Теоретико-метологические основы оценки стоимости компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-метологические основы оценки стоимости компании



НОУ «Алматы Менеджмент Университет»

 

Допускается к защите

Заведующий кафедрой «Финансы, учет и аудит»

 

_______________ П.Исахова

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Оценка стоимости компании и методы ее определения»

Выполнил (а)

Студент, группы

№ Б-СО-О-Р-Ф-1202 _____________ А. Дауменов

 

 

Научный руководитель,

Степень, звание _____________ Г. Касенова

 

Алматы, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ.. 7

1.1. Факторы, влияющие на стоимость компании, понятие средневзвешенной стоимости капитала компании. 7

1.2. Основные цели и информационная база оценки стоимости компании. 14

1.3. Методы оценки стоимости на предприятия. 21

 

2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ТОО «РИТЕЙЛ ГРУПП КАЗАХСТАН». 34

2.1. Общая характеристика компании на примере ТОО «Ритейл групп Казахстан» и анализ финансового состояния предприятия. 34

2.2. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса. 42

2.3. Затратный подход и сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса. 52

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ.. 57

3.1. Зарубежный опыт оценки стоимости компании и возможности его применения в отечественных условиях. 57

3.2. Прогноз изменения стоимости ТОО «Ритейл групп Казахстан» с учетом рисков 64

3.3. Перспективные направления оценка стоимости капитала предприятия в современных условиях. 67

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 75

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 78

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В годовых отчетах практически каждой крупной западной компании за последние десять лет, сразу бросается в глаза тот факт, что центральная идея, представляемая читателям на первой же странице, - это ориентация компании на «создание и повышение ценности» (value creation). Необходимость оценки инвестиционных проектов с точки зрения интересов владельцев фирм уже давно является общепризнанной в финансовом менеджменте. Однако в том, что касается оценки достигнутой эффективности, практика компаний очень долгое время базировалась на показателях, традиционно применяемых в финансовом анализе

Если учесть, что основная задача любой компании должна заключаться в максимальном увеличении акционерной стоимости компании, тогда для достижения этой цели менеджерам необходим инструмент для оценки влияния различных вариантов их действий. Таким инструментом является модель оценки корпорации, которая представляет собой приведенное значение свободных денежных потоков, создаваемых деятельностью компании и дисконтируемых по средневзвешенной стоимости капитала. Модель корпорационной оценки соединяет вместе финансовую отчетность, потоки денежных средств, временную стоимость денег, риск и стоимость капитала. При помощи систематического использования модели корпоративной оценки для выработки своих решений компании строят свой ценностно-ориентированный менеджмент.

Активное развитие в мире фондового рынка, финансово-кредитной сферы и системы страхования определяют рост потребности в оценке стоимости предприятий, имеющих значительную долю как в государственной, так и в частной структуре собственности. Без объективных оценок стоимости предприятий затруднено осуществление инвестиционной, кредитной и страховой деятельности, выпуска ценных бумаг, совершение сделок купли-продажи, аренды, а также обоснованное принятие многих управленческих решений, проведение большинства финансово-экономических расчетов, фундаментального анализа и прочее. Поэтому можно говорить, что упорядочение и совершенствование процессов по оценке стоимости предприятий в Казахстане является важнейшей составляющей в экономической устойчивости ее бизнеса и государства в целом.

Сегодня ситуация в экономике Казахстана кардинально изменилась, и отмечаются положительные тенденции. При этом, методическое обеспечение процессов оценки стоимости собственности в современном Казахстане формируется, в основном, под влиянием западной науки и зачастую не учитывает исторически сложившихся аспектов развития ее экономики.

Оценка стоимости компании является основной для эффективного проведения сделок и сдерживания цен на рынке. Залогом успешной реализации оценки являются поэтапное ее проведение и аналитика, подразумевающая всесторонность и полноту. Разработка сценариев, по которым может происходить развитие того или иного вида бизнеса, является в современное время одним из самых популярных методов оценки. В большом разнообразии предлагаемых методов оценки в Казахстане зачастую используют в зависимости от сложности определения финансовых коэффициентов, при этом не учитывается весь комплекс факторов, по этой причине результаты нередко недостоверны.

В связи свыше сказанным вопросы формирования и управления составом капитала играют важную роль как для организации деятельности предприятия в целом, так и в целях повышения эффективности деятельности предприятии.

Все это, в конечном итоге, и обуславливает наш выбор темы, а также цели настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам, связанным с оценкой предприятий и их имущества, посвящено много публикаций и нормативных актов. В работах Алклычева А.Л.,, Ананьина О, Одинцова М., Архипова А.И., Арсланова З., Лившиц В.Н., Богачева В.Н., Клейнера Г.Б., Тамбовцева В.Л., Качалова Р.М., Мильнера Б.З., Дынкина А.А., Засыпко В.С. и др., Щиборщ К.В. рассматриваются наиболее общие аспекты методологии инвестиционного анализа и экономического развития. В работах Беренса В., Хавранека П.М., Бирмана Г., Шмидта С., Виленского П.Л., Лившица В.Н., Орловой Е.Р., Смоляка С.А., Волкова И.М., Грачева М.В., Мельникова А.В., Нечаева М.Л., Волконского В.А., Гурвич Е.Т., Кузовкина А.И., Сабурова Е.Ф. изучается инвестиционный и проектный анализ. В рамках освещения проблем финансового менеджмента и инвестиционной оценки данная тематика освещается в зарубежных источниках такими авторами как: Р. Брейли и С. Майерс, Крушвиц Л., О’ Брайен Дж. и Шривастава С., Шарп У.Ф., Александер Г. Дж. Бэйли Дж. В., Ченг Ф. Ли, Дж. И. Финнерти, Шерер Ф.М., Росс Д.

Основы теории стоимости капитала были заложены в трудах зарубежных казахстанских авторов - Калдыбаева О., Темирбаева А., Умаркулову Г. Г., Миржакыпову С. Т. и других.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение теоретико-методологических основ оценки стоимости компании и методов ее определения, а также структурой капитала на примере действующего предприятия.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены задачи, подлежащие разработке:

- раскрыть теоретико-метологические основы оценки стоимости компании;

- изучить факторы, влияющие на стоимость компании,

- дать понятие средневзвешенной стоимости капитала компании;

- изучить основные цели и информационную базу оценки стоимости компании;

- раскрыть методы оценки стоимости на предприятии;

- дать общую характеристику компании на примере ТОО «Ритейл групп Казахстан» и провести анализ финансового состояния предприятия;

- изучить доходный подход к оценке стоимости бизнеса и применить его к ТОО «Ритейл групп Казахстан»;

- раскрыть зарубежный опыт оценки стоимости компании и возможности его применения в отечественных условиях;

- провести прогноз изменения стоимости предприятия с учетом рисков;

- определить перспективные направления оценка стоимости капитала предприятия в современных условиях.

Объектом исследования являются процессы и проблемы, связанные с формированием и оценкой стоимости предприятия.

Предметом исследования выступают подходы и методы к оценке стоимости предприятий Казахстана.

Теоретической и методологической основами исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории финансов, касающихся вопросов оценки бизнеса и стоимости капитала.

В работе использованы методы логического, системного и сравнительного анализа, статистические методы.

Информационной базой исследования послужили аналитическая, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия за 2013-2015гг., нормативно-правовые акты, публикации в периодических научных изданиях, официальные материалы.

Научная новизна исследования состоит в изучении методологических принципов и новых способов определения стоимости предприятия/бизнеса, в предложении новых способов оценки и расчета параметров известных моделей, а также в уточнении и дополнении некоторых существующих методов оценки стоимости капитала в отдельных ситуациях (дополнительная эмиссия, изменение структуры капитала и т.п.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Обоснованы методологические принципы и предложен новый гибридный затратно-доходный подход к оценке стоимости бизнеса и капитала акционеров компании, позволяющий принимать во внимание необходимые срок и затраты на замещение активов, затраты на продвижение, а также риски первоначального этапа становления (издержки преодоления стартовых трудностей);

2 Обоснованы математические модели оценки стоимости прибыли предпринимателя (чистого дохода и рентабельности проекта);

3 Предложен алгоритм оценки стоимости капитала компании.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты, представленные в виде отдельных теоретических положений, выводов и рекомендаций могут служить основой для дальнейшего развития отечественной теории и практики оценки бизнеса и стоимости капитала компании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломной работы можно использовать для совершенствования обоснованности принимаемых управленческих решений по финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности, совершенствования системы обучения профильных специалистов в образовательных учреждениях. Разработанные рекомендации, методики и элементы методик могут применяться владельцами имущественных комплексов предприятий, а также различными лицами, организациями и структурами, занимающимися бизнес-консалтингом, финансовым планированием и налогообложением. Отдельные результаты работы были использованы и внедрены в работе ТОО «Ритейл групп Казахстан».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 


ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ТОО «РИТЕЙЛ ГРУПП КАЗАХСТАН»

2.1 Общая характеристика компании на примере ТОО «Ритейл групп Казахстан» и анализ финансового состояния предприятия

 

INDITEX – одна из крупнейших групп в мире, занимающихся дистрибуцией одежды в мировом масштабе, она имеет более 5000 магазинов в 78 странах Европы, Америки, Азии, Африки и Австралии.

Кроме бренда Zara, самой крупной из торговых сетей группы, в Inditex входят также и другие бренды: Pull &Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterqüe.

Благодаря особой бизнес-модели, основанной на инновациях и гибком подходе, собственному пониманию моды как творчества и высококачественного моделирования, а также благодаря быстрому реагированию на запросы рынка группа Inditex сумела в короткие сроки расширить свою деятельность в международном масштабе, при этом ее различные коммерческие концепции были превосходно встречены клиентами.

Группа компаний: ТОО «Ритейл Групп Казахстан»

Руководитель: Ленгардт Дмитрий

Юридический адрес: Достык проспект, 136 (3-й этаж) Телефон: (727) 352-70-01

Предлагаемая продукция/услуги:

-Джинсы

-Одежда для женщин

-Одежда мужская

-Одежда для детей

Направление:

-Одежда, обувь, текстиль, ткани, кожа

Подкатегории:

-Детская одежда

-Одежда

-Одежда для женщин, для девушек, девочек

-Одежда мужская, одежда для мальчиков

E-mail: indiraba@inditex.com

Сайт: www.inditex.com [32]

Товарищество может создавать совместные предприятия и иные хозяйственно-организационные структуры, как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами, с участием иностранных граждан и юридических лиц.

Товарищество обладает на праве собственности обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе иностранных, круглую печать со своим наименованием, штамп, товарный знак, фирменные бланки.

ТОО «Ритейл групп Казахстан» для достижения целей своей деятельности имеет право от своего имени заключать сделки и иные юридические акты, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и в третейском суде.

Для осуществления своей деятельности товарищество имеет право:

- самостоятельно планировать свою хозяйственную, финансовую, коммерческую деятельность, а так же социальное развитие коллектива;

- инвестировать собственные средства в деятельность казахских и иностранных предприятий и организаций;

- приобретать в собственность и арендовать, а так же сдавать в аренду здания, помещения, торговые площади, оборудование, технику и сооружения и другое движимое и недвижимое имущество;

- помещать деньги в ценные бумаги, находящиеся в обращении, с целью получения чистого дохода;

- создавать на территории Республики Казахстан и за ее пределами филиалы и представительства, дочерние предприятия, вступать в объединения (союзы) с другими юридическими лицами, а также быть учредителем иных юридических лиц, за исключением тех, в которых он будет единственным участником;

- совершать любые сделки и другие юридические акты, прямо не запрещенные действующим законодательством Республики Казахстан.

ТОО «Ритейл групп Казахстан» обязано извещать орган, осуществивший его государственную регистрацию, о создании своих филиалов и открытии представительств, а также о месте их расположения.

Товарищество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Республика Казахстан, ее органы и организации не отвечают по обязательствам Товарищества, равно как и товарищество не отвечает по обязательствам Республики Казахстан, ее органов и организаций. Товарищество не отвечает по обязательствам своих участников.

Участники товарищества не отвечают по его обязательствам и несут риск в пределах стоимости своих вкладов в уставный капитал товарищества.

Участники товарищества, не полностью внесшие вклады в уставный капитал, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников.

Участниками товарищества являются его учредители, а также лица, получившие право на долю в имуществе товарищества после его создания.

Состав участников товарищества фиксируется в реестре участников товарищества, который ведется независимым регистратором, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра держателей ценных бумаг. Документом, подтверждающим право на долю в уставном капитале товарищества, ведение реестра участников которого осуществляется регистратором, является выписка из реестра участников товарищества.

Прием нового участника в товарищество, ведение реестра участников которого осуществляется регистратором, оформляется путем внесения записи в реестр участников товарищества.

Участники товарищества вправе:

- участвовать в управлении делами товарищества в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан и настоящим уставом;

- получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской и иной документацией товарищества, в порядке, предусмотренном настоящим уставом;

- получать доход от деятельности товарищества в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, учредительными документами товарищества и решениями его общего собрания;

- получить в случае ликвидации товарищества стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или, по соглашению всех участников товарищества, часть этого имущества в натуре;

- прекратить участие в товариществе путем отчуждения своей доли в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан;

- оспаривать в судебном порядке решения органов товарищества, нарушающие их права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и/или уставом товарищества.

- передавать свою долю (часть доли) в имуществе товарищества правопреемникам (наследникам) в соответствии с действующим законодательством;

Участники, владеющие более 20 % (двадцатью процентами) от общего числа голосов дополнительно имеют право заслушивать ежеквартальные отчеты исполнительного органа товарищества о финансовом состоянии, ходе выполнения плана и бюджета.

Анализ состава и имущества предприятия за 2013-2015 годы проведем в Приложении 2.

Общая сумма активов ТОО «Ритейл групп Казахстан» в 2013 году составила 28,8 млрд. тенге, по итогам 2014-2015 годов увеличилась до 75,5 млрд. тенге или в 2,6 раза за три года, что можно наглядно представить графически на рисунке 2.

Долгосрочные активы предприятия представлены нематериальными активами и основными фондами на 6558.1 млн. тенге в 2015 году, долгосрочной дебиторской задолженностью в сумме 228.6 млн. тенге и инвестициями в сумме 52595,7млн. тенге.

Балансовая (остаточная) стоимость основных средств по данным баланса числилась в 2013 году на сумму 11135,1 млн. тенге. В течение 2014 года возросла незначительно до 11159млн. тенге, за 2015 год произошло снижение основных средств до 6558,1 млн. тенге

 

Рисунок 2 - Динамика активов ТОО «Ритейл групп Казахстан», млн. тенге

*Примечание – составлено автором на основе данных ТОО «Ритейл групп Казахстан»

 

Удельный вес основных фондов предприятия в общей стоимости активов составлял на конец 2013 года 42,6%, к концу 2015 года – снизился до 8,7% по рисунку 3.

Рисунок 3 - Динамика основных средств ТОО «Ритейл групп Казахстан», млн. тенге

*Примечание – составлено автором на основе данных ТОО «Ритейл групп Казахстан»

Рисунок 4 - Динамика удельного веса основных средств в составе активов ТОО «Ритейл групп Казахстан», %

*Примечание – составлено автором на основе данных ТОО «Ритейл групп Казахстан»

 

Оборотные активы по данным баланса числились в 2013 году на сумму 5247,2 млн. тенге. В течение 2014-2015 года текущие активы возросли до 8895,3 млн. тенге и 16112,3 млн. тенге соответственно, за три года произошел рост оборотных активов в 3,1 раза в рисунке 4.

 

 

Рисунок 5 - Динамика оборотных активов ТОО «Ритейл групп Казахстан», млн. тенге

*Примечание – составлено автором на основе данных ТОО «Ритейл групп Казахстан»

 

Удельный вес оборотных активов предприятия в общей стоимости активов составлял на конец 2013 года 18,2%, в 2014 году возрос до 25,1% - это было максимальное значение за трехлетний период, к концу 2015 года – снизился до 21,3% на рисунке 6.

 

Рисунок 6 - Динамика удельного веса оборотных средств в составе активов ТОО «Ритейл групп Казахстан», %

*Примечание – составлено автором на основе данных ТОО «Ритейл групп Казахстан»

 

Платежеспособность предприятия является одним из важнейших критериев его финансовой устойчивости и потому неразрывно связана с ней. Поэтому в условиях рыночной экономики ей уделяется большое внимание.

Под платежеспособностью предприятия следует понимать готовность его своевременно осуществлять платежи по всем своим обязательствам.

Анализ платежеспособности предприятия осуществляют путем соизмерения наличия и поступления средств по платежам первой необходимости. Различают текущую и ожидаемую платежеспособность.

Текущая платежеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платежеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчетам.

Ожидаемая платежеспособность определяется на конкретную предстоящую дату путем сравнения суммы его платежных средств со срочными обязательствами предприятия на эту дату.

Платежеспособность выражается через коэффициенты платежеспособности – коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности определяется отношением суммы текущих активов (2 раздел актива баланса) к сумме текущих обязательств (3 раздел пассива баланса – доходы будущих периодов).

Ликвидность хозяйствующего субъекта – это его способность быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, то есть средств, которые могут быть использованы для погашения долгов. Ликвидность предприятия означает ликвидность его баланса, который выражается в степени покрытия обязательств хозяйствующего субъекта его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность предприятия и предлагает постоянное равенство между активами и обязательствами, как по общей цене, так и по срокам поступления[33, с. 12].

На основании аналитического баланса проводится расчет и оценка динамики ряда коэффициентов, характеризующих ликвидность, финансовую устойчивость, эффективность производства.

По результатам анализа осуществляется прогноз вероятности банкротства предприятия и дается оценка его кредитоспособности.

Ликвидность-это способность предприятия выполнить краткосрочные обязательства, что имеет большое значение при ведении бизнеса, особенно при неблагоприятных коммерческих условиях. Недостаточная ликвидность может увеличить затраты на финансирование предприятия и привести к невозможности оплачивать счета и выплачивать дивиденды.

Основными показателями ликвидности являются:

-коэффициент общей ликвидности;

-коэффициент быстрой ликвидности;

-коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент общей ликвидности отражает способность предприятия покрывать текущие обязательства текущими активами, рассчитывается по формуле (12)

, (12)

 

, (13)

 

Более точно определить уровень ликвидности позволяет коэффициент абсолютной ликвидности (отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам), по формуле (13, 14). Товарно-материальные запасы и авансовые выплаты исключаются из общей суммы оборотных активов, используемых при определении этого коэффициента; суммируются наиболее ликвидные активы и делятся на краткосрочные обязательства (из краткосрочных обязательств исключен отсроченный подоходный налог и авансы полученные)

,(14)

 

Рассчитанные показатели свидетельствуют, что в 2013-2015 годах коэффициенты были в разы меньше рекомендуемых критериев, то есть такие значения характеризуют абсолютную неликвидность баланса предприятия.

 

 

Таблица 8- Показатели ликвидности ТОО «Ритейл групп Казахстан» *

показатели       Норма
1 2 3 4 5 6
  Коэффициент общей ликвидности   45,19 0,8 > 2,0
  Коэффициент быстрой ликвидности 17,6 44,8 0,797 > 1,0
  Коэффициент абсолютной ликвидности 13,4 36,4 0,196 > 0,2
*Примечание – по данным источника ТОО «Ритейл групп Казахстан»

 

Коэффициент общей ликвидности ТОО «Ритейл групп Казахстан» в 2015 году был равен 0,8 при рекомендуемом критерии больше 2, что ниже критического уровня. Коэффициент быстрой ликвидности в 2015 году составил 0,797, что свидетельствует о недостаточности быстро ликвидных активов для покрытия текущих обязательств. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2015 году был на уровне 19,6%, тогда как норма более 20%, что говорит о несоблюдении критериев абсолютной ликвидности (рисунок 7).

 

Рисунок 7 - Динамика коэффициентов ликвидности, %

*Примечание – составлено автором на основе данных ТОО «Ритейл групп Казахстан»

 

Таким образом, для ТОО «Ритейл групп Казахстан» можно сделать вывод, что рассчитанные показатели ликвидности свидетельствуют, что если в 2013-2014 ТОО было платежеспособно и ликвидно, то в 2015 году баланс предприятия был неликвиден и можно сделать вывод о полной неплатежеспособности компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Действительно, оценка стоимости для пользователей оценки (представителей инвесторов, менеджмента оцениваемой компании, аналитиков и др.) отождествляется с доходным подходом и методом дисконтирования денежных потоков. Не сомневаясь в значимости ожиданий будущих доходов от обладания бизнесом, при принятии решения о цене приобретения бизнеса разумный инвестор, как правило, будет анализировать также альтернативные факторы – стоимость приобретения аналогичного бизнеса, а также затраты на воспроизводство сопоставимого бизнеса «с нуля». Именно такие предпосылки заложены в основу сравнительного и затратного подходов к оценке бизнеса.

Таким образом, в результате обобщения и сопоставления между собой количественных результатов расчета стоимости бизнеса в рамках каждого из применяемых подходов к оценке (доходного, сравнительного и затратного) формируется разумный диапазон стоимости бизнеса, в рамках которого существует наиболее вероятное значение – итоговое значение стоимости бизнеса.

При определении итогового значения стоимости действующего предприятия (бизнеса) результат доходного подхода к оценке, как правило, имеет наибольшую значимость (удельный вес), что обусловлено объективными причинами: – затратный подход дает достоверные результаты, когда речь идет об оценке достаточно нового бизнеса, значимость нематериальных активов для которого невелика либо эти нематериальные активы поддаются достоверной оценке; – сравнительный подход также далеко не всегда позволяет провести достоверную оценку, если речь идет не об оценке котирующихся акций.

Финансово-хозяйственная деятельность ТОО «Ритейл групп Казахстан» характеризуется следующими показателями:

Общий доход ТОО «Ритейл групп Казахстан» за 2015 год составляет 6267.3 млн. тенге, что на 38.9% больше уровня 2013 года.

Себестоимость реализованной продукции предприятия в 2013 году составляла 4528,4 млн. тенге, в 2014 году было зафиксировано падение затрат до 2917,1 млн. тенге, по итогам 2015 года себестоимость возросла до 5780,9 млн. тенге. В целом за три года произошел рост себестоимости на 27,7%. Удельный вес себестоимости реализованных услуг предприятия составил в 2013 году 80,3% от дохода от реализации, в 2014 году снизился до 64,6%, в 2015 году происходит рост удельного вес себестоимости до 92,2%,что является максимальным показателем за трехлетний период.

Расходы на реализацию образовались только в 2014 году в сумме 164 940 тыс. тенге.

Административные расходы возросли с 637,7 млн. тенге в 2013 году до 1821 млн. тенге в 2014 году и до 7021,2 млн. тенге в 2015 году. За три года общий рост административных расходов составил 11 раз.

Расходы на финансирование ТОО снизились с 744,1 млн. Тенге в 2013 году до 122,9 млн. тенге, снижение составило 83,5%.

Прочие расходы от неосновной деятельности также возросли за три года с 982.5 млн. тенге до 1339,4 млн. тенге, прирост составил 36,3 %.

Корпоративный подоходный налог планировался к уплате только в 2015 году – в сумме 4438 тыс. тенге, однако по итогам 2015 года сложились убытки.

Убыток предприятия составил в 2013 году 1055,7 млн. тенге. В 2014 году – 690,4 млн. тенге, по итогам 2015 года зафиксирован наибольший уровень убытков в размере 7343,4 млн. тенге. То есть из года в год в анализируемый период убытки предприятия возрастают, что обусловлено ростом расходов.

Учитывая, что ТОО «Ритейл групп Казахстан» кроме предоставления услуг, приносящих прибыль, имеет виды деятельности представительского характера и содержит объекты социального направления, которые не только не покрывают расходы на их содержание, но и не имеют вообще доходной части, важное значение для Товарищества имеет не только повышение эффективности услуг доходообразующих направлений деятельности, но и разработка Программы, утвержденной участниками, по покрытию убытка деятельности ТОО представительского и социального направления. В общих затратах на 2008 год затраты на деятельность представительского и социального направления ожидаются в размере 30% от общих затрат.

По доходообразующим направлениям деятельности планируется увеличение их доходности, увеличение объема и расширение зоны предоставления по регионам Казахстана.

Ключевыми факторами успеха для реализации стратегии Товарищества будут:

- участие в Программах развития отрасли на среднесрочный период, в части предоставления услуг;

- разработка программы на среднесрочный период по покрытию убытка деятельности Товарищества, представительского и социального направления;

- инвестиции;

- повышение качества услуг.

Для достижения цели - увеличение финансово-экономических показателей (в том числе прибыли) - предлагается осуществить путем решения следующих стратегических задач:

1. Обеспечить покрытие расходов по направлениям деятельности, по которым нет доходов или они не покрывают расходы по их содержанию.

Для решения данной задачи требуется Программа на среднесрочный период, утвержденная участниками Товарищества, по покрытию убыточной деятельности.

2. Увеличение доходности за счет сокращения затрат

Для решения данной задачи необходимо разработать и внедрить нормы и нормативы затрат по этим видам деятельности.

3. Повышение эффективности капвложений

Для достижения цели - рост объема услуг - необходимо провести следующие работы:

1. Изучение рынка услуг, опыта зарубежных компаний, новых технологий

Ежегодное проведение работ по изучению рынка аналогичных услуг и проведение сравнительного анализа позволит быть конкурентоспособным и успешно участвовать в тендерах и соответственно обеспечить рост объема услуг.

2. Внедрение международных стандартов серии ИСО 9000.

Международные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для создания общей основы для стандартов на системы качества, применяемых к широкому диапазону экономических секторов.

Внедрение международных стандартов серии ИСО 9000 позволит Товариществу повысить конкурентоспособность, усовершенствовать процессы продаж с целью постоянного повышения качества услуг. И соответственно привлечь новых клиентов.

3. Внедрение новых технологий, опыта зарубежных компаний

Для решения данной задачи Товариществу необходим план внедрения новых технологий на среднесрочный период, что позволит выбрать направления подготовки и развития персонала, и обеспечить конкурентоспособность на рынке услуг.

4. Прирост объемов за счет новых направлений деятельности

Участие в Программах развития отрасли, в части предоставления сервисных услуг позволит Товариществу освоить новые направления деятельности и обеспечить прирост объемов.

Достижение третьей цели - совершенствование системы управления - планируется за счет решения следующих задач:

1. Разработка системы сбалансированных показателей для ТОО в соответствии с методикой построения ССП для дочерних организаций, утвержденной Ритейл групп Казахстан

Разработка системы ССП позволит Товариществу обеспечить эффективный контроль и управление за доходами и расходами, позволит нацелить коллектив Товарищества на достижение определенных экономических результатов.

2. Совершенствование системы управленческого учета в соответствии с требованиями Ритейл групп Казахстан

Предполагает решение следующих задач:

1) внедрение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов

2) переход на корпоративную учетную политику и план счетов

3. Совершенствование системы мотивации и развития персонала

Система мотивации и развития персонала должна быть нацелена на максимальное использование потенциала сотрудников Товарищества для решения стратегических задач. В стратегии развития Товарищества определены следующие задачи:

1) распределение функций каждого структурного подразделения между его сотрудниками, четко отражающие его конкретные обязанности

2) разработка Положения о найме в соответствии с Положением по Ритейл групп Казахстан.

3) внесение изменений в Положение об оплате труда, связанных с совершенствованием мотивации сотрудников ТОО

4) совершенствование системы оценки, обучения и развития персонала

4. Автоматизация бизнес - процессов

Предполагает участие в Программе развития информационных технологий Ритейл групп Казахстан

В дипломной работе разработан проект Стратегического плана развития ТОО «Ритейл групп Казахстан» на среднесрочный период, с указанием конкретных мероприятий, ожидаемых результатов, сроков и ответственных за их исполнением.

Каждый бизнес по-своему уникален и не существует активного рынка действующих предприятий. Хотя сделок с бизнесом совершается достаточно много, но, как известно, цены этих сделок зачастую не раскрываются или искажены особыми условиями сделки, а информация о деятельности компаний далеко не всегда удовлетворяет критерию полноты и достоверности. Кроме того, стоимость сделки всегда учитывает инвестиционные, моментные и даже случайные факторы, – требования и мотивы конкретных продавцов и покупателей, их прогнозы, их ожидания, в том числе и ошибочные, ожидаемые синергетические эффекты, а также переговорные способности и сложившуюся на дату сделку конъюнктуру спроса и предложения.

Все эти факторы, особенно применительно к бизнесу, порой существенно влияют на цену сделок, и это влияние крайне редко может быть достоверно оценено в количественном выражении. В основе доходного подхода положены принципы замещения и ожидания, которые реализованы в совокупности методов оценки стоимости, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Вследствие этого данный подход применим для оценки подавляющего большинства действующих предприятий и при этом в наибольшей степени учитывает специфику оцениваемого бизнеса в части его возможностей приносить доход в будущем. Именно этим и обусловлена популярность и широкая применимость доходного подхода для целей оценки бизнеса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Балакин В. В. Основы оценки бизнеса / В. В. Балакин, В. В. Григорьев. – М.: Дело АНХ, 2009. – 384 с.

2. Ван ХорнД. К., ВаховичД. М. (мл.). Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2004. С. 528.

3. Балакин В.В. Факторы, влияющие на стоимость предприятий [Электронный источник]. – URL.: http://www.cons-s.ru/articles/7 (дата обращения: 26.12.2016)

4. Тургулова А.К. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2010-324 с., с. 94.

5. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т. Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2011. – 224 с.

6. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с. С.92

7. Бочаров В.В., Самонова И.Н., Макарова В.А. Управление стоимостью бизнеса. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 173 с.

8. Бусов В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков. – М.: Юрайт, 2013. – 432 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.13 с.)