Его место в истории искусства определяется тем, что



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Его место в истории искусства определяется тем, что



- он завершает развитие искусства 19 века, хотя многие его работы предвосхищают достижения ХХ века. Его картины повествовательны, и, несмотря на открытие новых живописных принципов, в своих последних работах он прежде всего решал задачи содержательно-повествовательные.

- сыграл «обобщающую» роль, закрепив переход от Италии к российскому пейзажу и право национального сельского ландшафта стать предметом высокого искусства.

- соединил пленэризм Поленова, лиризм Саврасова, широту обобщения Куинджи, эпические тенденции Шишкина, причем приумножив их достижения предшественников.

- осуществил переход к философскому пейзажу. Значение пейзажа в русской культуре было понято постепенно. Показательно, что жанровые картины И.Репина «Крестный ход» или «Не ждали» уже немыслимы без элемента пейзажа. Постепенно пейзаж получил возможность подняться до выражения важнейших проблем времени. Картины Левитана затрагивали главный нерв современности, они касались размышлений о личности, смысле человеческой жизни, о человеческих судьбах и мировом устройстве. Конечно, это размышление не имело социальной конкретности, как в жанре, но это новое качество Левитана - философичность, сложная литературная ассоциативность - противостояло импрессионизму как мировоззренческой системе и было частью реализма 19 века. В то же время это лирическая философичность, т.е. лирическое осмысление действительности, что неизбежно для жанра, в котором Левитан работал.

Эволюция Левитана сложна и своеобразна. В его творчестве постоянно шел процесс внутренней борьбы этюда и картины, живописных экспериментов и обобщений, поиска их гармонии.

«Осенний день. Сокольники» Первая знаменитая картина, купленная П.М. Третьяковым на ученической выставке Московского училища живописи, зодчества и ваяния еще в 1879 году. Мотив аллеи, по которой идет женщина (фигура написана Н. Чеховым) близок многим мотивам, встречавшимся в русской пейзажной живописи, где часто на дорогах изображались и люди. В «Оттепели» Васильева эти фигуры вызывают социально-философские ассоциации, в «Полдне» Шишкина - включаются в размышления о торжестве русской природы. Здесь идущая женщина, в походке которой угадываются печаль и смятение, выражает чисто лирические чувства, не вызывает социальных ассоциаций. Личностное чувство здесь проявилось еще сильнее, чем лиризм в саврасовских картинах.

В картине поставлена и важная живописная задача - соответствие живописной гаммы состоянию природы, осенней волнующей грусти, это один из первых левитановских «пейзажей настроений», отличающегося от собственно лирического пейзажа.

Иллюстрации: Осенний день.

Оттепель Васильева

Полдень Шишкина в небольшом варианте.

В начале 80-х годов Левитан увлекается пленэром, обогащая этюд чертами картины. Он стремится превратить простое в эстетически значимое, добивается непосредственности в изображении природы, стремясь к тому, чтобы между натурой и глазом художника отсутствовали какие-либо преграды. Его пленэр сближается с импрессионизмом – иллюзия быстрой смены состояний природы, сиюминутно протекающей перед зрителем жизни.Это впечатление достигается не путем изображения быстроменяющихся состояний в природе, бурь, дождей, порывов ветра, а через наблюдение тонких нюансов, быстро распадающихся цветовых отношений, присущих данному и неповторимому миг. Сама красочная оболочка картины становится как бы разрыхленной, подвижной. Обнажатся движение кисти, темп нанесения мазка. Все это вовлекает зрителя в изменчивый поток времени.

Пленэрные искания достигают высшего уровня в картине «Березовая роща» (1885-89). Это пример раннего импрессионизма в русской живописи - это фрагмент лесного интерьера, импрессионистические приемы использованы в композиции, в цветовом строе. Точка зрения выбрана как бы случайно. Здесь нет ни лесной аллеи, ни камня, ни полянки, которые бы центрировали композицию. Деревья обрезаны рамой сверху и снизу, стволы разбегаются в стороны и в глубину. Крайние деревья мы видим словно боковым зрением, они расплываются, т.к. находятся не в фокусе взгляда. Выразительны белые стволы на фоне яркой зелени, на них играют солнечные пятна, при этом белый «составлен» из голубых, желтых и зеленых оттенков. Стиль исполнения кажется импровизационным, хотя известно, что полотно 4 года выдерживалось в мастерской. Тонкая вибрация мазка – это следствие тонкого расчета, установки на восприятие живописной картины как синхронной запечатленному моменту природы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.009 с.)