Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коровин (биографические сведения. основные работы).

Поиск

Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец и театральный художник, брат художника Сергея Коровина.[1] ярчайший представитель русского импрессионизма.

Биография

Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.

Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна, происходила из рода дворян Волковых. В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова.

Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

В 1888 и 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествия на Север. В результате появляются пейзажи:

Гавань в Норвегии

Ручей святого Трифона в Печенеге

Гаммерфест. Северное сияние

Мурманский берег.

В 1890-х К. А. Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

В 1900-х художник активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформляет спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театр Ла Скала в Милане.[1]

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов.

Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.

С 1901 К. А. Коровин. вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед — С. П. Волков.

В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышева есть несколько эпизодов, которые дают живой образ и представление о мировоззрении художника. Очень характерны в этом отношении слова, сказанные им Н. М. Чернышеву во время посещения его последним в 1903 году в гостинице у Москворецкого моста, где К. А. Коровин пребывал, поскольку был болен[2]: По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.

 

 

«Прежде всего надо избегать литературности в живописи» — были его первые слова Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.

Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось... Случалось, что они голодали, но упорно работали.

«Деньги — г...., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут... Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью....Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством...

Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.

Если одну из них забыл — погиб.»

После октябрьской революции в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжает также сотрудничать с театром. В 1923 художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

 

Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939.

Большое количество работ художника хранится в Русском музее. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.

Наиболее известные работы

У балкона. Испанки Леонора и Ампара

Северная идиллия

Парижское кафе (1890-е)

Кафе де ла Пэ (1905)

Пристань в Гурзуфе (1914)

Базар (1916)

Осенью. Девушка

в саду. 1891

В лодке. 1888

Весна. 1917

Портрет О.Н.Алябьевой.

Портрет артистки

Татьяны Спиридоновны

Любатович. 1880

У балкона. Испанки

Леонора и Ампара.

1888-1889

Летом. 1895

Бумажные фонари.

Осень. 1917

Москворецкий мост. 1914

Зимние сумерки

За чайным столом. 1888

 

Портрет хористки. 1883

Зимнее солнышко. 1919

Портрет З.Н.Перцевой.

Дама в кресле. 1917

Мир искусства»

Художественное объединение, сыгравшее исключительно важную роль

в истории русского символизма и модерна.

Сложилось в Петербурге к концу 1890-х годов на основе дружеского кружка, который составили десятилетием раньше выпускники частной гимназии К.И.Мая (первоначально – А.Н.Бенуа, В.Ф.Нувель и Д.В.Философов; затем к ним примкнули Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов и С.П.Дягилев, фактически возглавивший кружок). Их первым масштабным публичным выступлением явилась «Выставка русских и финляндских художников», состоявшаяся в начале 1898. Наряду с членами кружка в ней участвовали А.М.Васнецов, М.А.Врубель, К.А.Коровин, И.И.Левитан, С.В.Малютин, А.П.Рябушкин, В.А.Серов, а также финские мастера (А.Галлен-Каллела, А.Эдельфельт и др.). В том же году начал выходить журнал «Мир искусства»; его издателями были княгиня М.К.Тенишева и С.И.Мамонтов, главными же идеологами были Бенуа и Дягилев. Благодаря журналу укрепилась взаимосвязь символистских тенденций в литературе и изо-творчестве, четче проступили параллели нового искусства России и Западной Европы, – русский изобразительный символизм окончательно самоопределился. На последующих выставках к «Миру искусства» примкнули И.Я.Билибин, А.Я.Головин, М.В.Добужинский, Д.Н.Кардовский, Е.Е.Лансере, М.В.Нестеров, А.П.Остроумова-Лебедева, Л.О.Пастернак, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, К.Ф.Юон, М.В.Якунчикова и немало других художников.

В процессе выставочного самоопределения «Мира искусства» базисное значение имели национально-романтические тенденции, продолжавшие «русский стиль», сложившийся в абрамцевском кружке. Другим, не менее (если даже не более) важным полюсом движения был программный «европеизм», которого придерживались члены-основоположники, входившие в первоначальный петербургский кружок (именно это «западничество», исконно сопряженное с исторической эстетикой Петербурга, связывают с понятием собственно «мирискуснического» стиля). Разделение касалось и обострившегося интереса к национальному наследию: приверженцев «русского стиля» влекла допетровская Русь, «западников» – 18 столетие, рокайльно-классицистический «век Просвещения». В любом случае объединяющим началом служил пассеизм, романтический культ прошлого, которое противопоставлялось «вульгарной» современности в форме красочной стилизации или пародийного гротеска, поэтому особое развитие в искусстве этого круга получили книжный дизайн и сценография – с их замкнутыми в себе, узорчатыми мирами историко-ретроспективных грез и фантазий. Модернистский культ изысканно-театрализованной, «нездешней» красоты резко отделял «мирискусников» от несравнимо более консервативных «передвижников», но, с другой стороны, и от нарождавшегося русского авангарда, менее элегически-созерцательного и гораздо более активно открытого не только к прошлому, но и к настоящему и будущему.

 

Объединение формально прекратило свое существование в 1903 (в 1905 вышел последний номер журнала), слившись с московской группой «36 художников» в «Союз русских художников». Но в 1910 ряд мастеров-петербуржцев во главе с Бенуа, недовольные экспозиционной тактикой «Союза», – в результате которой выставки становились все более эклектичными, – вышли из него и возродили «Мир искусства». В числе новых его участников были К.Ф.Богаевский, И.В.Жолтовский, Б.М.Кустодиев, Г.К.Лукомский, Д.И.Митрохин, Г.И.Нарбут, К.С.Петров-Водкин, З.Е.Серебрякова, Д.С.Стеллецкий, И.А.Фомин, С.В.Чехонин, В.А.Щуко, А.В.Щусев, А.Е.Яковлев (таким образом, к художникам активно примкнули и архитекторы со своими эскизами). Однако после раскола достаточно прочного эстетического единства добиться не удалось. После революции объединение распалось на петроградскую и московскую группы, а в 1920-е годы окончательно прекратило свое существование. Последняя выставка с таким названием была устроена художниками-эмигрантами в 1927 в Париже.

 

«МИР ИСКУССТВА»

Художественное объединение, созданное в Петербурге в 1898 г.

Предыстория «Мира искусств» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

Под руководством Дягилева, ставшего главным идеологом группы, камерные «Невские пиквикианцы» превратились в экспансивный «Мир искусства». В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.

Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.

Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.

Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.

С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку «Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г., представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлая деятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и М. Ларионов.

В 1910-х г.г., несмотря на то, что идеи «мирискусников» к тому времени в значительной степени утратили свою актуальность, объединение «Мир искусства» возродилось и выставки его продолжались вплоть до 1920-х г.г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.009 с.)