Понятие основ конституционного (общественного) строя . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие основ конституционного (общественного) строя .



Термины «конституционный строй», «основы конституционного строя» вошли в научный оборот, законодательные акты в начале 90-х гг. XX в. Их появление связано главным образом с разработкой и обсуждением Конституции РФ 1993 г.

Конституционный строй можно рассматривать, во-первых, как систему общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции (под это слишком общее определение сравнительно легко можно подвести самые разные общественные взаимосвязи, в том числе не имеющие отношения к конституционному строю); во-вторых, как организацию публичной власти общества, включающую систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в Конституции.

Рассмотрим подробнее такие известные понятия, как устройство государства и общества. Устройство государства, охватывает формы и политико-правовой режим ее осуществления. Устройство общества включает в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические, идеологические, религиозные и другие устои общества в рамках как государственного строя, так и негосударственных институтов общества.

Обратимся к содержанию гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». В ст. 1 закрепляются формы Российской Федерации как государства. Это республиканская форма правления, федеративная форма государственного устройства, демократический политико-правовой режим. Статья 3 указывает на источник государственной власти, закрепляя принадлежность всей власти в Российской Федерации многонациональному российскому народу.

В статьях 10 и 11 раскрывается механизм реализации государственной власти, включающий принцип разделения властей, систему органов государственной власти, способ разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. В перечисленных статьях устанавливаются устройство государства, государственный строй. Однако государственный строй составляет лишь часть организации публичной власти, включающей в себя еще и муниципальную власть в рамках местного самоуправления.

В ст. 2 Конституции РФ провозглашается положение человека в обществе: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Права и свободы человека и гражданина — элементы не только и не столько устройства государства, сколько устройства общества в целом. То же самое можно сказать об отношениях, регулируемых ст. 8, 9, 13, некоторыми другими статьями Конституции, устанавливающими основы экономических, политических, духовно-культурных отношений всего общества.

Таким образом, понятием «конституционный строй» охватываются общественные отношения по организации публичной власти (государственной и муниципальной) и общества в целом. Указанные отношения являются предметом регулирования конституционных норм. Те из них, которые содержатся в гл. 1 Конституции РФ, образуют институт основ конституционного строя. Нормы названного института закрепляют наиболее важнейшие для устройства публичной власти и общества принципы.

Основы конституционного строя: — система закрепляемых в Конституции РФ фундаментальные принципы устройства публичной власти и общества. Основные конституционные принципы публичной власти включают народный, государственный суверенитет, федерализм, местное самоуправление, республиканское правление, разделение властей.

В их числе также правовой, демократический, светский, социальный характер государства. Их дополняют особо выделяемые принципы федеративного государственного устройства: государственной целостности, единства власти, разграничения предметов ведения, равноправия, самоопределения народов, национально-территориального устройства.

Основные конституционные принципы общественного устройства включают высшую ценность человека, его прав и свобод, свободу экономической деятельности и многообразие форм собственности, идеологическое политическое многообразие. Поскольку публичная власть — часть общества, то конституционные принципы последнего определяют и деятельность публичной власти. Поэтому конституционные принципы общественного устройства составляют ядро основ конституционного строя. В этом ядре имеется свое исходное начало, согласующее входящие сюда принципы. Таким началом выступает высшая ценность человека, его прав и свобод.

Однако и названный принцип требует выделения его ценностного предназначения. В качестве указанного предназначения называют в разных вариантах самого человека, социальную свободу, свободу и равенство людей, свободу, равенство и собственность, свободу и общественный прогресс, суверенитет индивида, человеческое достоинство. Думается, что все перечисленные категории способны, при их известном истолковании, выступать исходной конституционной ценностью.

Предлагаются другие группировки принципов основ конституционного строя. М.В. Баглай, например, делит их на четыре группы: а) гуманистические основы конституционного строя; б) основные характеристики государства; в) экономические и политические основы конституционного строя; г) основы организации государственной власти. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин выделяют политические, экономические и социальные, духовные основы конституционного строя.

Нормы института основ конституционного строя обладают большей юридической силой, нежели другие нормы Конституции и, без сомнения, составляют первичную базу всей системы действующего законодательства, всех нормативных правовых актов. Не преувеличивая, можно сказать, что нормы гл. 1 составляют конституцию в конституции. Другими словами, нормы всех других глав Конституции направлены на уточнение, детализацию норм гл. 1.

В связи с этим допустимо, что гл. 1 «Основы конституционного строя» при определенных условиях могла бы одна выполнять функции Конституции. Важность отношений, регулируемых нормами основ конституционного строя, подчеркивается и механизмом их охраны и защиты. Он направлен на то, чтобы основам конституционного строя придать необратимый характер, исключить возможность их свертывания в текущем законодательстве, правоприменительной практике.

В ст. 16 Конституции провозглашается особая юридическая сила норм, закрепляющих основы конституционного строя. Им не могут противоречить нормы не только законов, иных актов, но и других глав и разделов самой Конституции. Особым статусом основ конституционного строя обусловлен и особый порядок их изменения, предусмотренный ст. 135 Конституции.

Содержание экономических основ общественного строя.

КЗС в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы хозяйствования, экономическая деятельность различных субъектов: ФЛ (граждан) и ЮЛ (организаций и общественных объединений), действующих на базе частного, государственного, муниципального имущества, принадлежащего этим лицам на законных основаниях.

Характеристика собственности:

1) Частная (священная и неприкосновенная) - собирательное понятие для обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным и непубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих интересов. В качестве частных лиц могут выступать граждане и юридические лица. Отличие частной собственности от публичной состоит в направлении использования имущества, составляющего предмет права собственности. Публичная собственность имеет целью удовлетворение общественных интересов. Ее субъектами выступают государственные и муниципальные образования. Частную собственность необходимо отличать от вещей, входящих в состав имущества предназначенного для предпринимательской деятельности. Имущество не подлежит правовой регламентации, в то время как частная собственность, как совокупность действий с имуществом частного лица, является объектом соответствующих правоотношений.

2) Государственная (исключительная собственность государства, национальное достояние) – экономическое отношение принадлежности имущества государству (публично-правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право государственной собственности, т.е. такой разновидности права собственности, в которой в качестве собственника выступает государство как целое, поэтому его особенности обусловлены особенностями участия государства как целого в гражданском обороте. Государство как собственник отличается от обычных, частных собственников, во-первых, наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок осуществления принадлежащего ему права собственности; во-вторых, осуществлением своего права собственности в публичных (общественных) интересах

3) Муниципальная собственность - разновидность публичной собственности, субъектами которой являются муниципальные образования. МС не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями. Субъектами права МС являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы, лишь осуществляющие те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией. Объектами МС могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства и, а также предметы бытового, потребительского характера, принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности, акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить: а) свободу экономической деятельности и б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны. КЗС устанавливает юридическую гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего принципа рыночной экономики - свободы конкуренции.

Роль государства в рыночной экономике сводится в к осуществлению двух функций:

1) установлению правилами экономической игры, т.е. изданию законов, определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих отношений;

2) контроль за соблюдением установленных правил и защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны.

В основе отношений производства, обмена и потребления благ лежит труд. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Конституционно-правовые принципы руководства и управления экономикой: а) использование национальных богатств в интересах всего населения; б) государственное регулирование и планирование экономической жизни, с помощь рычагов, делающих выгодным производство в отдельных отраслях и регионах; в) недопущение монополизма, развитие честной конкуренции (закон Шермана, 1890); г) единство экономического пространства.

Финансовая система – госбюджет. Правительство распоряжается и контролирует. Налоги – Парламент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.008 с.)