Шишкин пишет до 1890-х годов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шишкин пишет до 1890-х годов.



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА

Каждый пейзажист 1870-х годов глубоко оригинален. Такого разнообразия мы не найдем ни в одном жанре, хотя есть и общие черты.

Общие черты (исключение – А. Куинджи):

-повествовательность, это не обязательно включение элементов бытового жанра. хотя этот прием встречается часто, прежде всего, это рассказ, данный во времени, который ведется элементами самого пейзажа.

Иллюстрация:

-обращение к сельской природе. Если классицисты и романтики часто писали центр Москвы или Петербурга, то реалисты часто редко обращались к городским видам, (в лучшем случае, это городские окраины, уютные дворики). Большую роль сыграла тяга к крестьянству, влияние народничества на русскую интеллигенцию в 1870-е гг. Сельская природа лучше соответствует задачам воссоздания национальных сторон русской жизни, рисуется как место обитания русского народа. При этом неважно, изображены там люди или нет, часто они присутствует где-то рядом, природа раскрыта человеку, не противопоставлена ему. Народность пейзажа не просто в том, что картины показывали природу, с которой сжился и сроднился русский народ, но показали жизнь, как быв увиденную глазами простых людей.

Иллюстрация:

-выбор самых простых мотивов, обыденная природа.

Иллюстрация:

-жизнеутверждающее начало, оптимизм, утверждение красоты, гармонии и полноты бытия, неиссякаемого течения жизни, а также вера в высокую человеческую душу. При этом природа оказывается созвучной самому сокровенному в душе человека. Прекрасная жизнь природы соотносится и с высокой душевной жизнью человека.

Иллюстрация:

Становление реалистического пейзажа начинается в творчестве Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897),создателя лирического пейзажа. в котором главную роль играет лирическое переживание, «интонация» Ему интересна природа, близкая жизни человека и воспринимаемая через его чувства.

Сначала проявил себя в позднеромантическом пейзаже (например, горные виды Швейцарии), в котором стремился передать величие и исключительность горных видов, возвышенное начало в природе.

Иллюстрация:

 

Обретение подлинных саврасовских мотивов начинается с картины «Сельский вид»

(1867), на котором изображена среднерусская равнина весной.

 

 

Этапной становится картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869). В ней появилось пространство, созданное не отдельными планами, как в романтическом пейзаже, а иными приемами. Он несколько изменяет реальное пространство, чтобы построить композицию, что вообще характерно для Саврасова, соединяющего изучение натуры с ее некоторым изменением ради картинной выразительности. Знаменателен предмет изображения - природа никак не приукрашена, болото, лужи, чахлые кусты на переднем плане и лишь на заднем плане - высокие сосны. Небо на дальнем плане покрыто серыми тучами.

Иллюстрации: Лосиный остров в Сокольниках.

В 1870-е годы Саврасов открыл для себя Волгу. Для многих живописцев второй половины 19 века волжские впечатления сыграли переломную роль. Саврасов шел от частных сцен к общим видам, волжская ширь сама способствовала этому. В 1875 г. была написана картина «На Волге» (хранится в Гос. художественном музее РТ, Казань) с торжественно звучащим волжским пейзажем и группой бурлаков.

Иллюстрация: На Волге

 

 

 

Центральной картиной стала «Грачи прилетели».

 

Ласковое, медленное дыхание весны в милых деталях. Ведь все это чувствует и может рассказать любой человек. В этом и была притягательность и волшебство пейзажа передвижников. Не романтически-возвышенное, но простое и милое.

 

Саврасов работал над картиной в селе Молвитино Костромской губернии. Тяжелая материальная жизнь семьи, смерть родившегося ребенка, болезнь жены вызвали чувство трагической безысходности, которое было преодолено просветлением души, возникшим под впечатлением весенней пробуждающейся природы. Отсюда стремление не только передать частный натурный вид, сколько создать обобщенный образ, вобравший в себя облик страны, ее поля, церкви, а также чувства и надежды человека, пробужденного началом весны.

Саврасов компоновал картину, внося в натурный вид существенные изменения. Молвитинский храм стоял посреди села, рядом с жилыми домами, а не в стороне , не было от него открытого вида на дали с равниной и рекой, не было и такого соотношения низкой основной части храма и высокой шатровой колокольни. Т.о., церковь на картине – собирательный образ., сохранивший черты храмовой архитектуры 17 века. Основной мотив - изогнутые березки на первом плане – Саврасов дополнил деревьями, ради которых вытянул холст в ширину, более детально разработал мотив лужи, растянул забор, менял облака на небе и т.д., т.е. старался, чтобы картина заговорила не одним, а многими голосами, которые бы гармонично соединились в оркестре.

Характерная черта пейзажа - он рассказывает о тихом бытии далекого села, которое разворачивается за забором и повторяется из года в год, о далях, приобщающих конкретный вид к бесконечности, о всеобщей красоте родной земли (передана даже цветовая гамма русской природы – сдержанная спокойная, в ней доминируют теплые коричневые, холодные голубоватые и серые тона) с типичными березами, стоящими близ погостов старинными храмами, широкими полями. Шумные хлопоты грачей, сучки, упавшие на снег, дым из трубы делают этот рассказ наглядным.

Мотив картины чрезвычайно скромный, что в восприятии современников было очень смело. Художник обыгрывает будничность мотива, принципиально отказываясь радовать взгляд поэтическими красотами весеннего пейзажа. Дан тот момент весны, когда все еще обнажено и голо, березы, которые должны быть стройными, изображены с корявыми, изогнутыми стволами, стены церкви и колокольни облуплены, вид дальних полей однообразен и сер. Только домовитые грачи являются провозвестниками далекого обновления природы. Все это обнаруживается благодаря взгляду художника, природа кажется будто обласканной человеком. Мы можем представить те же перемены в дальних полях с черными проталинами земли и услышать звенящий всюду гомон грачей. Во всем этом – внутренняя связь поэтичной русской весны с многомерной и сложной внутренней жизнью человека.

Простой мотив наделен поэтическим лирическим началом, художник придает природе движение собственной души, господствует лирическая позиция художника. Красота обретается в простом, обыденном, не приподнятость природы, а приниженная обыденность становится предметом постижения.

Единственный источник красоты – голубоватое свечение, которое чудесным образом преображает рыжевато-серые краски пейзажа. Тонкость светотеневых переходов заставляет взгляд мерно и тихо скользить по холсту, привлекает взгляд к оттенкам и подробностям: озерки талой воды, следы заячьих лап на покрытом тонкой ледяной коркой снегу, остатки росписей на отсыревших стенах церкви, нежная розоватость кустов уже распустившейся вербы. Потемневший снег на переднем плане кажется рыхлым и осевшим, а освещенный вблизи забора – окрасился розовато-золотистым. В подтаявших лужах проглядывает земля и отражается небо, тени на снегу кажутся легкими и полупрозрачными. Ветви устремленных в небо берез тают в воздухе. Справа за лужей в просвете деревьев виден куст зацветшей вербы. Ожившим и воздушным кажется небо, чисто голубое над колокольней, с непрерывно меняющими форму, плотность и оттенки облаками. Для передачи этого художник использовал сложные приемы: цветной грунт, различные и цвету и фактуре красочные слои, лессировки и рефлексы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.01 с.)