Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшие органы законодательной и исполнительной власти республик в составе РФ: раскрыть конституционно-правовой аспект.

Поиск

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Республике Ингушетия), в других – Правительство или его глава (например, в Республике Карелия).

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик, а также законами соответствующих республик о Президенте.* Согласно этому законодательству, в большинстве республик Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре–пять лет. Одно и тоже лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

*См., например: Закон Удмуртской Республики от 11 ноября 1993 г. «О Президенте Удмуртской Республики»

Президент не может быть депутатом законодательного (представительного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой государства высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом, качестве он выступает гаратом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, с входящими в состав СНГ государствами, а также с иными зарубежными государствами; обращается с посланиями к парламенту и народу участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; принимает отставку Правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведетпереговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения, назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент назначает с согласия парламента Председателя Правительства; назначает на должность и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов республики, назначает на должность и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью Правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения Правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента.

Президент представляет парламенту проект бюджета республики, распоряжается средствами президентского фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Следует отметить, что конституции некоторых республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия), Президент располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в число ее исключительных полномочий.

Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случаях его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Республики Дагестан, возглавляющий исполнительную власть. В состав Государственного Совета входят его Председатель, Председатель Правительства Республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан. В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан и др.) наряду с Президентом избирается вице-президент, который осуществляет отдельные полномочия Президента по его поручению и замещает Президента, если он временно не в состоянии выполнять свои должностные полномочия. В Республике Коми Глава Республики имеет заместителей, один из которых по его поручению выполняет часть его полномочий или исполняет полномочия Главы Республики на период его временного отсутствия.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственном власти. *

*Исключение в этом смысле составляет Колмыкия, в которой создание Правительства Конституцией Республики не предусматривается.

Законодательство, прежде всего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) Кабинет Министров Республики формируется ее Президентом. Премьер-министр Республики назначается Президентом с согласия Государственного Собрания (парламента) Республики. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра. Премьер-министр по представлению Президента может включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций Республики.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст. 66, 68), Председатель Правительства Республики избирается населением Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Он представляет на утверждение Законодательного Собрания (парламента) Республики структуру исполнительной власти Республики, назначает руководителей республиканских органов исполнительной власти (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопасности, министра внутренних дел. Эти министры назначаются Председателем Правительства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Карелии. Председатель Правительства освобождает от должности руководителей и других должностных лиц республиканских органов исполнительной власти. Он формирует из числа руководителей республиканских органов исполнительной власти Правительство Республики, определяет порядок его деятельности, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного Собрания заместителя Председателя Правительства.

Правительство республики в составе Российской Федерации решает вопросы государственного управления отнесенные к ведению республики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.

В пределах своих полномочии Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство организует разработку и исполнение государственного бюджета республики, а также прогнозов ее экономического и социального развития и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд; осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Проводя единую государственную политику, Правительство координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию охраны здравоохранения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов; осуществляет меры по защите интересов республики, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности; осуществляет руководство в области отношений республики с другими государствами, а также руководство органами исполнительной власти.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, предусмотренные конституцией и другими законами республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Правительство ответственно перед Президентом и парламентом.

Правительства республик в составе Российской Федерации во исполнение законов этих республик и других решении их парламентов, указов и распоряжении Президентов республик, а также законов Российской Федерации, постановлений и распоряжении Правительства Российской Федерации издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура Правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами республики в составе Российской Федерации, с государственными органами Российской Федерации, других субъектов Федерации определяются Законом о Правительстве республики.

Правительство республики и составе Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.012 с.)