Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пейзаж в литературе, живописи и музыке.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Б. Асафьев писал, что с появлением картины «Грачи прилетели», «наступило время, когда русская живопись почувствовала не только внешнюю видимость – очень скромную – русской природы, а ее мелодию, душу пейзажа. И тогда, параллельно, русская музыка услышала особенную живопись переливов, переходов одного времени в друге: родилась русская звукопись, музыка пейзажей- настроений и музыка поющих сил природы» Пейзаж Левитана особенно тесно связан с новаторством Чехова. Чехов высоко ценил пейзажные достижения своих предшественников и писал Григоровичу: пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Но при этом он считал, что нужны уже иные картины природы – краткие, без общих мест, мелкие детали должны в совокупности создавать общую картину, если закроешь глаза (то или иное цветовое пятно, тень от мельничного колеса, похожая на волка или горлышко разбитой бутылки, которая блестит при лунном свете). Пейзаж с т. з. Чехова должен создавать настроение, должен быть связан с состоянием персонажа, т.е. быть лирическими, но в то же время они носить философский характер, создавая «космический» фон, контекст Вечности для земной жизни людей. Пейзажи Чехова зримы, лаконичны при тонком восприятии особенностей освещения и цветовых нюансов. Чехов высоко ценил пейзажи Левитана, видя в них тот же синтез лирического, психологического, философского пейзажа. В повети «Три года» пейзаж, который видит героиня, напоминает «Тихую обитель» – темная река, у самого берега темнеет большая баржа, далеко на том берегу, потухая и переливаясь, ползут огни: это жгут прошлогоднюю траву. Героиня говорит о том, что она любит именно такие пейзажи, которые зовут куда-то вдаль. Пейзаж Левитана мог родиться только как итог развития всего искусства 19 века – в т.ч. литературы. Музыки. Не случайно многие картины Левитана полны литературных и музыкальных ассоциаций. Так, «Владимирка» - это реминисценция стихотворения А.К. Толстого «Колодники», «Озеро» - «Туча» Пушкина, на вопрос собеседника, а где же листочки (и ветер, лаская, листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес), возразил: А вот вместо них камыш. Это ведь не иллюстрация, а картина. А что она навеяна стихами Пушкина, так у больших поэтов, Пушкина, Лермонтова, многие учатся, только иногда лучше не навязывать зрителю ничего – пусть угадывает сам. На занятиях со своими учениками или во время работы над картиной Левитан часто читал стиха разных поэтов – Тютчева, Апухтина, А. Толстого. Особенно важно влияние Тютчева, философа природы, несущего в своей поэзии одухотворенность природы и обобщенность философской и поэтической мысли. «Над вечным покоем» – «От жизни той, что бушевала здесь» – природа – всепоглощающая и миротворная бездна. Левитан писал: «Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море и, знаете ли, что я заплакал навзрыд вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полное ничтожество».,
Ярким примером совместных поисков в рамках одного вида искусства стал мотив весеннего обновления природы. Весенняя образность, рассматриваемая с широкой культурно-социальной точки зрения, приобретает глубокий смысл как выражение стремлений людей к счастью, свету, надежду на перемены. Тенденции в развитии этого мотива: -стремление к все более правдивому воплощению явлений действительности, конкретность, предметность, достоверность изображения, выразительные характерные детали, естественная передача колорита. -одухотворение природы, стремление к полноте лирического высказывания, что связано с развитием чувства личности в культуре вт. пол. 19 века, -постепенная динамизация весенних образов, насыщение их внутренним развитием, яркими красками, расширение пространства произведений. Наиболее полно и многогранно представлены образы весны в литературе, особенно поэзии, которая стала первооткрывательницей темы. Примеры обращения к ней - в поэзии начала 18 века. В поэзии сентиментализма, затем романтизма чувство природы становится более живым, свободным, но первые образцы национального пейзажа появляются только у Пушкина, для которых характерны конкретность изображения и гармоничная целостность общей картины, безыскусная прелесть среднерусской природы, отсутствие эффектных приемов и в то же время мудрая простота. Вспомним начало 7 главы «ЕО»: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями на потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года, Синея, блещу т небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют, Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. Реальность этой картины природы обусловлена многими композиционными приемами. Сперва перед взором читателя дается общая картина – горы, обрамляющие вид. Затем мы переводим взгляд вниз, в долины, и этот весенний мир наполняется конкретными деталями. Особенно важно упоминание о пчеле, которое концентрированно выражает идею освобождения природы от зимнего сна (келья) и динамизирует картину. Пушкин предугадывает тенденцию будущего развития искусства – комплексное использование выразительных средств – пейзаж и зрим, и слышим (шум воды, шумящие стада, пение соловья). В мире Пушкина пейзаж отражает гармоничное и упорядоченное устройство мира, потому автор лишь упоминает о пробуждении стихий, но подробно говорит о ясной улыбке Весны, душевном покое, который она дает. В 30-е годы появляются первые образцы весенней поэзии Тютчева – это иная концепция мироздания. Его особенно привлекали стихии мира и природы, как грозные и мрачные (хаос), так и земные, радостные силы, стихии природы. Весенняя лирика Тютчева концепционна. Она воплощает идею о неодолимости развития сил жизни, которые в необходимое им время сбрасывают оковы и вступают в фазу обновления. Процесс этот не зависит от воли людей. Но он носит всеобщий характер, и человек вовлекается в него, открывая душу светлому и прекрасному. В русском романтическом искусстве первой трети 19 века грандиозные стихийные силы природы воплощались в образах гор, морей, например, пейзажи Кавказа. Тютчев воплотил могучие силы, таящиеся в обычных среднерусских явлениях природы. Особой динамикой отличаются образы «Весенних вод». Интенсивно нагнетается эмоциональное напряжение, поток весенних вод стремительно приближается к читателю – сначала они как бы вдали шумят, потом бегут и, наконец, блещут, а затем мы уже слышим их восторженные голоса, меняется и фоника стиха – он становится более ярким, звонким, сверкающим и красочным: Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» В последней строфе возникает эмоциональный перелом – весна «успокаивается», стих теряет упругость, становится льющимся. Певучим, весна вступает в период упоительного ощущения расцвета природа, словно разливаются воды и успокаиваются: Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней. Тютчев сближает выразительные средства литературы, живописи и музыки. Например, приемы динамизации развития сходны с теми, что использовались романтиками, Бетховеном – дробление предкульминационное фраз, рельефное выделение отдельных фраз и мотивов (первая строка читается слитно, во второй – намек на паузу, в третье –одна пауза, в четверной – две). Некоторая социализация этого мотива возникает в лирике Некрасова. Его «Зеленый шум» призывает к человечности и милосердию, и Весна оказывается противопоставленной пейзажам осени и зимы. Это стихотворение связано с украинским фольклором, из народной поэзии заимствовано название весеннего пробуждения природы – зеленый шум, да и звучит в нем речь простого крестьянина, а по жанру – это лирико-психологическая крестьянская песня-поэма. Это не просто монолог крестьянина, повествующего о своей любовной драме, могучие силы весенней природы оказывают решающее воздействие на исход создавшегося конфликта. В годы реформ 60-х образы весны оказываются связанными с радикальными общественными воззрениями – даже у поэтов, далеких от политической жизни – Апухтин, Полонский. Апухтин «Май на дворе» 1858 заканчивает стихотворение так: Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды, Пусть ты унынья страна…Нет! Я не верю, что песня свободы Этим полям не дана! Те же мотивы – в поэзии Надсона в 80-е годы. В 1878 году в стихотворении «Кругом легли ночные тени» он рисует образ благоухающего весеннего сада и обращается к усталому и больному, к измятому трудной борьбой с призывом завтра с новой силой бороться с безотрадной мглой. Он призывает читателей верить жизни и весне, хотя сам уже не в состоянии бороться с удушающей атмосферой вокруг. Еще одна важная тенденция – лирико-психологическое осмысление весны, ее связь с темой любви. Таинство первых признаний, робкое ожидание счастья видим у А. Толстого: То было раннею весной, в тени берез то было, Когда с улыбкой предо мной Ты очи опустила… - и торжество весны и любви: О жизнь! О лес! О солнца свет! О юность! О надежда! Для Фета весна – одно из воплощений красоты и поэзии: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Стихотворения Фета очень музыкальны, на что обращал внимание Чайковский – это поэт музыкант, который избегает таких тем, которые легко поддаются выражению словом, от этого его часто не понимают. Сам Фет говорил, что его из определенной области слов тянуло всегда в неопределенную область музыки. Не меньше Фет был и поэтом-живописцем. Его пейзажи зримые и слышимые, воспринимаемые всеми органами чувств. В очень непосредственном, одушевленном и пленэрном ощущении природы, в способности воссоздавать ее образы из мгновений у Фета было много общего с художниками-импрессионистами. К числу таких характерных пейзажей можно отнести «Весенний дождь» (примерно 1857 г.) Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, т лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Здесь великолепно переданы и метко схваченные движения воробья, и то самое главное, что происходит в природе и поглощает разрозненные восприятия общим впечатлением. Особого внимания заслуживает колористическое мастерство Фета. Он находит броские эпитеты и метафоры, придающие ткани его стихов красочность. Иногда он использует прием рассредоточения красочных пятен, вызывающий ассоциации с техникой световых рефлексов в пленэрной живописи второй половины 19 века – как в цитированном стихотворении Тема весеннего обновления природы с новой силой возникает на рубеже столетий. Не всегда весенние образы светлы – например, у Фофанова они связаны с грустными воспоминаниями о тяготах человеческой жизни, столь ощутимых по контрасту с расцветающей природой (стихотворение 1893 «Весенние слезы»). Но все же главное – весеннее пробуждение и радость, неодолимость весеннего расцвета и обновления жизни человека и России в целом (в романе Толстого «Воскресение»). В поэзии наиболее ярко – Блок. Его весны часто лишены конкретности и отличаются большой обобщенностью. При этом ткань стиха пронизана слиянностью выразительных средств слова, музыки (ощущение льющегося потока, полета, широкого дыхания) и живописи (белый, синий, красный, преобладают сопоставления чистых тонов, что характерно для живописи того времени). «В синем небе, в темной глуби» – перед нами девушка с удивительными очами, тонким станом, узлом кос, она в вечернем храме. За нм – синеющие улицы и темнеющие глуби небес. Блок не рассказывает о весте. Нет последовательного повествования. А возникают видения, полет в в далекое пространство:,та девушка узнала Чары легкие весны, Мгла весенняя сплетала Ей задумчивые сны, Опустила покрывало, Руки нежные сплела, Тонкий стан заколдовала, В храм вечерний привела, Обняла девичьи плечи, Поднялась в колокола, Погасила в храме свечи, Осенила купола, И за девушкой 0 далече В синих улицах весна… большую роль здесь играет синий – ср. лиловые и синие тона у Врубеля, слова Скрябина о тайне голубой идеала далекой звезды. В стихотворении «Так окрыленно, так напевно Царевна пела о весне» он воспроизводит иной аспект темы: Царевна посылает поэта на ратный подвиг и видит его по возвращении несущим «на острие копья – весну», и он отправляется на поиски «огненной весны». В стихотворении «О весна без конца и без краю» – развертывается эстетико-философская концепция – полнокровное восприятие жизни во всей ее сложности и кричащих контрастах – неудач и удач. Плача и смеха, ненависти и любви, весну лирический герой и принимает, и ненавидит, знает, что она несет мучения, но с ней приходит обновление жизни и хмельная мечта. До Блока весенняя тема не представала такой конфликтной. В русской живописи тема весеннего обновления возникает только в последней трети 19 века. Не случайно, первый русский пейзаж, с которого началось формирование реалистической школы, был «Грачи прилетели» Саврасова. В нем чувствуется влияние классической русской литературы, ибо пейзаж формировался в то время, когда у русской интеллигенции уже сформировались эстетические вкусы под влиянием литературы. «Грачи прилетели», прежде всего, связаны с Пушкиным – безыскусная прелесть среднерусского пейзажа, жизненность его и правдивость, простота и скромность и в то же время поэтичность, неторопливое развертывание панорамы этой местности – словно неторопливый рассказ у Пушкина – вот неказистые березки на первом плане, вот деревянная ограда на среднем плане, хатки на окраине села и колокольня, на дальнем плане- окрестные поля со сверкающей плоской небольшой речки, а над всем этим – небо, заоблаченное, но с прорывами синевы. Пространство картины расширяется вверх за счет березок первого плана, и вширь, за счет продолжающейся за пределами картины ограды. Это не пейзаж с натуры, как могло бы показаться, а именно обобщение национальной природы, созданное в мастерской на основании множества этюдов. Ф.С. Мальцева доказывает, что с избранной художником точки зрения реальная речка в с. Молвитино (ныне Сусанино Костромской губ.) не была видна. Речка, колокольня с шатровой крышей и т.д. придали картине широкой общественное звучание, национальную и историко-культурную почвенность. В последующие годы эту тему продолжил и Саврасов «Оттепель. Город Кимры на Волге», «Вид на Кремль. Весна», Поленов «Московский дворик», Серов «Первая зелень», Дубовской, Левитан. Интерес к весне вырос на рубеже веков, когда по замечанию А. Бенуа, зрителя закормили всевозможными веснами – по нескольку десятков на каждой выставке, некоторые художники даже выбрали весну в качестве своей специальности. Показательно, что в лучших образцах не только конкретные уголки природы становились предметом изображения,.а приволье, простор весны, большое дыхание жизни, обострялось чувство колорита, пространства, эффекты освещения. Особенно это проявилось у Левитана, который подвел итоги исканиям целого поколения. В его пейзажах наиболее отчетливо прослеживаются связи живописи с другими видами искусства –в раннем творчества он следовал скорее Пушкину (в преломлении Саврасова), потом – Фет, Чехов, в музыке – Рахманинов, как равновеликий Левитану певец русской природы. «Март» 1895 г. – желтеющая стена дома с крыльцом, лошадка и сани, лес и голубые просторы небес. Эта повседневная действительность превращена в чудесный праздник оживающей природы, пробуждения сил жизни, который заражает зрителя своим восторгом. Особая эмоциональная настроенность картины вызвана интересным колоритом – яркий солнечный день (тютчевское напряжение сил жизни), красочные отсветы неба на талом снегу, насыщенные сине-лиловые тени сосен, которые словно звенят – такой интенсивности цвета до Левитана не было. «Весна. Большая вода» - также необычное состояние природы, высокий подъем ее жизненных сил. В то же время в ней есть некая сладкая грусть от ощущения величия природы. Возникает ощущение беспредельности окружающего человека мира. Пространство расширяется вверх (тонкие березки, которые тянутся вверх и пронизаны весенними токами жизни, могучий ствол старой высохшей сосны), и по горизонтали (широкая лента реки) и вглубь(осевая линия перспективы, сдвинутая немного влево – лодка, просвет между деревьями, полузатопленные строения). Но самое интересное- расширение пространства в глубь воды – отсветы, отражения, тени от невидимых деревьев на воде. Мотив отражения в воде – один из важнейших у Фета, Тютчева, К. Дебюсси. В первые десятилетия 20 века – Рылов «Зеленый шум» – мотив очистительного ветра, который имел символическое значение. Грабарь «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» – импрессионистическое переживание красоты природы. М. Чюрленис – особая линия, тяготение к сказочной фантастической символике, сиволистко-философские поиски. Он стремился к синтезу живописи, литературы и музыки. 4-х частная «Соната весны» 1907 год – Аллегро, Анданте, Скерцо и Финал – последовательный расцвет жизни во вселенском общечеловеческом масштабе, радостные силы жизни обретают все большую энергию, словно стремятся вырваться за пределы нашей планеты и завоевать все мироздание. Весенняя тема представлена и в творчестве композиторов. Особенно на рубеже веков, когда в искусстве становится важной тем личности, эмоциональная раскованность. Музыка при этом стремится к синтезу с другими искусствами, особенно в вокальных жанрах. Здесь виды стремления к усилению интенсивности лирического высказывания и динамики развертывания художественного образа. В связи с достижениями живописи музыка стремилась к передаче пространства, воздушной среды, в ней возникает пленэр, стремление передать звуками свежесть первых зрительных впечатлений, заметны искания в области колорита – передача солнечного освещения, богатства цветов. В начале и середине 19 века тема весны только зарождалась в русской музыке (весной разворачивается действие «Ивана Сусанина», романс Глинки «Жаворонок»). Б. Асафьев в связи с этим развивал мысль о песенности русских пейзажей, о воспроизведении в них поющих сил природы – не импрессионизм (миг), а лирическое раскрытие длящегося, как песня, состояния природы. Оттого в русских веснах и осенях – стихотворных, живописных, музыкальных – песенное начало, Весна в русской музыке также началась в последней трети. Лирико-психологический аспект темы нашел выражение в творчестве Чайковского – расцветающая природа, стремление души к счастью и идеалу. Он создал пейзажи- настроения, на фоне которых развивается любовное чувство, переживания носят элегический или радостно-восторженный, ликующий характер. Образы «Времен года» отчетливо связаны с литературой – каждой пьесе предпосланы эпиграфы (правда, написаны они не рукой Чайковского в рукописи). Но дело не в эпиграфах – музыка Чайковского связана с русской поэзией. Это связи с Пушкиным, Некрасовым, Кольцовым, Майковым, Фетом, Толстым. Характерно, что тютчевские стихии природы не нашли воплощения в образах Чайковского, они стали «песнями времени» в следующие десятилетия. Близость к русскому живописному пейзажу сказалась в тематике и характере воплощения образов: безыскусственная простота, песенная лирика полей и лесов средней полосы, освещение и колорит в духе Саврасова. В основе философии природы Чайковского - идея процессуальности, круговорота в природе и жизни людей. «Песня жаворонка», «Подснежник» и «Белые ночи» создают представление о трех последовательных стадиях весеннего расцвета – постепенное высветление эмоционального и красочного колорита пьес, усиление динамики. В «Марте» господствует грусть, душевная скованность (плавное покачивание сопровождения, интонации птичьих попевок, стремящиеся ввысь и бессильно поникающие). Наступающее оживление природы оказывается временным, блики света гаснут в сумраке. В «Апреле» тема звучит радостно и хрупко, использован мажорный, а не минорный лад, мелодия развивается более динамично, но музыка еще сохраняет холодноватую свежесть ранней весны. В «Мае» наступающее пробуждение природы передано темными звуками, яркая динамичная кульминация передает ощущение приволья русских просторов. В 1878 г. композитор создает романс на стихи Толстого «То было раннею весной» – тонкий психологизм в передаче бурно расцветающего чувства любви. – кульминационное утверждение чувства радости (хотя есть и легкие интонации печали и тени) (ср. у Римского-Корсакова: у Чаковского события развиваются в настоящем, музыка поет о любви со всем пылом юности, у Римского-Корсакова- спокойный рассказ о прошедшей любви, дорогих, но уже не волнующих воспоминаниях). В то же время к образам весны обратился и Римский-Корсаков – оперы «Майская ночь» и «Снегурочка». Особенно полно тема весеннего обновления отразилась в опере на пьесу Островского. Его пейзажи не имеют лирического характера, как у Чайковского, они носят эпический характер, воплощают душу самой природы в языческом смысле. Особенно велико в опере значение образа Снегурочки – это главная идея весенней сказки, персонифицированное выражение души природы, настроение весеннего порыва к счастью, любви и обновлению жизни. Эта идея не сразу была понята современниками. Так, не удалось ее передать Чайковскому в музыке к пьесе, которая, кстати, быстро сошла с казенной сцены. В постановке Художественного театра 1900 года главное внимание было уделено бытовому и фантастическому началу, а не поэтической идеи. Только в опере Мамонтова благодаря Н.И. Забеле-Врубель тема весеннего обновления была раскрыта в ее поэтическом обаянии. Позже к этой теме обращался Глазунов – оркестровая пьеса «Весна» Рахманинов – великий певец русской природы, давший новую трактовку теме весны, он синтезировал линии Чайковского и Римского-Корсакова, душу человека и душу природы, чем он близок Блоку и Левитану, каждый из которых осуществил этот синтез в рамках своего искусства. Образы весны у него новы своей динамикой, ритмоинтонационной энергией, эмоциональной напряженностью. По экспрессивной силе некоторые его образы являются кульминационными в русском искусства рубежа веков. «Весенние воды» на слова Тютчева – приподнятый тон музыки, могучая стихия весны, движение во времени и пространстве, обращенность к большой аудитории, рельефная кульминация, подготавливаемая длительным подъемом. Энергия нагнетается чисто рахвманиновским приемом – движение затормаживается и прорывается силами стремления: аккорды расшатывают интонационные упоры и устремляются ввысь, сливаясь с фанфарами кличами мелодии. В 1902 году он создал кантату «Весна» для баритона, смешанного хора и оркестра на текст «Зеленого шума» Некрасова – передан эмоциональный колорит, но не отражен народный элемент. Поэзия весенних чувств – романс «Сирень», Второй концерт для фортепиано с оркестром. Итак. Ведущая роль в разработке темы – литература, в которой она представлена наиболее полно, многосторонне связана с социальной жизнью и эстетическими воззрениями эпохи. В живописи тема локализована в сфере пейзажа, который отразил ее конкретно, одухотворенно, лирически. Музыка выявила эмоциональное начало весенних образов, волнующее ощущение окрыленности мечтой и счастьем. Синтез искусств проявился прежде всего в поэзии – дополнение музыкальным и живописным голосами. В свою очередь живопись и музыка в последней трети 19 века опирались на традиции Пушкина и др. Для всех искусств характерно внимание к жизненной конкретности, к национальному русскому элементу (фольклор, колокольня, жанровые русские мотивы). Конечно, каждой вид искусства опирался на свои выразительные средства – пейзаж в живописи –передача пространства, музыки – мелодия. Но возникает тяготение к синтезу этих средств (Рахманинов). Весна понимается и как лирическое пробуждение природы, и как пробуждение стихийных сил (образ половодья, больших пространств), и как символическое пробуждение мира, и как религиозно-мистическое стремление к «далям» и мечте. Более напряженной становится внутренняя жизнь образа, сталкиваются силы стремления и торможения, но в итоге звучит могучее славословие силам жизненного обновления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.012 с.) |