Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иллюстрации: Украинская ночь.

Поиск

В полной мере творческие его принципы раскрылись в картинах конца 70-х - начала 80-х годов:

-обращается к особым случаям в жизни природы, которая предстает зрителю в минуты прекрасные, исключительные;

-исключительность обеспечивается наличием эффектного мотива, чаще всего связанного с освещением, солнечным или лунным. Эффект всеми средствами усиливается, доводится до крайней точки, за счет чего картина ставится на грань - еще чуть-чуть и эстетические нормы были бы нарушены, а картина превратилась бы в расписанный красивый ковер. Но Куинджи не переходит эту грань. Его эффекты поражают, но не вызывают чувства протеста;

-картина кажется сфантазированной на реальной основе;

-доведение эффекта до максимума впечатляющей силы связано с рядом упрощений в живописи и композиции. Природа предстает на его картинах еще и в очищенном, оголенном виде, он не любит лишних деталей, выделяет главное. Тем более, что картины писались не с натуры, а по памяти, в мастерской. В сочиненной картине он мог свободно обнажить главный мотив, создавая образ. Как правило, использует простые композиционные приемы, любит горизонтали и диагонали, обобщенно трактует предметы, не прорабатывает объемы. Накладывает предмет на фон, сопоставляет предметы, расположенные на большом расстоянии друг от друга.

-созданная в мастерской театрализованная искусственная природа рассчитана на рассмотрение издалека – потому Куинджи изображает её, например, с высоты птичьего полета. Основной мотив обычно помещен на пригорке, на среднем плане, первый план остается свободным, что создает дистанцию между зрителем и основным эффектом, мы рассматриваем среднюю часть пейзажа, как отодвигаем редкую вещь, чтобы ее рассмотреть.

«Березовая роща» (1879) - доводит идею почти до уровня схемы. Со смелостью и прямолинейностью он сопоставил три плана - первый - затененный, второй - ярко освещенный, третий - вновь затененный, но рисующийся на фоне яркого неба. Контрасты между ними намеренно подчеркнуты. Куинджи не скрывает выдуманности своего пейзажа, но с явным расчетом расставляет стволы берез в центре почти с математической точностью проводит линию, по которой течет ручей, прямо уходящий в глубину, где ему заранее уготован разрыв между деревьями, что делает картину симметричной. Параллельно световым контрастам развиваются контрасты цветовые - за темной зеленью первого плана следует салатовая, выбеленная листва второго. Перед нами словно театральная декорация в момент поднятия занавеса. Световой эффект схематизирован за счет «снятия» воздушной среды, которая бы обволакивала предметы и смягчала контрасты. Изображение очищено от жизненно случайного, изменчивого.

 

 

Иллюстрация: Березовая роща. Рядом, ля сравнения в небольшом варианте – березовая роща Левитана.

В 1880 году Куинджи выставил «Ночь на Днепре» на специальной выставке одной картины. Это был беспрецедентный случай, т.к. персональный выставки тогда практиковались вообще редко, тем более выставки одной картины. Но выставка произвела на публику огромное впечатление.

На картине он добивается максимального эффекта, избирает точку зрения сверху и издалека. Передний план вообще не изображен, линия горизонта снижена и две трети холста отдано небу. Вся красота природы разворачивается под ногами художника, внизу. Он словно сам ею управляет, ее создает.

Картина предстает перед нами как некий условный мир, в изображенное пространство нельзя войти, оно театрализовано. Голубовато-зеленое фосфоресцирующее сияние, мерцание, оно отливает серебром в пелене перистых облаков, звучит матово и глухо в зелени прибрежной равнины и превращается в ослепительное сияние зеркальной глади реки.

В сущности здесь выбран один из самых тривиальных мотивов романтического пейзажа. Но здесь нет никаких конкретных примет лунной ночи, конкретных деталей. Наоборот, они даны еле заметными, с тем, чтобы они не мешали главному - лунному свету, его отражению на поверхности воды.

Куинджи избегает асимметрии, динамики композиции, лунный диск и полоса отраженного света – это геометрический центр композиции, акцентированная вертикальная ось – контраст к многократно подчеркнутым горизонталям –заставляет оценить протяженность пейзажа, его эпическую величавость.

Однако при всей условности пейзаж создает ощущение полноводного, спокойного, величественного течения Днепра, величественное и возвышенное настроение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.007 с.)