Выдающиеся мастера живописи и скульптуры СПБ .Аникушин,моисеенко.Угаров.Мыльников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдающиеся мастера живописи и скульптуры СПБ .Аникушин,моисеенко.Угаров.Мыльников



Михаи́л Константи́нович Анику́шин ( 1917—1997) — советский и российский скульптор. Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958). Член ВКП(б)-КПСС с 1944 года.

Биография

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.

Учился в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941—1945):

1935—1936 — у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.

1936—1937 — Г. А. Шульц готовил его в Средней художественной школе к поступлению в Академию.

1937—1941 и 1945—1947 — у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.

Одна из наиболее известных работ скульптора — памятник А. С. Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде.

Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина. Действительный член АХ СССР (1962). Член ЦРК КПСС (1966—1976).

М. К. Аникушин умер 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Награды и Звания

Герой Социалистического Труда (1977).

два ордена Ленина (1967, 30.9.1977)

орден Октябрьской Революции

орден Отечественной войны II степени (11.3.1985)

орден Трудового Красного Знамени (1.10.1987)

орден Дружбы (28.9.1992) и медали

Ленинская премия (1958) — за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде а площади Искусств

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) — за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева», «Рабочий В. С. Чичеров», «Балерина Г. С. Уланова», «Композитор Г. В. Свиридов»

народный художник СССР (1963)

Почётный гражданин Санкт-Петербурга.

Память

2 октября 2007 года на здании мастерской, где преподавал Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска[1].

Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте — в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») — и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он жил.[2][3][4]

Имя скульптора также носит художественная школа города Кронштадт.

Основные работы

«Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)

Портрет А. С. Пушкина (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954;

Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949—1957; арх. Петров В. А.; открыт в 1957 г.);

Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте, 1974

Портрет В. М. Бехтерева (1960),

Портрет артиста Ю. М. Юрьева, бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры

Портрет космонавта Г. С. Титова (1961),

Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)

Портрет генерального авиационного конструктора А. С. Яковлева (1975)

Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)

Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980),

Портрет артиста Н. К. Черкасова, 1975 некрополь Александро-Невской лавры

Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве

Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова, установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре.

Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)

Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки.

Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).

Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде.

Памятник А. П. Чехову (1997) в Камергерском переулке в Москве.

Памятник А. П. Чехову в городе Чехов. Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

Евсей Евсеевич Моисеенко (1916—1988), российский советский живописец, график и педагог, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской (1974) и Государственной премии СССР (1983), Герой Социалистического Труда, член Ленинградского Союза художников[1], представитель ленинградской школы живописи[2]

Е. Е. Моисеенко - художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества - селах Жостово, Федоскино, Палех.

 

Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко - его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?

 

Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А. А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.

 

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

 

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину "Генерал Доватор". И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

 

Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение.

В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин "Годы боевые" ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. - орден Дружбы народов.

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

 

В 1963 г. Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973-м он избран действительным членом АХ СССР. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность.

 

Традиционно считавшийся мастером тематической картины, Моисеенко раскрывается как одаренный портретист (портреты Н. Н. Золотарева, 1967; художника А. А. Осмеркина, 1970; искусствоведа Г. В. Кекушевой, 1971; "В Старой Ладоге. (Автопортрет с женой)", 1978; "Портрет матери", "Автопортрет", "Портрет жены", все 1979, и др.), автор поэтических пейзажей ("Пейзаж. Стежки", "Суздаль", оба 1968; "Цветет яблоня", "Озеро", "Дождик", "Вечер. Старые липы", "Ночной поселок", все 1973; "Зима. Серый день", 1977; "Темные деревья", "Зеленый май", "У пруда", все 1978) и плотно, размашисто написанных натюрмортов ("Натюрморт с античным торсом", 1971; "Гитары", 1972; "Натюрморт с жасмином", 1977; "Натюрморт с фреской", 1980, и др.).

И все-таки именно тематическая картина определяет главное направление в творчестве художника. Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ - от явно биографических ("Из детства", "У колодца", обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек - купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С. А. Есенина художник также представил подростком ("Сергей Есенин с дедом", 1964).

 

На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы. Он воспроизводит увиденное и пережитое (серия "Этого забыть нельзя", 1960-62; "Матери, сестры", 1967; "Победа", 1970-72; "Ветераны", 1978) и наряду с этим творит иную реальность, создавая удивительный сплав правды и мечты. Через романтическую поэзию Э. Г. Багрицкого, И. П. Уткина, М. А. Светлова воспринял и запечатлел художник эпоху гражданской войны. "Нас водила молодость" (1972-75) - назвал он одну из своих картин, акцентируя внимание на поэзии как источнике вдохновения.

 

И другие его работы, посвященные теме гражданской войны, также овеяны романтикой поэтического восприятия мира ("Красные пришли", 1961; "Товарищи", 1963-64; "Вестники", 1967; "Черешня", "Комиссар", обе 1969; "Песня", 1978-80). Романтическое, возвышенное начало, явно просматривающееся в работах Моисеенко, не случайно. В них, конечно же, нашла отражение личность самого художника, но в не меньшей степени - и атмосфера времени, окрыленных, полных надежд 1960-х гг. с их высоко поднявшейся поэтической волной и песенными ритмами. И что бы в дальнейшем ни писал художник - солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия - как атмосфера.

 

От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе - не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры. Любимый поэт - А С. Пушкин. К его образу художник возвращался постоянно, возможно ощущая некое родство с мятущейся душой поэта ("Пушкин в Болдине", 1974; "Пушкин", "Натюрморт с рисунком А. С. Пушкина", обе 1976; "Вечер. Пушкин", 1978). Одна из последних значительных работ Моисеенко посвящена умирающему Пушкину.

Картины художника.Генерал Доватор. 1947г.Черешня. 1969г.Сергей Есенин с дедом. 1964г.Земля. 1964г.

Борис Сергеевич УГАРОВ

(1922 - 1991)

Борис Сергеевич Угаров родился в 1922 году в Петрограде. В год окончания средней школы для него, мечтающего об учёбе в Университете, как и для многих его сверстников, началась Великая Отечественная война. В девятнадцать лет он добровольцем ушёл в ополчение, а затем на фронт. Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке.

 

Война с её тяжелейшими буднями, где жизнь и смерть каждую минуту ходят рядом, стала источником больших душевных потрясений. Борис Угаров видел искорёженные войной города, израненную природу. И боль от этих утрат рождала щемящую тоску о хрупкости природы и человека.

Через всю войну Борис Угаров пронёс собой монографию Грабаря о Валентине Серове, взятую из дома. Ещё в мирное время он занимался в студии Дома учёных у А.Рылова и М.Платунова, Посещал студию А.Эберлинга. Однако, мысли о художественном призвании обрели неожиданную ясность именно во время войны. В 1944 году Борис Угаров написал первую в своей жизни картину “Переправа артиллерии через реку Свирь” для армейского музея в Лодейном поле. Затем последовала вторая - “Артиллерия в горах” для армейской выставки в Москве, ряд портретов с натуры. После долгожданной победы и окончания войны Борис Угаров на основании работ военных лет был зачислен в Институт им. И.Е.Репина Всероссийской Академии художеств.5 Марта1947 года он записал в дневнике: “Мои надежды на сдвиги в рисунке и живописи - это расчёт на самостоятельный, кропотливый труд до пота, до крови и на среду хороших товарищей, сильных в искусстве... Ни одного часа попусту! Плотнее распланировать время!”

С третьего курса Борис Угаров учился в мастерской И.Э. Грабаря. Однако, из-за частых разъездов педагога между Москвой и Ленинградом мастерской фактически руководили В.Орешников (живопись) и А.Мыльников (рисунок). В 1951 году Борис Угаров защитил дипломную картину “Колхозная весна”, получив отличную отметку. А в дневнике появилась запись: “Начинается самостоятельная жизнь художника... Учиться много чему надо”.

С 1951 по 1954 годы он обучался в аспирантуре при Институте им. И.Е. Репина под руководством А.М.Герасимова. Её окончание ознаменовалось созданием картины “В колхоз. 1929 год”. Этим произведением Борис Угаров заявил о себе как о художнике крупного дарования. И все последующие годы подтверждал это, став одним из выдающихся мастеров русской реалистической живописи.

Борис Угаров писал исторические картины, портреты, создавал циклы пейзажей. Начиная с 1951 года, преподавал в родном институте им. И.Е.Репина. Вот лишь основные вехи его творческой биографии:

1971 - профессор живописи и композиции

1973 - член-корреспондент Академии художеств СССР

1975 - руководитель Ленинградского отделения Союза художников СССР

1977 - ректор института им. И.Е.Репина

1978 - действительный член Академии художеств СССР

1982 - народный художник СССР

1983 - 1991 - президент Академии художеств СССР

Борисом Сергеевичем Угаровым создано огромное количество работ. Среди них: “На рудниках. 1912 год” (1957, Гос. Третьяковская Галерея), “Ленинградка” (1961. Гос. Русский музей), “Июнь. 1941 год” (1975, Тульский музей изобразительных искусств), “Возрождение” (1980, Гос. Русский музей) и многие другие.

Сразу после его смерти вдова художника, Марина Олеговна Угарова писала: “Сентябрь 1991 года. Пустая, тихая квартира. Все вещи на местах, на мольберте мой портрет, на котором Боря хотел сделать ещё “пару мазков” и поставить подпись. Но никогда уже ничего не будет сделано... Всё осталось в прошлом. На письменном столе в кабинете, как всегда очень аккуратно убранном, на видном месте белый лист бумаги, а на нём красными чернилами: “Жизнь так коротка, нужно успеть сделать всё возможное...”

Возрождение. 1980 ГРМ

холст, масло 190х247

Ленинградка. 1961 ГРМ

холст, масло 144х233

В колхоз. Год 1929-й. 1954 НИМ АХ

холст, масло 182х304

Пушкин. 1970

картон, темпера 64х78

На Волхове. 1965 Николаевский художественный музей

картон, темпера 70х100

Портрет Оли. 1981

холст, масло 64,5х55

Андре́й Андре́евич Мы́льников (род. 22 февраля 1919, Покровск (ныне Энгельс)) — советский, российский живописец, Действительный член АХ СССР (1966). Народный художник СССР (1976) и РСФСР (1968). Лауреат Ленинской премии (1984), Сталинской премии третьей степени (1951) и Государственной премии СССР (1977). Вице-президент Российской академии художеств.

Биография

В 1946 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Учился у И. Э. Грабаря и В. М. Орешникова. В 1948 году окончил аспирантуру того же института.

Профессор с 1957 года. Более 50-ти лет ведет педагогическую работу в ИНЖСА им. И. Е. Репина, руководит мастерской монументальной живописи, а с 1963 года — и в АХ СССР. Одновременно возглавляет кафедру живописи института.

Народный депутат СССР (1989—1991) от Академии художеств СССР

Награды

Герой Социалистического Труда (26 февраля 1990) — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства[1]

орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 ноября 1999) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[2]

орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 февраля 2009) — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства и многолетнюю педагогическую деятельность[3]

орден Дружбы народов (11 июня 1994) — за большой вклад в развитие изобразительного искусства, укрепление международных культурных связей и плодотворную педагогическую деятельность[4]

орден Ленина

Ленинская премия (1984) — за живописный триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)

Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «На мирных полях» (1950)

Государственная премия СССР (1977) — за картину «Прощание» (1975)

Государственная премия РСФСР в области архитектуры (1979) — как соавтору и руководителю творческой группы, создавшей художественную экспозицию музея «Битва за Ленинград»

Почётный знак Общественного совета Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга»

Серебряная медаль Министерства культуры СССР (1958) — за картину «Пробуждение» (1957)

Золотая медаль АХ СССР (1981) — за триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)

Творчество

Среди наиболее известных живописных произведений:

«Белая ночь» (1963), «Тишина» (1970), «Верочка» (1964), «Сестры» (1967), «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» (1970), «К родне» (1972), «Портрет М. Дудина» (1973), «Лето» (1969), «Мать с ребенком» (1978), «Сон» (1984), «Ленинград. 1941 год» (1974), «Тишина» (1987); пейзажи: «Венеция» (1964), «Новгородский пейзаж» (1969), «Весна» (1972), «Остров» (1975), «Ветренный день» (1975), «Голубой день» (1978), «Зима» (1979), «Гроза» (1980), «В парке» (1980), «Берега» (1982); натюрморты: «С зеленой кружкой» (1983), «С лимонами» (1981), «С синей вазой» (1984).

Автор мозаик Театра юного зрителя имени А. А. Брянцева, мозаичных панно станций Петербургского метрополитена «Владимирская» и «Площадь Ленина».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.037 с.)