Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное познание, его своеобразие и развитиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует огромное разнообразие видов знания. Вместе с тем в силу целого ряда причин в Западной Европе с Нового времени утверждается культ разума (ratio), а вместе с ним доминирующее место в системе познания человеком мира занимает наука, которая формируется, прежде всего, как экспериментальное исследование природы, естествознание. Позже представления о науке расширились и распространились также на сферу истории, социума, самого человека. Наука формируется как социальный институт с соответствующими научными учреждениями и формами организации научной деятельности. Вместе с тем наука – это особая система знания. Потому наука представляет собой вид духовного производства, направленного на выработку особого продукта – научного знания. Научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) языке и обоснованных утверждений. Оно является обобщающим знанием, удовлетворяющим требованиям новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допускающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности – приращение новых истинных знаний о мире. Возникновение и развитие научного познания опирается на определенные основания и предпосылки. К ним относятся идеалы и нормы исследования, картина мира, философские идеи и принципы. Идеалы и нормы исследования включают в себя идеалы и нормы обоснования и доказательства научных положений, правил описания и способов объяснения действительности, построения и организации знания. Так, идеалом классического естествознания была ориентация на достижение чистой объективности знания, на устранение даже минимальной субъективности в содержании знания, идущей от исследователя, на поиск абсолютной, всеобщей и единственной истины. Идеалы и нормы науки исторически изменяются. Научная картина мира (НКМ) есть результат синтеза знаний, полученных в разных науках. Она содержит общие представления о природе и обществе, свойственные той или иной исторической эпохе. НКМ способствует систематизации и обобщению знания в пределах как отдельных наук в целом, так и отраслей соответствующей науки. В истории естествознания сменилось несколько картин мира: механическая, электромагнитная, квантово-полевая. Именно в рамках определенной картины мира формируются и функционируют идеалы и нормы исследования. Философские идеи и принципы играют эвристическую роль и лежат в основе идеалов и норм исследования; они, как правило, связывают научные представления с культурой соответствующей эпохи, участвуют в построении новых теорий и моделей познания, указывая направление преобразования структур науки и картин реальности. В настоящее время говорят о трех стадиях развития науки: · классической (XVII – XIX вв.), для которой характерен акцент именно на объекте исследования при сведении к минимуму, как уже упоминалось, влияния субъекта; · неклассической (конец XIX – середина XX в.), когда влияние субъекта в познавательном процессе последовательно учитывается и говорится о роли наблюдателя, применяемых им средств и методов при изучении явлений микромира, в астрономических исследованиях; эта стадия имеет четко выраженную субъектно-объектную структуру; · постнеклассической, которая характеризуется переходом к изучению сложных самоорганизующихся систем, в функционирование которых включен сам субъект-исследователь, например, в биосферу. Поэтому необходимо не просто учитывать влияние субъекта на поведение исследуемых систем, но и вводить в систему отношений между субъектом и объектом ценностные факторы, поскольку они не противостоят друг другу, а сосуществуют в едином акте взаимодействия. Среди множества теоретико-познавательных вопросов следует выделить вопрос о формах организации мышления, устремленного на постижение бытия, и о способах описания и выражения в знаниях познанного. Эти вопросы и поиск ответов на них составляют специальную область философского знания под названием методология. В буквальном значении данного термина – это учение о методах познания и организованной на его основе деятельности. В самом общем смысле слова метод – это определенный способ, прием решения какой-либо задачи. В его структуру обязательно входят знания, представляющие собой совокупность правил действия с объектом, а также совокупность мыслительных (логических) и материальных (физических) операций и процедур, направленных на преобразование объекта. К методу предъявляются специальные требования: он должен быть системным (устанавливать последовательность и согласованность операций), доступным, эффективным и экономичным, давать надежные, гарантированные результаты. Для познания мира вырабатываются многочисленные методы, которые классифицируются по разным основаниям. Наиболее употребительной является классификация методов по степени их общности: всеобщие методы (диалектика и метафизика), общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, системно-структурный подход и др.) и частнонаучные методы, используемые в отдельных науках (метод вариации постоянной в математическом анализе, метод меченых атомов и др.). Современное научное познание обладает сложным строением. Прежде всего здесь обнаруживается деление научного знания на эмпирический и теоретический уровни. На эмпирическом уровне информация о действительности добывается опытным путем. Эмпирические исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект; ведущая роль здесь принадлежит таким методам, как наблюдение, измерение, эксперимент. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому за всеми эмпирическими констатациями стоят и исходные теоретические принципы, идеалы и нормы выделения и обоснования объекта, стиль мышления и многое другое. Эмпирическое знание не совпадает, таким образом, с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.
Основными познавательными формами эмпирического знания являются: эмпирические данные, факт, эмпирический закон. Раскрытие и обоснование необходимости и всеобщности связей между явлениями, постижение их сущности происходит на теоретическом уровне, который опосредован в своем отношении к действительности эмпирическим, обладает специфичностью, особыми формами и методами (абстрагирование, идеализация, мыслительный эксперимент).
Заметим, что отношение абстрактного знания к действительности может быть и непосредственным, минуя эмпирическое исследование. В этом случае, однако, знание является не теоретическим, а умозрительным, которое очень близко по своим свойствам к теоретическому знанию, но все же отличается от него. Для каких наук характерна умозрительность?
Структура теоретического познания достаточно разнообразна. Обычно сюда относят аксиомы, принципы, концепции, идеи, постулаты, законы и т. д.; центральное звено теоретического знания – теория (способ организации, упорядочения знаний, системная связь научных положений, их достоверность и обоснованность). Эмпирический и теоретический уровни специфичны (по объекту, по связи с практикой, по характеру и уровню отражения, по функциям) и взаимосвязаны, дополняя, обусловливая, стимулируя развитие друг друга, при этом не исчерпывая собой богатства отношений познавательных форм. В структуре научного познания имеются такие формы его организации, которые задают направления научного поиска, обеспечивают приращение знания, представляют собой способы разрешения возникающих противоречий. К их числу относятся вопрос, проблема и гипотеза. Вопрос – такая форма знания, которая выражает требование найти неизвестное, получить информацию об исследуемом объекте. Вопросы выполняют поисковую функцию, выступают средством упорядочения, организации научного исследования. Проблема – это вопрос, который неразрешим в рамках данной теории, или вопрос, условия ответа на который неизвестны. Проблема возникает там, где есть неопределенность, предполагающая множество решений и выбор одного из них. При решении проблемы должно быть четко сформулировано неизвестное – то, что надо найти, а также где именно и как именно искать. Поиск решения проблемы предполагает выдвижение возможного предварительного варианта ответа, или гипотезы. Гипотеза объединяет, синтезирует и эмпирическое, и теоретическое знание, опережая их собственное развитие. Развитие знания – в силу его многослойной структуры – нелинейный процесс, характеризующийся разнонаправленностью изменения познавательных форм, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, разные возможности и ситуации выбора. Рассмотренный круг вопросов охватывает собой проблематику, связанную с выяснением специфически человеческих форм и способов открытия человека миру и мира человеку посредством реализации познавательного отношения. Будучи существом активным, человек постоянно изменяет условия своего существования и тем самым неизбежно ставит себя в ситуации, требующие прояснения и контроля. Человек должен познавать, овладевать ситуацией, снова познавать и т. д. С прагматической точки зрения это означает более или менее надежное обеспечение условий существования: от критических ситуаций выживания до полноты своего исполнения в мире как творческого существа. Философская антропология
Издавна многие философы считали главной своей задачей постижение человека. И. Канту принадлежит мысль о том, что о человеке можно философствовать отдельно и особо (человек – главный предмет в мире, ибо он сам для себя есть последняя цель). Проблема человека рассматривается в специальном разделе философии – философской антропологии, в то же время эта проблема в разных ракурсах присутствует и в других разделах философии. Поэтому многие исследователи считают, что проблема человека является важнейшей для философии. Сегодня философская антропология имеет три значения: 1) (широкий смысл) философская антропология – часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и модусы человеческого существования; 2) (узкий смысл) философская антропология – особое философское направление в западной философии ХХ в. (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плесснер), объясняющее из человека и через человека как его собственную природу, так и смысл и значение окружающего мира; 3) философская антропология – особый стиль и метод мышления, для раскрытия тайны человека использующий самостоятельные и нетривиальные средства, отличные от схем формальной и диалектической логики. Именно в этом смысле говорят об антропологическом характере современной философии. Современная философия отчетливо антропологизирована: абстрактно-умозрительный подход к решению метафизических проблем преодолевается в попытках осмыслить их через феномен человека. Поиск антропологических оснований традиционных тем философии – характерная примета современной философской рефлексии. Однако философская антропология не подменяет собой всю философию, а лишь предлагает новые эвристические возможности для осмысления предельных вопросов бытия, вытекающие из анализа феномена человека и его предназначения, модусов человеческого существования, особенностей человеческого бытия. Философия человека отличается от множества наук о человеке спецификой постановки и решения вопросов о человеке. В частности, перед философской антропологией возникают следующие вопросы: – Какова природа человека? – Какие существуют концепции человека? – В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни? – Каким образом человек исполняется в мире? – Каковы формы и способы существования человека? Все философы с помощью разнообразных и оригинальных теоретических и методологических приемов следовали определенной философской программе постижения человека, для которой характерны: – стремление к пониманию человека в его целостности; – убеждение в том, что познание человека есть его самопознание; – выход за границы очевидности и изумление перед тайной человека; – выработка специфических средств познания человека и попытка преодоления ограниченности логико-понятийного дискурса; – напряженная, мучительная проблематизация человека (в понятиях объективного/субъективного, единичного/общего, природного/социального, отличного/самотождественного, постоянного/изменчивого и т. п.); – постоянная выработка в истории философской мысли образов человека, то есть обобщенных типических моделей человека как конкретного и родового существа. Концепции человека
Рассмотрим следующий вопрос: «Кто есть человек?» Ответить на этот вопрос – значит, так или иначе, определить место человека в мире и отношение к нему. Бесспорно, что человек отличается от всех живых существ в природе. Сложность состоит в том, чтобы установить и выразить это отличие человека.
Платон однажды сказал, что человек – это «двуногое животное без перьев». Тогда Диоген принес ощипанную курицу, сказав при этом: «Вот твой человек, Платон!». Платон вынужден был сделать добавление к своему определению: «… и с плоскими ногтями». Конечно, платоновское определение следует признать скорее остроумным, а эту ситуацию не более чем философским анекдотом.
Однако эта ситуация проясняет саму постановку вопроса о человеке: что именно в человеке делает его человеком? какой фактор является определяющим в его жизни? Человек предстает перед нами как существо уникальное, сложное и неисчерпаемое. Именно этим объясняется множественность образов человека в истории философии и различные подходы к определению его природы. Представляя тот или иной образ человека, мыслители различных исторических эпох по-разному трактовали природу (сущность) человека.
Попытайтесь усмотреть специфику космоцентричного образа человека в античной философии, теоцентричного – в средневековой, технорациоцентричного – в философии Нового времени. Покажите влияние конкретно-исторической экономической, политической и духовной ситуации определенной эпохи на формирование философского образа человека.
При этом сложилась классическая исследовательская стратегия: в ходе сравнения человека и животного природа первого усматривалась в радикальном отличии К наиболее разработанным философским концепциям человека, его сущности и происхождения относятся: · натуралистическая, биологизаторская (социобиология, социал-дарвинизм и др.): специфика природы человека – в особой телесности, в высокой организованности как биологической особи, в тонком и сбалансированном выражении законов природы в индивидуальном и общественном развитии. Особое место в ряду такого рода концепций занимает психоанализ З. Фрейда, в котором утверждается примат бессознательного в человеческой жизни, а основы бессознательного видятся в энергии сексуального влечения (либидо). З. Фрейд и его последователи – Э. Фромм, К. Юнг – исходят из психосоматической природы человека; · теологическая, религиозная (Августин, Фома Аквинский, Н. Бердяев, Ж. Маритен и др.): человек есть образ и подобие Бога-творца; человеческая сущность заключается в Боге и постигается на пути к Богу; · рационалистическая, просветительская (традиция, идущая в западной философии от Аристотеля до Канта и Гегеля): подлинная человеческая сила – его разум, благодаря которому человек может понять и оценить все сущее таким, каково оно есть на самом деле – Бога, мир и самого себя; разум независим от инстинктов и чувственности, он дает абсолютное, всеобщее и необходимое знание (истину); · деятельностно-социальная (К. Маркс): человек является продуктом общества, которое определяет его мысли и действия; природа человека есть единое социобиологическое образование, в котором социальное составляет его глубокую внутреннюю суть. Социальное в человеке не просто надприродно, надбиологично, но и «погружено» в биологическое, проникает в него и активно его преобразует как в онтогенезе отдельного человека, так и в филогенезе вида Homo sapiens. Концепции, разрабатываемые в рамках деятельностной парадигмы, пришли в Новое время на смену теологической концепции сущности и происхождения человека. Марксистская концепция антропосоциогенеза (становления человека и общества) в качестве центрального фактора рассматривает труд.
Почему именно в труде формируется и выражается родовая сущность человека? Каким образом, создавая необходимые для жизни материальные блага, человек создает самого себя, свою собственную природу?
· экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю): делается акцент на индивидуальной уникальности человека, который представляет собой неопределившееся существо. Человек «брошен в мир» без сущности, он сам ее создает в процессе существования – экзистенции; именно в ней участвует весь индивид в целом, со всеми своими реакциями (ощущениями, настроениями, мыслями и безусловно-безотчетными действиями); природа человека сама по себе оказывается под вопросом, – она принципиально не выяснена.
Иначе говоря, человек еще сам не решил, кем и как ему быть: встречается с миром, появляется в мире, и только потом определяется. По словам А. Камю, «человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть». Как эта особенность отличает человека от других живых существ? Каким образом с экзистенциальной позиции можно определить место человека в мире и отношение к нему?
Экзистенциальное понимание человека сыграло огромную роль в формировании духовной культуры второй половины ХХ в., заострив внимание на внутренней человеческой активности, на творческом самосознании. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в большинстве философских концепций рассмотренные выше подходы причудливо соединяются, что объясняется сложностью описываемого феномена и оригинальностью авторских подходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.180 (0.011 с.) |