Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтология: бытие, формы и способы его существованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предметом изучения философии являются фундаментальные основания и принципы бытия сложной системы «человек – общество – природа». Одной из специфических особенностей становления и развития философии выступает инициируемый ей постоянный поиск предельных оснований бытия природного, социального и человеческого миров. Философский ракурс проблемам бытия придает необходимость сопряжения бытия мира и бытия человека, непреходящая потребность вписать смысл человеческой жизни в более общий смысл мироздания, уразуметь направленность развития того и другого. Поэтому философский анализ проблемы бытия сегодня актуален ничуть не менее чем две с половиной тысячи лет назад. В отличие от обыденного понимания философия использует термин «бытие» для обозначения не просто существования, но и фиксирует то, что гарантирует существование как мира в целом, так и отдельной личности (их основу). Причем это даже не одна, а целое множество проблем, с постановкой которых, собственно, и должно начинаться всякое философствование. Первый шаг заключается в констатации самоочевидного: мир, в котором мы живем, существует. И при всех своих изменениях всегда сохраняет некую стабильность, связность, упорядоченность. Дальнейшее движение мысли ставит вопрос: как возможно бытие? Этот вопрос подразумевает прояснение сразу нескольких характеристик бытия: · Мир существует вечно? Он всегда был, есть и будет? · Конечен или бесконечен наш мир пространственно? Есть ли у него границы? · Благодаря чему существует наш мир? Что его «держит», не давая рухнуть, потерять видимую упорядоченность? · Наш мир един или множественен? · Мир развивается, изменяется, или он стабилен, неизменен? Если изменяется, где источник его движения и развития? · Есть ли в существовании нашего мира какой-либо смысл? Зачем он существует? · Разумность человека является случайной для мира или универсальной, пронизывающей все его бытие? И т. д. Итак, философское погружение в проблемы бытия направлено на выявление основ целостности, единства мира, его устойчивости, порядка, организации и гармонии. Поскольку в своих истоках философия древних цивилизаций Индии, Китая, Греции тяготела к космогонической проблематике и стремилась отыскать первоначала мироздания в качестве источника и основания всего сущего, постольку первые философские концепции оформились как учения о природе, или натурфилософия (от лат. natura – природа). Опираясь на пройденный материал, покажите, как решалась проблема архэ (от греч. arche – начало) – единой основы мироздания и проблемы интегрального единства множественных миров
Несколько позже стремление к созданию натурфилософских космогонических моделей сменилось устойчивой ориентацией философского мышления на постижения сущности и устойчивости бытия как такового, оформившейся в рамках онтологии (от греч. on, ontos – сущее и logos – слово, учение) – учения о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. Одним из первых это попытался сделать представитель элейской школы в античной философии Парменид, выделивший основные характеристики бытия: целостность, истинность, благость, красоту и, по существу, понимавший под бытием то, что лежит за миром чувственных вещей, т. е. мысль. С платоновской философии начинается европейская традиция удвоения (разделения) бытия на мир идей (мир истины) и чувственную реальность (мир подобий). В последующем такой подход получил развитие в тенденции разделения бытия на материальное (мир) и идеальное (сознание, бессознательное, дух, Бог). Учение о первичных основах всякого бытия, или о сущности мира, получает оформление в метафизике (или «первой философии») Аристотеля. В средневековой философии удвоение мира получило религиозную трактовку: истинное бытие – Бог, а мир, сотворенный Богом Новое время акцентирует внимание на подвластности бытия человеку как в познавательном, так и в практическом плане. В классической философии XVII – XIX вв. гносеология приобретает самодовлеющий характер: анализ оснований познавательной способности объясняет и способы конструирования тех или иных онтологий. Отталкиваясь от «критической» философии И. Канта, обозначившей новой понимание проблемы бытия в контексте деятельностной парадигмы, онтологическая и гносеологическая тематика в европейской философии постепенно обретает новые черты и направления развития. Марксистской философией было введено новое понятие «общественное бытие». Общественное бытие – это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое образование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью. В ходе своего исторического развития человечество творит самое себя и особый мир вещей, названный Марксом второй природой. В процессе исторического развития философского знания происходит смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных проявлений бытия. Если для классической философии этот интерес аккумулировался преимущественно в области философского изучения природы, форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной метафизической проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. Поворотным моментом являлась философская концепция М. Хайдеггера, акцентировавшая внимание на фундаментальном характере человеческого бытия. В ХХ в. эта тема получила наиболее детальную разработку в экзистенциально-феноменологической философии, непосредственно обратившейся к аналитике человеческого существования и выявившей ряд аксиологических параметров бытия человека в мире. Постмодернистская философия, исходящая из трактовки реальности как текста, подчеркнуто артикулирует бытие лишь в качестве разнообразных дискурсивных практик, реализующихся в коммуникативных языковых играх. В месте с тем в философии никогда не исчезал и по сей день не исчезает интерес к изучению различных видов и форм бытия. Основные виды бытия – материальное и идеальное (духовное) – предстают в формах природного, социального, духовного и человеческого миров. Под влиянием современной информационно-компьютерной революции ряд авторов сегодня склоняется к необходимости исследования и так называемого виртуального бытия. В ходе исследования проблемы бытия в рамках классической философии сложился развернутый категориальный аппарат, логический каркас которого наряду с такими универсалиями культуры, как бытие и небытие, включает в себя ряд других категорий: материя, движение, пространство, время и т. д. В рамках онтологической проблематики в истории классической философии важную роль сыграл субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия – субстанции (от лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Декарт постулирует существование двух субстанций («мышления» и «протяжения») как первоосновы всего сущего. Спиноза удовлетворяется одной, единой и самодостаточной субстанцией, содержащей «мышление» и «протяжение» в качестве атрибутов, т. е. свойств, без которых вещь не может существовать и развиваться. Лейбниц же провозглашает бесконечную множественность субстанциальных основ мира – «монад», каждая из которых отражает в себе весь мировой порядок.
Парадоксальность лейбницевой «монадологии» будет легче принять, если вспомнить суть дифференциального исчисления, одним из создателей которого был немецкий философ и математик.
Таким образом, в философии XVII в. одновременно были представлены сразу все три формально возможные модели бытия: монистическая, дуалистическая и плюралистическая. Системообразующим основанием многих онтологических концепций являлась категория «материя», содержание которой претерпело ряд существенных изменений на разных этапах развития философского знания. Эволюция представлений о материи коррелировала с общим направлением познавательной активности развивающегося общества, постепенно переходившего в освоении мира от изучения вещей как таковых к акцентированной заинтересованности в исследовании их свойств и отношений. На первом этапе эволюции, в античной философии представления о материи связывались с поиском некоего субстрата – конкретной, но всеобщей первоосновы всего сущего, роль которой отводилась той или иной природной стихии – воде (Фалес), воздуху (Анаксимен), огню (Гераклит), апейрону (бесконечное, – Анаксимандр). Затем философская мысль древности переориентировалась на выявление субстанции, представленной в виде неизменных и неделимых атомов (Левкипп, Демокрит). В философии Платона материя выступала в роли одного из начал наряду с абсолютным беспредпосылочным источником идей (эйдосов), творящим вещи по своему образу и подобию. Еще одна версия понимания материи в античности представлена Аристотелем, рассматривавшим ее наряду с движущей причиной в качестве возможности сущего как такового, реализующейся лишь при наличии формальной и целевой причин. На втором этапе эволюции (в новоевропейской философии) получил свою реализацию субстанциальный подход к пониманию материи. В его рамках материя наделялась рядом атрибутивных свойств – массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью, представления о которых во многом были навеяны развитием классического естествознания. Согласно мнению новоевропейских философов, носителем этих свойств механической природы выступали вещественные образования (корпускулы, атомы и т. д.). Такое понимание материи в философии оптимально соотносилось с вещественно-субстратным подходом, служившим методологическим основанием научного поиска, и аналитическими методами исследования, господствовавшими в естествознании той исторической эпохи. Революция в естествознании на рубеже XIX – XX вв. обострила интерес к проблеме материи в философии и науке. В ходе революционного обновления естествознания закладывались основы структурно-функционального и информационно-энергетического подходов к освоению природы в теоретическом мышлении, что неизбежно влекло за собой радикальную перестройку метатеоретических оснований наук, в том числе и их категориального аппарата. Разрыв с конкретно-научной трактовкой материи, отождествлением ее исключительно с миром природы в виде вещественных образований продемонстрировала марксистская философия. Материалистическая диалектика наделила категорию материи статусом подлинно философской абстракции, задав его в рамках основного вопроса философии и распространив содержание этого концепта на социальную реальность. Продолжая традицию, уже обнаружившуюся в новоевропейской философии (например, у П. Гольбаха), марксистская философия подошла к определению материи через ее отношение к сознанию. В качестве основания, фундирующего философские представления о материи, В. И. Лениным было выделено единственное всеобщее свойство вещей, явлений и процессов – быть объективной реальностью, то есть не зависеть от сознания человека.
Подумайте, как связаны между собой выделенные подходы к пониманию и представлению материи. Можно ли сказать, что они дополняют друг друга?
Предельно широкий подход к пониманию материи, сохраняя методологическое значение в современных условиях, предполагает обращение к таким атрибутивным характеристикам материального мира, как его системно-структурная, динамическая и пространственно-временная организация. В основе современных научных представлений о материальном мире лежит идея его сложной системно-структурной организации. Значительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума наряду с философией и естествознанием сегодня вносит системная методология, представленная в современной науке системным подходом, общей теорией систем и системным анализом. Категория система фиксирует отграниченную и организованную целостность, в рамках которой сложились связи и отношения между множеством относительно самостоятельных взаимодействующих частей (элементов). Под структурой понимается такой способ связи элементов в системе, благодаря которому она обнаруживает свойства, характерные для нее как целостности и качественной определенности. В рамках современной картины мира традиционно выделяют три больших типа систем: 1) системы неживой природы, 2) биосистемы и 3) системы социальные. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем, связь между которыми может быть представлена с помощью различных моделей – как линейных, так и более сложных по своей конфигурации. В неживой природе это: физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, планеты, звезды, галактики и Метагалактика, или Вселенная. В области живой природы структурными уровнями считают: нуклеиновые кислоты и белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы и всю биосферу в целом. В организации общественной жизни просматриваются системы и подсистемы человеческого действия (материальное производство, духовное производство, регулятивные подсистемы: политика, право и мораль, социальная сфера как подсистема производства и воспроизводства самого человека). Динамический аспект организации материального мира проявляется в важнейшем атрибутивном свойстве материи – ее изменяемости. Эта характеристика Универсума может быть репрезентирована посредством таких категорий, как «взаимодействие», «движение», «развитие». Так, взаимодействие следует понимать как изменение объектов, воздействующих друг на друга; движение предполагает любое изменение материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их взаимовлияния; Развитие науки во второй половине ХХ в. существенно обновило представления о динамическом аспекте материального мира. Это, в частности, получило свое выражение в становлении системно-эволюционистской парадигмы в современном естествознании, утверждение которой во многом обязано формированию и развитию современной теории самоорганизации – синергетики. Синергетика под самоорганизацией понимает явления генезиса пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в состояниях, удаленных от равновесия. Когда система достигает особого критического состояния (точки бифуркации), ее поведение делается неустойчивым и под воздействием незначительных случайных факторов (флуктуаций) может радикально измениться. В этот переломный момент нельзя однозначно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы; перейдет ли она на более высокий уровень организации или станет хаотичной, утратив целостность своей структуры.
Формирование синергетики связывают с именами Г. Хакена, И. Пригожина, С. Курдюмова. Концептуальное пространство этой новой междисциплинарной области научных исследований включает в себя такие понятия, как аттракторы, бифуркация, фракталы, детерминированный хаос и др. Особое значение имеют работы И. Пригожина и его школы, посвященные проблемам «неравновесной динамики» и обосновывающие мысль о том, что, удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают новые свойства и начинают подчиняться особым законам функционирования. Пригожин называет их «диссипативными структурами» и утверждает, что они «несут в себе стрелу времени», поскольку подвержены направленным и необратимым изменениям, порождая более высокие уровни порядка и организации.
К числу важнейших характеристик Универсума относится его пространственно-временная определенность. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались в качестве универсальных и абсолютных форм бытия. Они либо соотносились с духовным началом (Д. Беркли, И. Кант, Г. Гегель), либо рассматривались в качестве вечных и неизменных вместилищ материальных предметов, не зависящих от последних (И. Ньютон). В рамках реляционного подхода (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксизма) пространство и время трактуются как особые отношения между объектами, явлениями и процессами, обусловленные их природой. Сами по себе, вне этих отношений и их носителей и независимо от них, пространство и время не существуют. Пространство понимается как отношение между сосуществующими фрагментами бытия, а время – как отношение между сменяющими друг друга проявлениями бытия. Под влиянием впечатляющих достижений релятивистской физики, фундирующих реляционную концепцию пространства и времени в современном теоретическом мышлении, в ХХ в. формируется представление о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий в материальных системах. Современная наука и философия ставят вопрос о специфицированном многообразии пространственно-временных отношений в различных сферах бытия. Так называемое физическое пространство-время сравнительно полно изучено современной физикой и космологией. Наряду с ним особый интерес исследователей сегодня привлекают специфика биологического пространственно-временного континуума, а также особенности социального времени (времени человеческого бытия). Итак, мы видим, что в процессе развития научного познания существенно изменяются, расширяются и усложняются представления о материи и ее атрибутах: пространстве, времени и движении. На каждом уровне структурной организации материи выявляются свои особенности в движении и взаимодействии объектов, свои специфические формы пространственной организации и хода временных процессов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.013 с.) |