Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Доходный подход в оценке бизнеса.

Поиск

Тема 5. Доходный подход в оценке бизнеса.

Определение ставки дисконта

С математической точки зрения ставка дисконта — это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса.

В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

 

Ставка дисконта, или стоимость привлечения капитала, должна рассчитываться с учетом трех факторов.

1. Наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации.

2. Необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени.

3. Фактор риска или степень вероятности получения ожидаемых в будущем доходов.

 

Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются:

 

Для денежного потока для собственного капитала:

· модель оценки капитальных активов (САРМ — Capital Asset Pricing Model)

· метод кумулятивного построения.

 

Для денежного потока для всего инвестированного капитала

- модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC — Weighted Average Cost of Capital).

 

Метод кумулятивного построения

 

Ставка дисконта данным методом определяется следующим образом:

где Rf — безрисковая ставка процента;

Ri —премии за риски;

В условиях развитого рынка, для которого характерна осведомленность экспертов о рынке недвижимости, метод кумулятивного построения дает достаточно хорошие результаты.

Обычно в числе факторов риска инвестирования, выделяемых в рамках метода кумулятивного построения ставки дисконта, оценивают риски:

Вид риска Вероятный интервал, % Параметры риска
Ключевая фигура; качество и глубина управления 0 - 5 Независимость (зависимость) от одной ключевой фигуры; наличие (отсутствие) управленческого резерва
Размер предприятия 0 - 5 Крупное (среднее, мелкое) предприятие; форма рынка, на котором действует компания с позиции предложения: монопольная или конкурентная
Финансовая структура (источники финансирования компании) 0 - 5 Соответствующая нормам (завышенная) доля заемных источников в совокупном капитале компании. В качестве нормы может быть принят среднеотраслевой уровень
Товарная и территориальная диверсификация 0 - 5 Широкий (узкий) ассортимент продукции; территориальные границы рынка сбыта: внешний, региональный, местный рынок
Диверсификация клиентуры 0 - 5 Форма рынка, на котором действует компания с позиции спроса: много или несколько (до пяти) потребителей, один потребитель продукции; незначительная (значительная) доля в объеме продаж приходящаяся на одного или несколько потребителей, в среднем на одного потребителя
Прибыль: норма и ретроспективная прогнозируемость 0 - 5 Наличие (отсутствие) информации за последние несколько (три - пять) лет о деятельности компании, необходимой для прогнозирования
Прочие риски 0 - 5 Отсутствие (наличие) рисков, связанных непосредственно с характером деятельности данной компании

 

Модель средневзвешенной стоимости капитала

 

В соответствии с моделью WACC, ставка дисконта рассчитывается по формуле:

Где:

ЦСК - цена собственного капитала;

ЦЗК – цена заемного капитала.

Нпр – ставка налога на прибыль.

 

Цена собственного капитала определяется следующим образом:

Где:

Д – сумма чистой прибыли, распределенная между акционерами или учредителями предприятия за отчетный период (дивиденды),

– средняя сумма собственного капитала.

 

Цена заемного капитала в виде банковских кредитов определяется по формуле:

Где:

КрС – кредитная ставка (проценты по кредиту),

Кред – сумма кредита,

Зкр – затраты при получении кредита (страховка, затраты по оформлению залога, проценты, уплаченные авансом и т.д.).

 

Модель Гордона.

По модели Гордона годовой доход послепрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста. При отсутствии темпов роста в постпрогнозный период коэффициент капитализации будет равен ставке дисконта.

Модель Гордона основана на следующих допущениях:

1) Прогнозный период должен продолжаться до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются.

2) Величина износа и капиталовложений в остаточный период равны между собой.

 

Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона производится по формуле:

где

Sn — стоимость в постпрогнозный период;

ЧДПп) — денежный поток доходов за первый год постпрогнозного (остаточного) периода;

I — ставка дисконта;

Tдп — долгосрочные темпы прироста денежного потока

 

Полученная таким образом стоимость компании в постпрогнозный период определена на момент окончания прогнозного периода.

 

Метод чистых активов.

Данный метод может быть использован для стабильного бизнеса, главной характеристикой которого являются значительные материальные активы;

 

Метод расчета по ликвидационной стоимости.

Он применяется в том случае, если в постпрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов. Для оценки действующего предприятия, приносящего прибыль, а тем более находящегося в стадии роста, этот подход неприменим.

 

 

Внесение итоговых поправок

 

Для выведения окончательной величины рыночной стоимости компании вносятся поправки.

Метод капитализации доходов

 

Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость компании.

Практическое применение метода капитализации предусматривает следующие основные этапы:

1. Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости).

2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована.

3. Расчет адекватной ставки капитализации.

4. Определение предварительной величины стоимости.

5 Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).

 

Внесение поправок

 

Тема 5. Доходный подход в оценке бизнеса.

Определение ставки дисконта

С математической точки зрения ставка дисконта — это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса.

В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

 

Ставка дисконта, или стоимость привлечения капитала, должна рассчитываться с учетом трех факторов.

1. Наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации.

2. Необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени.

3. Фактор риска или степень вероятности получения ожидаемых в будущем доходов.

 

Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются:

 

Для денежного потока для собственного капитала:

· модель оценки капитальных активов (САРМ — Capital Asset Pricing Model)

· метод кумулятивного построения.

 

Для денежного потока для всего инвестированного капитала

- модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC — Weighted Average Cost of Capital).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.007 с.)