Иллюстрация: Грачи прилетели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иллюстрация: Грачи прилетели



В отличие от Венецианова, который воспринимал красоту как онтологически присущее миру качество, Саврасов обыденную природу наделяет красотой, передавая ей свои ощущения. Так, как бы крайним воплощением этого принципа была картина «Лунная ночь. Болото» ( 1870), где романтический мотив, лунная ночь, трактован не романтически, поэтизированное болото - это крайняя привязанность к простоте и скромности мотива. Перед нами неприглядный, но характерный для России вид открытой бугристой равнины с небольшим болотце, неровно освещенная светом луны, и в то же время - это сосредоточенный покой. таинственная жизнь ночи, связанная с жизнью человека.

 

 

Картина отличается мягкостью живописи, в ней передан весенний свет, мягко льющийся с неба на землю, прозрачная полутьма. Серые голубые, коричневые цвета сближены друг с другом, гармонично взаимодействуют темное и светлое, свет и тень. Мерцающими, приглушенно-золотистыми кажутся на переднем пане чахлые редкие кустики и пучки травы. Свет неба отражается в болотце, еще более сгущая окрестную темноту берегов с едва заметными силуэтами стоящих у воды коров. Бархатными, коричневыми смотрятся дали. Живопись способствует ощущению просветленности, тишины и чистоты чувств, рождающейся от этой картины природы. Лаконизм изобразительных средств соотносится не с романтической традицией, а со становлением реалистической живописи.

Иллюстрация. «Проселок» ( 1873).

 

Очень простой типичный мотив - дорога, обветренные растрепанные ветлы вдоль нее, как бы бегущие вслед за дорогой, приметы крестьянской жизни видны вдали – поле зреющего овса. Не меньшее внимание, чем земле, уделено небу, которое занимает две трети картины и придает ей некоторую эффектность - бегущие по небу рваные облака закрыли солнце, но оно окрасило светом высокое небо и лужайку, расположенную вдалеке. Естественный живой рисунок разорванных ветром облаков перекликается с изображением тоже как бы разорванной, размытой дождем земли. Придорожные ветлы, словно живые существа, тянут к небу свои ветки, они возвышаются над линией горизонта и связывают воедино верхнюю и нижнюю зоны изображения, благодаря чему весь пейзаж пронизан динамикой. Эффектное освещение является даже в большей мере мотивом пейзажа, чем сам проселок с лужами и колеями от подвод. В картине переходное состояние природы, прекрасное светлое мгновение после грозы, представлено слишком энергичным, обычно Саврасов любит более медленные переходы, длинные затянувшиеся закаты, раннюю весну, лишь в будущем обещающую расцвет природы. В «Проселке» лиризм поднимается до патетического переживания, но опять же перед нами самый прозаический вид, внутреннее богатство внешне простого. Вместе с оптимистическим утверждением красоты земли, полей, неба, снималось ощущение жизненной неустроенности, воплощенной в кривой проселочной дороге, звучала вера в утверждающее начало жизни, в действенную силу красоты природы, так отличной от внешней красивости.

Перед художником возникали проблемы пленэра, задачи реального освещения. И хотя в его картине еще локально звучит зеленый, не смешанный с соседними цветами и не подверженный рефлексам, но общее впечатление сильного светового эффекта хорошо передано Саврасовым. Свежая изумрудная зелень травы кажется еще ярче в соседстве с красным цветом глины. Чередование светлого и темного сообщает пейзажу живописное богатство, передает игру контрастов в природе, подобную смене настроений в душе человека, передает чувство просветления и очищения после прошедшей грозы.

«Радуга» (1875) - эффектный мотив радуги, которая поднимается за кустами и избами, за бугром. Повествовательность проявляется в том, что автор рассказывает об этой местности, о лестнице, которая опускается к воде от края деревни, о женщине, несущей коромысло с ведрами, о высоком береге реки, на котором стоит ряд домов, о небе, которое недавно разразилось грозой. Небо еще затянуто остатками туч, но его уже озарят тающая в воздухе радуга. Общее впечатление послегрозового воздуха, свежести омытой дождем природы передано с чистотой и экспрессией.

В этих пейзажах Саврасов создает типические ситуации русской природы, привычный ландшафт, воспроизводит состояния природы, постоянно повторяющиеся в ее круговороте, рассказывает с присущим русскому человеку сопереживанием природы. Его пейзажи носят идейно-обобщенный характер, опираются на широту замысла.

Иллюстрация.

Последняя серьезная работа Саврасова - «Рожь» 1881 - в ней он отходит от традиционной для себя лирической трактовки русской природы, приближается к шишкинскому мотиву, хотя и разница между ними весьма показательна. Многие искусствоведы считают картину не очень удачной, не соответствующей характеру дарования Саврасова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.007 с.)