Основные Цели и информационная база оценки стоимости компании 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные Цели и информационная база оценки стоимости компании



 

Стоимость предприятия - всеобъемлющий и долгосрочный показатель, отражающий результативность деятельности. С ростом стоимости фирмы увеличивается капитал, вложенный в нее акционерами, что позволяет получить доход от перепродажи принадлежащих им акций и повышает инвестиционную привлекательность бизнеса [12, с. 7].

Управлять стоимостью можно только в том случае, если стоимостным принципам следуют сотрудники на всех уровнях организации. В этой связи основной задачей высшего руководства, внедряющего данную концепцию, является разработка системы ключевых факторов стоимости, т.е. конкретных параметров деятельности, определяющих в конечном итоге стоимость предприятия. Такая система должна быть продумана до самого детального уровня, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе которых принимаются решения, зависящие непосредственно от функциональных и оперативных менеджеров. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.

Таким образом, концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости, как показала жизнь, считается одной из самых успешных, поскольку изменение стоимости предприятия, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием[13, с. 49]

Весь процесс подготовки к управлению стоимостью предприятия, как правило, осуществляется в четыре этапа.

Первый этап. Анализ ситуации (диагностика предприятия) и оценка текущей стоимости компании (бизнеса).

На данном этапе:

- проводится диагностика реального положения предприятия с учетом всех направлений и систем: маркетинга, сбыта, производства, управления и т.д.;

- определяется стоимость бизнеса на текущий момент.

С одной стороны, это этап диагностики, с другой — определение базового уровня, в сравнении с которым впоследствии можно будет оценить эффективность предпринятых действий

Основная цель оценки заключается в определении стоимости активов фирмы (бизнеса), что необходимо заказчику для принятия управленческих решений. В проведении оценочных работ заинтересованы не только непосредственно менеджмент предприятия, но также и различные государственные и коммерческие организации, а также физические лица. Стороны, заинтересованные в оценке бизнеса определяют ее цели.

Они зависят от экономических интересов субъектов оценки (таблица 3).

 

Таблица 3 - Цели оценки бизнеса*

Цели оценки Субъект оценки
     
  Обеспечение экономической безопасности Предприятие как юридическое лицо
  Разработка планов развития предприятия
  Выпуск акций
  Оценка эффективности менеджмента.
  Выбор варианта распоряжения собственностью Собственник
  Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации
  Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли
  Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия
  Проверка финансовой дееспособности заемщика Кредитные учреждения
  Определение размера ссуды, выдаваемой под залог

Продолжение таблицы 3

     
  Установление размера страхового взноса Страховые компании
  Определение суммы страховых выплат
  Расчет конъюнктурных характеристик Фондовые биржи
  Проверка обоснованности котировок ценных бумаг
  Проверка целесообразности инвестиционных вложений Инвесторы
  Определения допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестпроект
  Подготовка предприятия к приватизации Государственные органы
  Определение облагаемой базы для различных видов налогов
  Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства
  Оценка для судебных целей
*Примечание – по данным источника [14, с. 55]

 

Оценку стоимости отдельных видов активов организации осуществляют в случаях[15, с. 7]:

- продажи части капитальных активов;

- страхования недвижимости и определения стоимости страхуемого имущества;

- получения банковского кредита под залог имущества;

- сдачи капитальных активов в аренду;

- оформления части имущества в качестве вклада в уставный капитал;

Второй этап. Корректировка стратегии развития компании в направлении увеличения стоимости. На данном этапе:

- формируется система ключевых факторов стоимости;

- проводится ее тестирование;

- определяются целевые качественные и количественные значения ключевых факторов стоимости;

- проводится согласование стратегии предприятия с целевыми значениями ключевых факторов стоимости;

- выбирается оптимальная из возможных альтернативных стратегий развития предприятия.

Критерий выбора — максимальный уровень будущей стоимости

После этого рассматриваются пути, с помощью которых можно достигнуть названных показателей. В стратегии указываются целевые значения факторов стоимости более высокого уровня (например, уровня прибыли, который может быть достигнут при целевом уровне стоимости сырья для основной продукции). Далее сравниваются различные варианты стратегии предприятия (например, стратегия, нацеленная на развитие собственной сбытовой сети, и стратегия работы с посредниками). Оптимальной считается та, которая обеспечит больший рост стоимости предприятия.

«Подводный камень» этого этапа — последовательность выполнения работ. Если недостаточно грамотно и профессионально выполнены первые работы, неизбежны ошибки на следующих и будут получены результаты, которые направят компанию по ложному пути.

Третий этап. Разработка плана мероприятий (бизнес-плана) в соответствии с выбранной стратегией. На данном этапе [16, с. 67]:

- разрабатывается план изменений в организационно-функциональной структуре для установления зон ответственности подразделений компании;

- разрабатывается план производства, маркетинга, сбыта, ориентированный на достижение целевых показателей факторов стоимости, определенных на этапе формирования (корректировки) стратегии;

- определяются значения факторов стоимости более низкого уровня, изменение которых влияет на факторы стоимости высших уровней;

- готовится план инвестиционных программ;

- разрабатываются мероприятия по управлению рисками.

Таким образом, составляется бизнес-план, охватывающий все аспекты деятельности предприятия. Сроки разработки, как правило, — 1–1,5 месяца. Можно сказать, что этот этап наиболее понятен большинству российских фирм. Ведь он связан с планированием, которое в той или иной степени осуществляется в любой компании.

Сложность этого этапа состоит в необходимости создать систему критериев, которые позволят руководителю оперативно оценить эффективность тех или иных мероприятий.

Если критерии оценки эффективности деятельности компаний устанавливаются на основе общепринятых финансовых показателей, то оценивать эффективность изменений в некоторых других областях (управление, маркетинг) все же лучше с учетом их специфических особенностей.

Четвертый этап. Реализация плана мероприятий (внедрение системы управления стоимостью) [17, с. 20].

Данный этап — один из самых важных и продолжительных. Его основные действия:

- факторы стоимости распределяются по структурам компании и исполнителям как объекты контроля и ответственности;

- менеджеры компании разрабатывают методы управления факторами стоимости;

- ведется мониторинг исполнения плана и аналитическая работа; выявляются количественные и качественные отклонения достигнутых значений соответствующих показателей от целевого уровня, осуществляются действия по устранению отклонений; при необходимости изменяются цели и корректируются планы.

Какие сложности возможны на данном этапе? Практика показывает, что это в первую очередь сопротивление изменениям, оказываемое сотрудниками на различных уровнях компании. Нарушение плановых сроков — обычная проблема. Чтобы ее решить, применяется корректировка бизнес-планов по срокам и необходимым материальным ресурсам. Возможно также изменение последовательности действий.

Чтобы четвертый этап прошел успешно, топ-менеджеры компании должны сосредоточить внимание на мотивации персонала, на разъяснении необходимости и значимости изменений. Это требуется для того, чтобы изменения не насаждались исключительно «сверху» (большинство подобных проектов провалились), а поддерживались персоналом «снизу».

Для реализации всех вышеупомянутых задач, руководитель может создать самостоятельное подразделение, придав ему следующие функции: анализ существующей ситуации; разработка стратегии; бизнес-планирование; контроль за изменениями внешней среды бизнеса, исполнением и корректировкой бизнес-плана.

Другой вариант — привлечение консультанта, обладающего соответствующим опытом для помощи на наиболее сложных этапах. Разработка и внедрение полной и многоуровневой системы управления стоимостью — достаточно длительный процесс, занимающий не менее 1–2 лет. Возможно внедрение этой системы по частям. При этом участие консультанта позволяет оптимизировать сроки проведения работ и ускорить получение результата

Информация может черпаться из нескольких источников, как то: оцениваемая компания, фондовый рынок, различная статистическая информация, маркетинговые исследования и т.д. Эта информация должна охватывать:

- Общую характеристику предприятия, его историю и перспективы развития.

- Финансовую информацию о предприятии за предыдущие годы.

- Общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие; их текущее состояние.

- Экономические факторы, оказывающие влияние на данное предприятие.

- Состояние рынка капиталов как источника необходимой информации, например, о возможных ставках дохода по альтернативным капитале вложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний.

- Доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащих оценке, включая права, привилегии и условия, количественные характеристики, факторы, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающие продажу или передачу.

- Данные о предыдущих сделках с участием оцениваемого предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или его акций.

Как из этого видно, при проведении оценки бизнеса необходимо использовать ретроспективную учетную информацию (бухгалтерскую отчетность) и текущие финансово-экономические показатели компании. Время учета используемых данных и момент оценки между собой не согласованы. Расхождение данных во времени создает условия для появления в них различного рода искажений. Среди них можно назвать: изменение стандартов учета исходных данных, деноминация денежных единиц, колебания курса валют, структурные изменения цен и др. Эти несоответствия порождают проблему корректировки всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью приведения их к общему временному эталону, в роли которого выступает момент оценки.

Приведение и корректировка финансовой отчетности может включать в себя [18, с. 98]:

- Приведение финансовой информации об оцениваемой компании и компаниях-аналогах к единой основе.

- Пересчет отчетных стоимостей в текущие.

- Корректировка статей доходов и расходов таким образом, чтобы они достаточно полно характеризовали результаты деятельности компании за продолжительный период времени.

- Учет нефункционирующих активов и обязательств, и связанных с ними доходов и расходов.

В теории финансового менеджмента существуют два альтернативных пути корректировки (очищения) показателей на влияние инфляции:

- прямая корректировка активов и денежных сумм на значения инфляционных показателей;

- учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством включения в процедуру дисконтирования инфляционных показателей.

Инфляция оказывает различное влияние на величины типа потока (выручка, прибыль, ввод фондов и т.п.) и на величины типа запаса (активы всех видов). Кроме того, искажение различных показателей связано с неодинаковостью условий их формирования в системе учета. В соответствии с итогами исследования корректировка учетных и проектных данных различного типа, необходимых для финансово-экономических расчетов и прогнозов должна проводиться раздельно. В качестве значений инфляционных показателей в зависимости от области действия компании могут использоваться: индекс цен предприятий производителей, индекс потребительских цен, значения девальвации основной валюты, или индекс цен может быть рассчитан для конкретной компании [19, с. 22].

Как уже отмечалось, оценщик должен изучить ретроспективную финансовую отчетность оцениваемой компании. Под финансовой отчетностью понимаются балансовый отчет, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала, и другие приложения к годовому балансовому отчету.

Оценивая предприятия, чаще всего бывает необходимо проводить поквартальный анализ финансовой отчетности и как минимум за два года, предшествующие дате оценки. Если оцениваемое предприятие является сезонным, то анализ финансовой отчетности обязательно проводится на основе поквартальной отчетности как минимум за прошедшие два года.

Если по какой-либо причине финансовая отчетность на дату оценки отсутствует (по вине бухгалтера, оценка проводится на промежуточную дату), оценщик должен самостоятельно ее составить, прибегая при необходимости к помощи консультантов.

 

Таблица 4 - Наиболее часто встречающиеся отклонения от правил ведения бухгалтерского учета*

Отклонения Комментарии
1 2 3
  Неотраженные доходы Владельцы некоторых компаний предпочитают не отражать в финансовой отчетности часть продаж, произведенных за наличный расчет.
  Занижение безнадежной дебиторской задолженности Владельцы предприятий с большим объемом продаж в кредит обычно очень оптимистичны на счет погашения дебиторской задолженности.
  Несписание устаревших или поврежденных ТМЗ Данная ошибка часто встречается у предприятий с большими товарно-материальными запасами широкой номенклатуры.
  Отражение в финансовых отчетах устаревшего, поврежденного или ненужного оборудования (Непроизводственные и избыточные активы Данная проблема чаще всего возникает у предприятий с крупными инвестициями в основные активы, особенно если давно не проводилась инвентаризация. Для целей оценки в балансовом отчете предприятия должны отражаться только активы и пассивы, необходимые для основной производственной деятельности. Следовательно, необходима корректировка на непроизводственные и избыточные активы (активная часть баланса) и относящуюся к ним задолженность (пассивная часть баланса).
    Отчет о финансовых результатах должен быть откорректирован на все связанные с такими активами доходы и расходы.
  Кредиты филиалам и от филиалов Кредиты филиалам могут являться непроизвод-ственными активами. Кредиты от филиалов может потребоваться отнести к статьям долгосрочной задолженности или собственному капиталу.
  Компенсации владельцу или членам его семьи, превышающие или находящиеся ниже разумного уровня Прибыльные предприятия могут выплачивать часть своей чистой прибыли владельцам, в качестве компенсации, или членам их семей, которые числятся на предприятии как “мертвые души”. Убыточные предприятия могут не доплачивать своим владельцам, с тем чтобы снизить сумму убытка. Для целей оценки, компенсация владельцам должна быть откорректирована до разумного уровня.
  Доходы и расходы единовременного характера Доходы и расходы единовременного характера (например, расходы на переезд, прибыль или убыток от продажи основных активов и др.) должны быть исключены из отчета.
  Сомнительные договора Предприятия закрытого типа часто заключают договора, либо не имеющие прямого отношения к деятельности предприятия, либо на завышенную сумму. Необходимо произвести корректировку на доходы и расходы по таким договорам, либо привести их стоимости.
  Налог на прибыль После проведения корректировок определить сумму налога на прибыль, налогооблагаемой базой для которого будет нормализованная прибыль до налогообложения.
*Примечание – по данным источника [20, с. 43]

 

На втором этапе необходимо откорректировать финансовую отчетность на возможные отклонения от правил ведения бухгалтерского учета, а так же произвести различные нормализационные корректировки

Если необходимо вносить поправки в финансовую отчетность предприятия, то на третьем этапе необходимо заново рассчитать налог на прибыль. Базой для расчетов будет являться откорректированная прибыль до налогообложения. Также на этом этапе рассчитывается откорректированная чистая прибыль.

В процессе оценки бизнеса возникает необходимость предварительной проверки его финансового положения. Такая проверка позволяет получить важные справочные сведения об оцениваемой компании и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых для нахождения конечной стоимости бизнеса.

Для целей оценки бизнеса также необходимо учитывать элементы риска. Существует два подхода к трактовке элементов риска при проведении оценки:

- проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы отразить эту неопределенность;

- учет риска путем использования более высокой ставки дисконта при оценке ожидаемого потока с тем, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск.

Однако на практике подход к учету риска путем использования более высокой ставки дисконтирования является наиболее часто применяемым. Экономический смысл используемого увеличения ставки дисконтирования заключается в поиске некоторого дополнительного дохода, превышающего безрисковую ставку, как компенсацию за риск владения этими активами. Этот подход представлен двумя наиболее распространенными моделями САРМ / АРТ и кумулятивным методом, который будет рассмотрен в дальнейшем [1, с. 47]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.006 с.)