Затратный подход и сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Затратный подход и сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса



 

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки[40, с. 4].

Хотелось бы сразу отметить, что стоимость предприятия на основе метода ликвидационной стоимости не соответствует величине ликвидационной стоимости. Ликвидационная стоимость объекта оценки отражает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость[41, с. 85].

Оценка компании на основе сравнительного подхода осуществляется следующим алгоритмом:

- сбор информации о проданных компаниях или их пакетах акций;

- отбор компаний-аналогов по критериям: отраслевое сходство; сходная продукция; размер компании; перспективы роста; качество менеджмента;

- проведение финансового анализа и сопоставление оцениваемой компании и компаний-аналогов с целью выявления наиболее близких аналогов оцениваемого предприятия;

- формирование итоговой величины.

Стоимостной мультипликатор – это коэффициент, показывающий отношение стоимости инвестированного капитала (EV) или акционерного капитала (P) к финансовому или нефинансовому показателю компании.

Наиболее распространенными мультипликаторами являются:

P/E (рыночная капитализация к чистой прибыли)

EV/Sales (стоимость компании к выручке компании)

EV/EBITDA (стоимость компании к EBITDA)

P/B (рыночная капитализация к балансовой стоимости собственного капитала).

В сравнительном подходе принято выделять три метода оценки:

- Метод рынка капитала;

- Метод сделок;

- Метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала опирается на использование компаний аналогов с фондового рынка. Преимущество метода заключается в использовании фактической информации. Что важно данный метод позволяет найти цены на сопоставимые компании почти на любой день, в связи с тем, что ценные бумаги торгуются почти каждый день. Однако необходимо подчеркнуть, что с помощью данного метода мы оцениваем стоимость бизнеса на уровне неконтрольного пакета акций, так как на фондовом рынке не реализуются контрольные пакеты акций.

Метод сделок является частным случаем метода рынка капитала. Основным отличием от метода рынка капитала является, то что в этом методе определяется уровень стоимости контрольного пакета акций, так как компании аналоги подбираются с рынка корпоративного контроля.

Метод отраслевых коэффициентов основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми показателями. Расчет отраслевых коэффициентов происходит на основе статистических данных за длительный период. Из-за отсутствия достаточных данных данный метод практически не используется в РК[42, с. 69].

Как уже упоминалось выше, с помощью метода рынка капитала определяется стоимость свободно реализуемой миноритарной доли. Поэтому, если оценщику необходимо получить стоимость на уровне контрольного пакета и информация имеется только по публичным компаниям, то необходимо к стоимости, рассчитанной методом рынка капитала добавить премию за контроль. И наоборот, для определения стоимости миноритарного пакета из стоимости контрольного пакета, который был найден при использовании метода сделок, необходимо вычесть скидку за неконтрольный характер.

Специфика предприятия как объекта для оценки стоимости во многом определяется его внутренними характеристиками, которые в конечном итоге и формируют определенный уровень стоимости. По результатам анализа специфики ТОО «Ритейл групп Казахстан» мы пришли к следующим основным выводам:

- предприятие обладает высокоценными активами, которые пользуются большим спросом на рынке одежды;

- на фоне стагнации экономики Казахстана, экономические показатели деятельности ТОО «Ритейл групп Казахстан» в целом демонстрируют пусть и незначительную, но тенденцию к росту; и основной причиной успеха является спрос на услуги предприятия;

- учитывая выше перечисленное, инвесторы при оценке стоимости ТОО «Ритейл групп Казахстан» в большей степени учитывают его способность приносить доход, нежели его имущественное положение, тем не менее, имущественные оценки позволяют найти разумный порог стоимости компании, и поэтому они также учитываются при определении стоимости предприятия;

- многие аналитики считают, что в условиях нестабильного рынка Казахстана между финансовым состоянием большинства предприятий и стоимостью их акций на фондовом рынке практически нет связи, тем не менее, рейтинговый анализ показал, что между характеристиками финансово-экономическое состояния предприятий и стоимостью их акций на фондовом рынке, такая связь существует.

- в силу неразвитого фондового рынка и незначительного периода функционирования предприятий в новых рыночных условиях, нет объективной информации о котировках акций и о ретроспективных продажах долей акционерного капитала данного типа компаний на рынке, в полной мере отвечающей требованиям отечественных и западных стандартов по оценке стоимости.

Наиболее объективную оценку стоимости отечественных предприятий, по мнению автора, учитывающего общие условия для оценки стоимости предприятий в Казахстане, специфику предприятий, как объекта для оценки, а также методические основы оценки стоимости, можно получить методом ДДП в рамках методики доходного подхода.

Сущность метода ДДП сводится к расчету ожидаемых значений чистых денежных потоков оцениваемого предприятия в прогнозном периоде за определенное количество лет, а также стоимости предприятия в первый год постпрогнозного периода. Для определения стоимости предприятия, значения будущей стоимости ДП предприятия и выручки от его предполагаемой продажи дисконтируются до их текущих значений.

Метод ДДП достаточно хорошо теоретически и методически проработан, он широко применяется на западе для оценки стоимости предприятий. Основной проблемой при его использовании в Казахстане, является обоснование ставки дисконтирования, тем не менее, широкий спектр методов ее количественного определения позволяет найти приемлемое решение данной проблемы. Серьезные трудности в использовании метода ДДП для определения стоимости отечественных предприятий, возникают при оценке их реального состояния, перспектив развития, и соответственно, при составлении обоснованных прогнозов их денежных потоков, причина, в отсутствии качественной рыночной информации, что в конечном итоге, может привести к значительным погрешностям в провизорных расчетах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.007 с.)