, залога, пр.).

Стоимость услуг по оценке бизнеса (для продажи бизнеса, залога, пр.) оговаривается в каждом конкретном случае и зависит от следующих факторов:

· типа и состава предприятия, характеристики бизнеса (величины оцениваемой компании, количества ее активов);

· полноты и достоверности имеющейся у Заказчика необходимой информации об объекте оценки;

· срочности выполнения заказа и т.д.

По результатам проведенной работы оформляется отчет об оценке бизнеса, имеющий полную юридическую силу.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.011 с.)