Цели оценки бизнеса. Виды стоимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели оценки бизнеса. Виды стоимости.



Принципы оценки бизнеса.

Принципы оценки бизнеса

I. Принципы, основанные на представлениях собственника.

Факторы стоимости:

ü Полезность – это способность объекта удовлетворить потребностям потенциального владельца.

ü Спрос

ü Относительная редкость объекта

ü Возможность передачи прав.

1. Принцип полезности – чем больше предприятие способно удовлетворить потребность собственника, тем больше его полезность.

2. Принцип замещения – максимальная стоимость предприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

3. Принцип ожидания – заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятиям.

II. Принципы, связанные с эксплуатацией собственностью.

1. Принцип вклада – включение любого другого актива в систему предприятия экономически нецелесообразно, если получаемый прирост стоимости больше затрат на приобретение этого актива.

2. Принцип остаточной продуктивности. Остаточная продуктивность земельного участка определятся как чистый доход, отнесенный к земельному участку после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.

3. Принципы предельной производительности – по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличивается быстрее роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и возрастает, однако уже замедляющимися темпами. Замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.

4. Принцип сбалансированности – максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

III. Принципы, связанные с внешней средой.

1. Принцип соответствия. Влияние принципа соответствия может проявляться в виде эффекта прогрессии или регрессии. Эффект прогрессии – это положительное влияние несоответствия на стоимость, эффект регрессии – отрицательное влияние несоответствия на стоимость.

2. Принцип конкуренции. Если ожидается обострение конкурентной борьбы, от при прогнозировании будущей прибыли данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска. (снижать стоимость предприятия)

3. Принцип зависимости от внешней среды.

4. Принцип изменения стоимости – это принцип, заключающийся в том, что стоимость объекта привязана к дате.

5. Принцип экономического разделения – система может работать как целиком, так и как отдельные системы.

6. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Под таким использованием понимается, использование объекта, удовлетворяющего 4 критерием:

ü Правовая разрешенность;

ü Физическая осуществимость;

ü Экономическая целесообразность;

ü Максимальная продуктивность.

 

Процесс оценки.

Процесс оценки.

Процесс оценки – это последовательность действий, направленная на определение стоимости.

Выделяют в оценке бизнеса следующие этапы процесса оценки:

1. Определение задач;

2. Составление плана оценки;

3. Сбор и проверка информации;

4. Выбор подходов и методов оценки;

5. Согласование промежуточных результатов и подготовка итогового заключения;

6. Составление отчета о результатах оценки стоимости;

7. Представление и защита отчета.

Основанием для проведения оценки является договор.

Стоимость услуг оценщика устанавливается в зависимости от затрат на сбор и обработку информации (деньги, труд, время).

Этапы реализации метода чистых активов и основное понятие.

Расчёты по методу чистых активов при оценке действующего предприятия выполняются по обобщенной формуле

(28)

 

где Сп – стоимость предприятия (собственного капитала); Ар – рыночная стоимость активов; От – текущая стоимость долговых обязательств.

Стоимость предприятия зависит от того, какой экономический потенциал накоплен им в предыдущий период производственно-хозяйствен­ной, коммерческой и инвестиционной деятельности. Важнейшей характеристикой этого потенциала является стоимость его активов.

1 эт. Определение рыночной стоимости недвижимого имущества предприятия

2 эт. Рыночная стоимость машин и оборудования

3 эт. Рассчитывается стоимость нематериальных активов

4эт.Оценивается рыночную стоимость финансовых вложений(краткосрочных и долгосрочных)

5 эт. Товарно-материальные запасы переводят в текущую стоимость

6 эт. Оценивается расход будущих периодов

7 эт. оценивается дебиторская задолженностьдебиторской задолженности

8 эт обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость

9 эт. Определение стоимости собственного капитала по формуле

Собст. капитал= Активы- Обязательства

Метод сравнительных единиц.

В данном методе единицей измерения стоимости является унифицированный показатель потребительской полезности оцениваемого здания (1 кв.м. общей площади жилых зданий, 1. куб. м. емкости складских помещений, в больнице – 1 койкоместо, в гараже - машиноместо).

Этапы реализации. Модели денежных потоков.

Основные понятия сравнительного подхода в оценке бизнеса.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей воз­можность его применения, а также объективность результативной величи­ны, являются следующие базовые положения.

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформи­рованные рынком цены на сходные предприятия либо их акции. При на­личии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственно­го капитала предприятия. К таким факторам можно отнести: соотноше­ние спроса и предложения на данный вид бизнеса; уровень риска; перспек­тивы развития отрасли; конкретные особенности предприятия и многое другое, что в конечном счете облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтерна­тивных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает преж­де всего будущий доход. Производственные, технологические и другие осо­бенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном разме­щении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и фи­нансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Сле­довательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собствен­ного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров выс­тупает их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инве­стором.

Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных пред­приятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопостави­мость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других под­ходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведен­ных расчетов.

Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следователь­но, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финан­совой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориен­тирован на прогнозы относительно будущих доходов.

Другим достоинством сравнительного подхода служит реальное отра­жение спроса и предложения на данный объект инвестирования, посколь­ку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостат­ков, ограничивающих его использование в оценочной практике. Во-пер­вых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые ре­зультаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития пред­приятия.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии раз­носторонней финансовой информации не только по оцениваемому пред­приятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предпри­ятий-аналогов — сложный и дорогостоящий процесс.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие се­рьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования при определении итоговой величины стоимости.

Первое условие применения сравнительного подхода — наличие актив­ного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие —открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщи­ку. Третьим условием является наличие специальных служб, накапливаю­щих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствую­щего банка данных облегчит работу оценщика.

При сравнительном подходе используются три основных метода, вы­бор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:

• метод компании-аналога;

• метод сделок;

• метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на ис­пользовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оцен­ки миноритарного (неконтрольного) пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобрете­ния предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это опре­деляет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оцен­ка 100%-ного капитала либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотноше­ний, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой соб­ственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-фи­нансовыми показателями. Исходя из анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2—2,0 месячной выручки от реализации. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75—1,5 величины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, ко­торыми располагает оцениваемое предприятие.

В данной главе рассмотрим более подробно метод компании-аналога. Это связано с тем, что технологии применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадают, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включаю­щая премию за элементы контроля.

Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная информация не­сопоставимы. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена только фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в дан­ном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и уве­личить предварительно рассчитанную стоимость на величину премии за контроль. (Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в главе 11).

Метод отраслевых коэффициентов пока не получил распространения в отечественной практике, поскольку отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка.

Суть сравнительного подхода к определению стоимости компании зак­лючается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оценива­емой фирме, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соот­ношение между рыночной ценой продажи предприятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Данное соотношение называется «ценовой мультипликатор». Для получения рыночной стоимости собствен­ного капитала необходимо умножить аналогичный финансовый показа­тель оцениваемой компании на расчетную величину ценового мульти­пликатора.

Принципы оценки бизнеса.

Принципы оценки бизнеса

I. Принципы, основанные на представлениях собственника.

Факторы стоимости:

ü Полезность – это способность объекта удовлетворить потребностям потенциального владельца.

ü Спрос

ü Относительная редкость объекта

ü Возможность передачи прав.

1. Принцип полезности – чем больше предприятие способно удовлетворить потребность собственника, тем больше его полезность.

2. Принцип замещения – максимальная стоимость предприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

3. Принцип ожидания – заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятиям.

II. Принципы, связанные с эксплуатацией собственностью.

1. Принцип вклада – включение любого другого актива в систему предприятия экономически нецелесообразно, если получаемый прирост стоимости больше затрат на приобретение этого актива.

2. Принцип остаточной продуктивности. Остаточная продуктивность земельного участка определятся как чистый доход, отнесенный к земельному участку после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.

3. Принципы предельной производительности – по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличивается быстрее роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и возрастает, однако уже замедляющимися темпами. Замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.

4. Принцип сбалансированности – максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

III. Принципы, связанные с внешней средой.

1. Принцип соответствия. Влияние принципа соответствия может проявляться в виде эффекта прогрессии или регрессии. Эффект прогрессии – это положительное влияние несоответствия на стоимость, эффект регрессии – отрицательное влияние несоответствия на стоимость.

2. Принцип конкуренции. Если ожидается обострение конкурентной борьбы, от при прогнозировании будущей прибыли данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска. (снижать стоимость предприятия)

3. Принцип зависимости от внешней среды.

4. Принцип изменения стоимости – это принцип, заключающийся в том, что стоимость объекта привязана к дате.

5. Принцип экономического разделения – система может работать как целиком, так и как отдельные системы.

6. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Под таким использованием понимается, использование объекта, удовлетворяющего 4 критерием:

ü Правовая разрешенность;

ü Физическая осуществимость;

ü Экономическая целесообразность;

ü Максимальная продуктивность.

 

Цели оценки бизнеса. Виды стоимости.

Оценка бизнеса может осуществляться для:

1. Повышения эффективности текущим управлением предприятия или фирмы;

2. Купли-продажи акций, облигаций предприятия на фондовом рынке;

3. Принятия обоснованного инвестиционного решения;

4. Купли-продажи предприятия целиком или по частям;

5. Установления доли совладельцев;

6. Реструктуризации предприятия;

7. Разработки плана развития предприятия;

8. Определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

9. Страхования;

10. Налогообложения;

11. Принятия обоснованных управленческих решений;

12. Инвестиционного проектирования развития бизнеса.

При оценке бизнеса оценка отдельных элементов имущества производится в следующих случаях:

3. При оценке недвижимости:

3.1. Продажи какой-либо части недвижимости;

3.2. Получения кредита под залог недвижимости;

3.3. Страхования недвижимости;

3.4. Передачи недвижимого имущества в аренду;

3.5. Определение налоговой базы;

3.6. Оформление недвижимости в качества вклада в уставной капитал;

3.7. Оценка при разработке бизнес-плана по реализации какого-либо инвестиционного проекта;

3.8. Оценка недвижимого имущества как промежуточный этап в общей оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.

4. Оценка стоимости оборудования необходима:

4.1. при продаже некоторых единиц оборудования;

4.2. При оформлении залога

4.3. При страховании движимого имущества

4.4. При передаче машин и оборудования в аренду

4.5. При организации лизинга

4.6. При определения налогооблагаемой базы

4.7. При оформлении в качестве вклада в уставной капитал

4.8. При оценке стоимости при реализации инвестиционного проекта

4.9. Оценка машин и оборудования как промежуточного этапа в оценке бизнеса при использовании затратного подхода.

5. Оценка стоимости нематериальных активов:

5.1. При их перекупке

5.2. при предоставлении фракцизы (пакет прав на нематериальный актив, в частности товарный знак)

5.3. определение ущерба

5.4. использовании в качестве вклада в уставной капитал

5.5. определение стоимости для общей оценки стоимости предприятия в рамках затратного подхода.

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной. Количество видов стоимости определяется законодательством страны. Например, в РФ в стандартах оценки определено 10 видов стоимости:

1) рыночная стоимость;

2) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;

3) стоимость замещения объекта оценки;

4) стоимость воспроизводственная объекта оценки;

5) стоимость объекта оценки при существующем использовании;

6) инвестиционная стоимость;

7) стоимость объекта для целей налогообложения;

8) ликвидационная стоимость;

9) утилизационная стоимость;

10) специальная стоимость.

Рыночная стоимость - это согласно международных стандартов, расчетная величина, за которую имущество переходит от одного владельца к другому на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом. Предполагается, что стороны действуют компетентно, расчетливо, без принуждения.

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - это стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке не возможна или требует дополнительных затрат. Речь идет об объектах, которые находятся под жестким контролем и регулируются государством; информация, по которым является ограниченной и закрытой. Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком является разновидностью рыночной стоимости. В зависимости от методологической оценки, от учитываемых факторов стоимости выделяют стоимость замещения и стоимость воспроизводства объекта оценки.

Стоимость замещения объекта оценки - это сума затрат на создание объекта аналогично объекту оценки. Расчет производится в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки; при расчете учитывается износ объекта оценки. Стоимость воспроизводства. Речь идет о создании точной копии оцениваемого объекта, но по иным, действующим ценам (учитывается износ). В зависимости от предполагаемого состояния объекта оценки различают стоимость при существующем использовании и ликвидационную стоимость. Стоимость при существующем использовании - определяется исходя из существующих условий и целей использования.

Ликвидационная стоимость - стоимость объекта оценки в случае, если объект должен быть отчужден в срок меньше обычного срока существования аналогичных объектов. Например, при ликвидации вследствие банкротства и распродажи имущества на аукционе. В зависимости от конкретных целей и ситуации выделяют инвестиционную стоимость, стоимость для целей налогообложения, утилизационную стоимость и специальную стоимость.

Инвестиционная стоимость означает стоимость оценки объекта для конкретного инвестора, который собирается купить оцениваемый объект или вложить в него свои финансовые средства. Инвестиционная стоимость - это стоимость определяемая исходя из доходности объекта оценки для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. К такой оценки стоимости обращаются при проведении реорганизационных мероприятий и обоснованию инвестиционных проектов. Инвестиционную стоимость обычно рассчитывают для конкретного проекта, либо объекта, приносящего доход.

В отличие от рыночной стоимости, которая определяется мотивами поведения типичных покупателя и продавца, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором. Поэтому она является субъективной.

Стоимость для целей налогообложения рассчитывается в соответствии с положениями нормативных правовых актов и используется для определения налоговой базы. Утилизационная стоимость объекта оценки равна рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает с учетом затрат на утилизацию объекта оценки.

Специальная стоимость объекта оценки - это стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки. Это может быть таможенная стоимость, страховая стоимость и др. При оценке стоимости предприятия может использоваться понятие эффективная стоимость. Эффективная стоимость - это стоимость активов равная большей из двух величин: инвестиционной стоимости активов для данного владельца или стоимости их реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.086 с.)