Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы философствованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определив философию как рационально-теоретическую форму мировоззрения, как абстрактно-категориальное мировоззрение, как понятийный способ задания основных мировоззренческих ценностей и их обоснования, мы вправе поставить в кантовской форме следующий вопрос: как оно вообще возможно, каковы методы получения, обоснования и развития философских концепций? В методологическом потенциале философии, который весьма разнообразен, обычно выделяют два основных метода философствования, существенно отличающиеся друг от друга по своим содержательным и нормативным характеристикам: диалектический и метафизический.
Термин «диалектика» имеет различное смысловое значение. Впервые его употребил древнегреческий философ Сократ для обозначения искусства вести беседу, спор, выявления различных точек зрения. В этой форме диалектика представлена в творчестве Платона, философские произведения которого написаны как диалоги. Диалог здесь выступает как способ организации мыследеятельности, результатом которой являются обоснованные выводы относительно неочевидных явлений. Главным содержательным моментом в рассуждениях выступают противоречия, возникающие в ходе соотнесения суждений, высказываемых спорящими сторонами. Несколько ранее Гераклит, которого принято считать основателем диалектической традиции, под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей.
Уже первичные мифологические и философские интуиции древних мыслителей пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и пребывающую в непрестанном движении. В философии Гераклита из Эфеса идея всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается через образ потока, течения всего сущего. Это образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и внутренне противоречивой природе еще понятийно не оформленное. Так возникает традиция умозрительного, или философского, обоснования идеи динамической организации бытия.
В нововременную эпоху диалектика приобретает особое значение: разрабатывается как метод, как принцип, как теория, как учение и связывается с реализацией конструктивно-созидательного потенциала абстрактно-теоретического мышления. В философии Гегеля она получает статус универсальной формы и способа саморазвертывания Абсолютной идеи. В современной философии утвердилось представление о диалектике, которое включает следующие принципы: · принцип развития, изменчивости, историчности всего существующего; · принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности всех форм бытия, системной организации всего сущего; · принцип противоречивости бытия как причины и условия его существования. В систему диалектики входят основные законы, связанные с пониманием развития как формы необратимого, направленного и качественного изменения сложноорганизованных системных объектов. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике и движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса. Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить тенденции развития, прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития изменяющихся объектов. В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют: общее – особенное – единичное; содержание и форму; необходимость и случайность; причину и следствие; сущность и явление; возможность и действительность; целое Принципы, законы и категории диалектики взаимосвязаны и предполагают друг друга. История диалектики убедительно свидетельствует о том, что на протяжении многих столетий в специфических формах философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания. Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании. Метафизика как противоположный диалектике метод философствования возникла и развивалась одновременно с нею.
Метафизика употребляется и в другом значении – как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия (Аристотель). С именем какого философа связывают иную, представленную далее, трактовку метафизики?
Метафизический метод ориентирован на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация, преувеличение тех или иных моментов в целостном процессе познания, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира. Расцвет метафизического метода приходится на Новое время, когда, благодаря успехам классической механики, Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления, она подозрительна к противоречиям, нарушающим единство и гармонию. Проявления этого метода многообразны: это и догматизм как некритический, односторонний, антиисторический тип мышления; это и релятивизм, абсолютизирующий относительность, условность, ограниченность произвольность человеческой деятельности и ее результатов; это и эклектика, представляющая собой соединение различных, нередко противоположных взглядов и принципов; это и софистика как сознательное применение неправильных, произвольных доводов. Говоря о метафизике, было бы неверно умалять ее возможности как метода познания, позволяющего рассмотреть предметы в покое, статике, что необходимо в процессе познания. Но при этом недопустимо, когда момент покоя или одна характеристика, сторона, вырывается из всеобщей связи и превращается в абсолют. Как показал опыт постижения бытия посредством и в форме абстрактно-теоретического мышления, диалектика присуща всему человеческому познанию, как наукам о природе, так и общественно-историческим наукам. Суть ее – в изучении противоречий в самой сущности предметов и явлений. Диалектика в настоящее время остается наиболее совершенной формой организации абстрактно-теоретического мышления и его результатов. Вся область теоретического мышления так или иначе базируется на принципах и законах диалектики, а получаемые в ходе теоретического исследования результаты должны быть представлены и изложены в соответствии с ее нормативными требованиями.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите специфику философского мировоззрения. Назовите основные понятия, выражающие сущность философского знания. 2. Перечислите и охарактеризуйте функции философии. 3. В чем сущность основных философских проблем: онтологических, гносеологических, методологических и пр.? 4. Как решается проблема соотношения материального и идеального в разных типах философствования? 5. Чем отличается понимание движения и развития в материалистическом и идеалистическом типе философствования? 6. Как связаны принципы, законы и категории в теории диалектики?
Тесты к разделу
1. Философия отличается от религии тем, что она: а) является теоретической формой освоения мира человеком; б) исследует проблему смысла жизни человека; в) вырабатывает определенную систему ценностей; г) является формой мировоззрения. 2. Как называется система взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая убеждением и служащая программой поведения? а) Мировоззрение; б) наука; в) картина мира; г) знание. 3. Какие из перечисленных вопросов являются философскими? а) Что есть истина; б) каковы пути решения энергетических кризисов; в) что такое свобода; г) каковы причины победы СССР в войне 1941 – 1945 гг.? 4. Предметом какой науки является всеобщее в системе «человек – мир»? а) Философии; б) психологии; в) науки; г) искусства. 5. Гносеология – это философское учение: а) о человеке; б) о познании; в) о бытии; г) о природе. 6. Какую свою функцию реализует философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях? а) Методологическую; б) гуманистическую; в) критическую; г) теоретическую. 7. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся: а) на сенсуалистов и рационалистов; б) на материалистов и идеалистов; в) на монистов и дуалистов; г) на диалектиков и метафизиков. 8. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении: а) цивилизации к культуре; б) общества к природе; в) человека к миру; г) мышления к бытию. 9. Связь между событиями, явлениями и их сторонами, носящая объективный, необходимый, существенный, повторяющийся и устойчивый характер, носит название: а) понятия: б) дефиниции; в) качества; г) закона. 10. Диалектический закон отрицания отрицания выражает: а) противоречивость развития; б) источник развития; в) механизм развития; г) направленность развития.
Практические задания
1. Аристипп говорит, что философия дает «способность смело говорить с кем угодно». Как можно объяснить эту мысль? 2. Г. Гете считает: «Вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке». Какая особенность философии или философствования здесь имеется в виду? 3. Дж. Дьюи полагал, что философия возникает из стрессов и напряжений общественной жизни. Каким образом стрессы и напряжения общественной жизни могут привести к философии? 4. Н. А. Бердяев замечает, что «философия – скорее расточительность, чем экономия мышления». В чем, по-вашему, состоит расточительность мышления в философии? 5. К какому типу философствования (материализм – идеализм) принадлежат авторы следующих высказываний? Дайте аргументированные ответы. · «Лишь согласно общепризнанному мнению существует цвет, сладкое, горькое, · «Господи боже мой! Я мысленно обратил взор свой на другие предметы, которые ниже тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от тебя; не существуют потому, что они не то, что ты»; · «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать; следовательно, она реальна… · «Человек при всех испытываемых им изменениям и превращениях всегда поступает лишь согласно законам, свойственным его организации и веществам, их которых составила его природа... Счастливый человек – это такой человек, которые умеет пользоваться благодеяниями природы». 6. Определите принадлежность высказывания к метафизике или диалектике. · Человек по природе эгоист. · Все возвращается на круги своя. · Все течет, все меняется. · Без горя нет удач. · Благими намерениями вымощена дорога в ад.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.014 с.) |