Объективные основы международной торговли.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные основы международной торговли.



 

Международная торговля является самой древней формой международных экономических связей и представляет собой форму международного обмена товарами и услугами между товаропроиз-водителями различных стран. Если товары или услуги переходят национальные границы, то в данном случае торговля будет являться международной. Через международную торговлю нация реализует свои преимущества в абсолютной и относительной эффективности своего национального производства. Это находило объяснение в многообразных теориях развития международного разделения труда (см. тему 2).

Международная торговля, рассмотренная с позиции отдельных стран, представляет собой их внешнюю торговлю, которая состоит из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг. Экспорт означает, что реализация товаров и услуг происходит на внешних рынках и потребляться они будут покупателями других стран. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит такие товары, издержки на производство которых ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен на данную продукцию, а, следовательно, зависит от производительности труда и масштабов производства в странах, участвующих в международном обороте данного товара.

При импорте товара страна приобретает такие товары, производство которых в настоящее время либо вообще невозможно, либо невыгодно, то есть импорт товара обойдётся с меньшими затратами, чем могут быть затраты на производство данной продукции внутри страны. При расчёте эффективности импорта подсчитывается та экономическая выгода, которую получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определённых товарах за счёт импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в данной стране, и направления этих ресурсов в более эффективные отрасли.

Таким образом, страны торгуют друг с другом, так как им это выгодно. Эта выгода определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, страны импортируют товары из-за необходимости потреблять такие продукты, производство которых либо вообще невозможно в силу отсутствия природных условий и соответ-ствующей технологии, либо производство их обходится слишком дорого. Через импорт товаров можно, с одной стороны, повысить степень удовлетворения постоянно растущих и развивающихся потребностей населения в потребительских благах и услугах, а с другой стороны, получить необходимые производственным ячейкам ресурсы (сырье, топливно-энергетические ресурсы, станки, оборудо-вание и другое) для обеспечения экономического роста.

Во-вторых, страны экспортируют товары для их реализации на внешнем рынке, так как внутренний рынок страны становится слишком узким для потребления всего созданного объема благ. Также фирмы той или иной страны вывозят товары в целях получения при продаже товара в других странах большей выручки, а, следовательно, и большей прибыли, чем при продаже товара внутри страны. Через экспорт товаров и услуг производители находят покупателей в других странах, и тем самым создаются дополнительные возможности для укрепления их экономического и финансового положения.

Масштабы внешней торговли каждой отдельной страны, а также степень связи экономики отдельной страны с внешними рынками, можно рассмотреть с помощью ряда показателей:

Объем, структура и темпы роста экспорта страны.

Объём экспорта представляет собой стоимостную оценку всех экспортируемых товаров и услуг. Структура экспорта предполагает выделение тех или иных товарных групп в общих масштабах экспорта и определение их доли. Темпы роста экспорта рассчитываются как отношение объёма экспорта текущего года к объёму экспорта базисного года (выражается в процентах).

Объем, структура и темпы роста импорта страны.

Объём импорта представляет собой стоимостную оценку всех импортируемых товаров и услуг. Структура импорта предполагает выделение тех или иных товарных групп в общих масштабах импорта и определение их доли. Темпы роста импорта рассчитываются как отношение объёма импорта текущего года к объёму импорта базисного года (выражается в процентах).

Внешнеторговый оборот и темпы его роста.

Внешнеторговый оборот страны представляет собой суммарную стоимостную оценку экспорта и импорта. Внешнеторговый оборот страны может быть рассчитан в целом со всеми странами, а также может быть рассчитан с каждой отдельной страной. Темпы роста внешнеторгового оборота рассчитываются как отношение объема внешнеторгового оборота текущего года к объему внешнеторгового оборота базисного года (выражается в процентах).

4. Экспортная (Еэ) и импортная (Еи) квота.

Эти показатели характеризуют степень зависимости экономики данной страны от внешних рынков. Экспортная и импортная квоты исчисляются как по всему ВВП страны (Еэ и Еи), так и по отдельным группам товаров (Еэт и Еит.).


Еэ =

 

Совокупный объём экспорта страны (в ден. выражении) ВВП страны

* 100%


Еи =

 

Совокупный объём импорта страны (в ден. выражении) ВВП страны

* 100%


Еэт =

 

Объём экспорта товара (группы товаров) страны

Объём нац. производства товара (группы товаров)

* 100%

 


Еит =

 

Объём импорта товара (группы товаров) страны

Объём нац. производства товара (группы товаров)

* 100%


Более высокие параметры экспортной и импортной квоты имеют развитые страны с небольшой территорией и численностью населения. Чем меньше страна, тем более однообразны ее природно-климатические условия, а, следовательно, меньше естественные возможности для развития широкого круга отраслей. Они имеют меньше возможностей, чем крупные страны организовывать массовое производство широкого круга продукции, поэтому в малых странах складывается производственная структура с ограниченным кругом отраслей. Такие страны в большей степени зависят от внешних рынков и испытывают большую потребность во ввозе иностранных товаров, для производства которых в стране нет необходимых условий. Одновременно они стремятся более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и предусматривают экспортную ориентацию определённого круга отраслей. Отсюда Еэ и Еи Голландии или Бельгии больше, чем Еэ и Еи Германии или Франции, а в свою очередь Еэ и Еи Германии и Франции больше, чем Еэ и Еи США или Канады.

Торговый баланс.

Он является обобщающим показателем внешней торговли страны. Торговый баланс представляет собой соотношение суммарной стоимостной оценки всего экспорта страны (по всем группам товаров и услуг) и суммарной стоимостной оценки всего импорта страны. Если экспорт превышает импорт, то страна имеет положительное внешнеторговое сальдо. И в этом случае страна имеет активный торговый баланс. И наоборот. Если импорт превышает экспорт, то страна имеет отрицательное внешнеторговое сальдо, и в этом случае страна имеет пассивный торговый баланс, то есть речь ведётся о дефиците торгового баланса. В свою очередь торговый баланс состоит из двух блоков:

а) соотношение экспорта и импорта товаров;

б) соотношение экспорта и импорта услуг (называются невидимым экспортом и импортом).

Хотя показатели каждой отдельной страны будут различными, а, следовательно, различной будет и степень вовлеченности каждой национальной экономики в международный товарооборот, тем не менее сегодня не найдется ни одной страны, которая бы не участвовала в международной торговле. Поэтому в настоящее время речь ведётся о мировой торговле. Обобщающими показателями развития мировой торговли является мировой товарооборот и темпы его роста. Объём мирового товарооборота рассчитывается путём суммирования объёмов экспорта всех стран мира и выражается в ключевой валюте, которой является доллар США. Темпы роста мирового товарооборота определяются как отношение мирового товарооборота текущего года к мировому товарообороту базисного года (выражается в процентах).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.007 с.)