Иллюстрация: саврасов. Могила На Волге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иллюстрация: саврасов. Могила На Волге



т расстался с грустными мотивами и стремится к светлым - это не связано с личной его судьбой, т.к. в эти годы усиливается его болезнь, жизнь не одаряет счастьем. Скорее, это связано с возвращением к пленэру и солнцу, а также со стремлением к построению синтетических обобщающих образов, которые неизбежно должны нести позитивное утверждающее начал, коренящееся в русской жизни и родной природе.

В 1895 году он пишет картины «Март» и «Золотая осень». Как и все мастера лирического направления, он предпочитает не лето и зиму, а осень и весну, когда богаче оттенки настроений, не дубы и ели, а более отзывчивые к природным изменениям березы, осины, воду.

«Март» - одна из самых обаятельных его картин. Прообраз многих снежных пейзажей в русской живописи начала ХХ века, она знаменовала единство этюда и картины. От этюда сохраняется намеренная фрагментарность композиции и непосредственность впечатления, но здесь больше картинного повествования. Это не только пустые сани хозяев дома, приехавших за город после долгой зимы, многочисленные свидетельства жизни человека и природы - следы саней, глубокий нетронутый снег, протоптанная тропинка, но сама природа запечатлена в конкретном состоянии, которое позволяет догадаться о времени года, времени суток и освещении. Мартовский солнечный день предстает перед зрителем в своей неповторимости и вместе с тем картина рождает всеобщие мысли и чувства о радости жизни, закономерности бытия природы, ее движения по своему календарю. Возникают чувства душевного подъема, состояния проясненности чувств.

В этой картине не стало «больше» импрессионизма, Левитан по сравнению с «Березовой рощей» как бы остановился на уровне протоимпрессионизма, более развитый импрессионизм пришел бы в противоречие с повествовательными принципами, без которых немыслим лирический образ его картин. В то же время картина и живописно совершенна. В ней большую роль играют сложные красочные взаимоотношения, цветные тени, рефлексы, возникает цветовая свежесть картины. Краски чистые, звонкие, сияющая голубизна неба, интенсивные фиолетовые тени на белом снегу, ярко-желтая стена дома в ярком солнечном свете.

 

Иллюстрация: Март

«Золотая осень» - более «построенная картина», в ней нет фрагментарности, композиция развернута на зрителя в ширину и уравновешена. Внутри природной сцены происходит движение оранжево-золотых пятен берез, эти пятна словно передвигаются с места на место, перескакивают через синюю полосу реки, разделяющую картину на две половины, словно затихают у правого края холста. Возникает впечатление красочной переизбыточности, пышное увядание природы рождает чувство легкой меланхолии. Явлением, побудившим Левитана к созданию картины, стала необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст оранжевого и синего. Это осенний вариант того контраста голубого и желтого, который был в «Марте». Интересно, что через год он создал второй вариант «Золотой осени», холодно-желтый, с зеленоватым отливом. Искания Левитана носили цветовой характер, что предвещало «цветовое мышление» мастеров ХХ века.

Картина «Весна. Большая вода» (1897) решала проблему соединения переднего плана и далей. Художник максимально приблизился к первому плану - песчаному берегу, к которому ристала лодка, к полоскам воды, которая поднялась и затопила нижние части деревьев, но сквозь предметы первого плана просвечивает далекий вид противоположного крутого берега, деревеньки, передний и дальний планы динамично контрастируют друг с другом.

Вообще во второй половине 1890-х гг. у художника усиливается тяготение к динамичным ритмам и быстроменяющимся состояниям природы, к контрастам. Другая черта позднего Левитана - стремление к лаконичности форм, к упрощению живописного языка, мотива, к сокращению повествовательности. Мотив, рождающий ассоциации и стремящийся к повествовательности, становится односложным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.006 с.)