Рынок совершенной (чистой) конкуренции. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок совершенной (чистой) конкуренции.



Этот рынок характеризуется очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, то есть в данном регионе в данный момент времени цены практически одинаковы. В условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортёра к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортёр прибегает к скидкам (или дисконту), которые однако не столь значительны (в пределах 3-5%). Выигрыш экспортёров состоит в возрастающих объёмах поставок. На рынке совершенной конкуренции поставщики продукции стремятся к максимальному удовлетворению потребительского спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведённые по более эффективной технологии.

Рынок чистой монополии.

Рынок чистой монополии характеризуется одним единственным поставщиком товара. Ценообразование в данном случае диктуется монополистом. Он контролирует всё предложение, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменение цен, манипулируя объёмами производимой продукции, а также заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем юридически затрудняет проник-новение конкурента.

Монополист стремится установить цену на товар по методу полных затрат, включая издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют определенные установки, которых должен придерживаться монополист. Он не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном итоге общая прибыль может быть меньше. Он осуществляет такой оптимальный подбор объёма производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно больше, но всё же он будет меньше максимальной прибыли на единицу продукции. При этом его поведение предусматривает использование ценовой дискриминации. Это означает, что монополь-ный поставщик товаров на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортёра.

Рынок монополистической конкуренции.

На этом рынке присутствует ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но занимающих видное место. Это рынок дифференцированного продукта. Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется конкурентами, которыми выступают как крупные монополистические фирмы другой страны, так и небольшие фирмы, стремящиеся получить свою долю прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополиста всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные цены. Покупатели могут при необходимости сменить поставщика. Следовательно, влияние на цены оказывает конкуренция компаний, предлагающих товары с разными физическими свойствами, но одного целевого назначения. Пример: конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс или поставщиками шерсти и химических волокон.

4. Рынок олигополии (рынок конкуренции немногих поставщиков).

Этот рынок характеризуется наличием нескольких крупных производителей-поставщиков, практически полностью обеспечиваю-щих спрос на определённый товар. Между фирмами и странами-экспортерами разделены сферы влияния. Любое решение, принимаемое экспортёром (установление цены, определение объёмов производства и закупок и т.д.) требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. В этом случае конкуренты нередко идут на заключение договоров. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения картельного типа о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объёмах производства, о квотах. Величина воздействия субъектов олигопольного рынка на уровень цен зависит от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товаров, источниками сырья и материалов. Примером подобного рынка может служить мировой рынок нефти.

 

Виды цен мирового рынка.

Цены мирового товарного рынка по сфере применения и способу использования принято подразделять на несколько видов:

1. Контрактные;

2. Справочные;

3. Биржевые;

4. Цены аукционов;

5. Статистические внешнеторговые;

6. Демпинговые;

Трансфертные.

Контрактные цены– это конкретные цены на продукцию, согласованные продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они ниже цены предложения поставщика. Эта цена применима на весь период действия контракта, если её не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют собой коммерческую тайну.

Справочные цены– это цены продавца, которые публикуются в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе (в газетах, журналах) и Интернете. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает внебиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты. Между ценами, публикуемыми в справочных изданиях и фактическими, существует разница. Справочные цены несколько завышены. Они не реагируют быстро на изменение конъюнктуры или какие-либо политические события. Однако в целом они отражают динамику и тенденции изменения цен.

Биржевые цены – это цены на товары, которые реализуются через товарные биржи. Цены на товарных биржах очень оперативно реагируют на все изменения, происходящие на рынке определенного товара, прежде всего на изменения конъюнктуры рынка. Однако операции на бирже нередко носят спекулятивный характер, поэтому биржевые цены несут в себе спекулятивную составляющую. На товарных биржах представлены биржевые котировки по срочным сделкам (договорные цены на поставку товаров в будущие периоды), а также по текущим сделкам (текущие цены). Биржевые цены, как правило, являются ориентиром для внебиржевых сделок по определенному товару.

Цены аукционов – это цены, полученные в результате проведен-ных аукционных торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный период времени на определённый товар.

Статистические внешнеторговые – это цены, которые публи-куются в различных национальных и международных статистических справочниках. Эти цены определены делением стоимости экспорта или импорта на объём поставляемой или закупленной продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара, но они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчётов и используются как приблизительный ориентир.

Демпинговые цены – это заниженные цены на определенный товар, установленные фирмой-экспортером, которые используются как способ проникновения на зарубежные рынки с целью переориен-тирования потребительского спроса на товар данной фирмы.

Трансфертные ценыиспользуются во внутрикорпорационной торговле ТНК (см. раздел 3.3).

 

Регулирование международной торговли.

 

Одной из важных черт современной международной торговли является её регулирование как со стороны национальных правительств, так и со стороны международных организаций.

Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.

Внешнеторговая политика государства - это комплекс мер правового, организационного и экономического характера, направ-ленных на регулирование экспорта и импорта товаров и услуг.

Человечеству известны две формы внешнеторговой политики государства:

Протекционизм.

2. Фритредерство (свободная торговля)

Протекционизм – это политика ограничения свободы передвижения товаров и услуг через границы государств; это политика, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поддержку своего отечественного производителя.

Фритредерство – это внешнеторговая политика, при которой снимаются все барьеры на пути движения товаров и услуг через границы, а, следовательно, это и политика невмешательства государства в частно-хозяйственную деятельность, связанную с экспортом и импортом.

Ориентация государства на применение той или иной формы внешнеторговой политики не случайна. Это зависит от ряда факторов:

а) уровня экономического развития страны;

б) степени конкурентоспособности товара;

в) внешнеэкономической стратегии государства.

Как правило, политики фритредерства придерживаются государства-лидеры мирового хозяйства, а, следовательно, государства с высоким экспортным потенциалом. Именно на применение такой политики ориентировалась Англия на этапе промышленного переворота. В современных условиях к такой политике в большей степени тяготеют США, не опасаясь вступать в открытую конку-рентную борьбу как на внешнем рынке, так и на своём внутреннем рынке. В свою очередь политики протекционизма по преимуществу придерживаются развивающиеся страны. Его необходимость объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, протекционизм используется для защиты стратегически важных отраслей народного хозяйства, а, следовательно, для обеспечения экономической и военной безопасности (сельское хозяйство, добывающие отрасли, военно-промышленный комплекс, металлургия).

Во-вторых, протекционизм важен для защиты молодых развивающихся отраслей экономики, чтобы дать им время для налаживания выпуска конкурентоспособной продукции.

В-третьих, протекционизм имеет значение для защиты работников тех или иных отраслей народного хозяйства, ибо в противном случае они могли бы потерять свои рабочие места.

В современных условиях кроме протекционизма, используемого отдельными государствами, имеет место, так называемый, региональный протекционизм. Региональный протекционизм связан с функционированием интеграционных группировок. В данном случае внутри интеграционной группировки проповедуется свободная торговля, а в отношении стран, не входящих в данную интеграционную группировку, возводятся протекционистские барьеры.

Жёсткий протекционизм, проводимый на длительном отрезке времени, несёт негативные последствия, так как может привести к ликвидации конкуренции со стороны иностранных товаров, к расширению монополизма внутри страны, а, следовательно, к застою в отечественном производстве. Поэтому протекционистские меры следует применять очень сдержанно.

Протекционистские меры выражаются в тарифном и нетарифном регулировании экспорта и импорта.

Тарифное регулирование предполагает использование таможенных тарифов как систематизированного перечня экспортируемых и импортируемых товаров с указанием ставок таможенных пошлин на них.

Таможенные пошлины – это вид косвенного налога на провозимые через границу товары, который прямо поступает в доход государства.

Бывают импортные, экспортные и транзитные пошлины. Прежде всего, как инструмент протекционизма используют импортные пошлины, ибо их введение или увеличение приводит к удорожанию импортного товара, что, следовательно, может повысить конкурентоспособность аналогичного товара собственного отечест-венного производства.

Прослеживаются следующие зависимости:

1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже уровень импортных пошлин. Уровень импортных пошлин развитых стран в среднем меньше, чем развивающихся.

2. Чем меньше уровень обработки тех или иных товаров, тем меньше уровень таможенных пошлин. Сырьё облагается в среднем самыми низкими импортными пошлинами. Это объясняется тем обстоятельством, что если бы на импортируемые сырьевые и энергетические товары вводились существенные импортные пошлины, то сдерживалось бы развитие отечественного производства, использующего импортное сырьё и топливно-энергетические ресурсы. Это приводило бы к удорожанию конечных товаров и при определённых условиях сдерживало бы экспортные возможности данной страны. В целом импортные пошлины очень сильно колеблются, как по странам, так и по разным видам товаров.

Выделяют следующие виды таможенных импортных пошлин:

1.) адвалорные (ставка импортной пошлины не изменяется при изменении цены импортируемого товара; пошлина устанавливается в процентном отношении от цены импортируемого товара, заявленной на таможне).

2.) прогрессивные (ставка импортной пошлины растёт по мере роста цены импортируемого товара).

3.) преференциальные (ставки импортных пошлин существенно занижаются для определенных видов товаров, ввозимых из определенных стран).

Значительная часть авторов, анализируя значение импортных пошлин, приходит к выводу, что плюсы от их применения перечёркиваются отрицательными последствиями от увеличения цен на импортные товары, сдерживая удовлетворение потребностей покупателей в товарах потребительского назначения и сдерживая экономический рост при импорте товаров производственного назначения. К тому же, как правило, при удорожании импортного товара в результате введения импортной пошлины отечественные производители аналогичного товара в свою очередь также взвинчивают цены.

В настоящее время величина импортных пошлин по преимуществу регулируется международными соглашениями, прежде всего ВТО. За последние десятилетия уровень таможенных пошлин существенно сократился. В 1945-1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40 - 60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70 - 90%. К концу 80-х годов их величина сократилась в среднем до 5%, а к концу 90-х годов – до 4%.

В последние годы важное место во внешнеторговой политике государств занимают меры нетарифного регулирования.

К инструментам нетарифного регулирования относят:

а) экспортные и импортные квоты(и связанное с ними лицензирование);

б) антидемпинговые правила;

в) дополнительные стандарты;

г) экспортные субсидии и другие.

а) Экспортные и импортные квоты– это количественные ограничения на экспорт и импорт тех или иных товаров. Они представляют собой максимальные параметры товаров, которые можно ввезти в страну или вывезти из страны (устанавливаются либо в абсолютном выражении, либо относительно масштабов национального производства). Правительство пересматривает эти количественные ограничения ежегодно. В рамках этих квот выдаются лицензии на осуществление экспортно-импортных операций. Импортная квота ограничивает ввоз товара и, следовательно, является защитной мерой для аналогичного товара отечественного производства. Экспортная квота может преследовать несколько целей: во-первых, ограничение экспорта может проводиться для защиты природных ресурсов от чрезмерного хищнического их использования и вывоза за границу; во-вторых, квотирование экспорта может использоваться для приоритетного снабжения ресурсами и товарами собственных отечественных производителей и населения; в-третьих, если экспортёр является стратегическим постав-щиком данных товаров на мировом рынке, то экспортная квота может существенно повлиять на уровень мировых цен (повышение экспортной квоты является фактором понижения мировой цены и наоборот).

б) Демпинг– это один из способов проникновения фирм на рынки других стран, когда фирма – экспортёр существенно занижает цену на свой товар по сравнению с ценой, которую она использует на других рынках (как правило, на своём отечественном рынке).

Демпинг – это международная дискриминация в ценах. Если демпинг доказан, то государство-импортёр имеет право вводить антидемпинговые пошлины и тем самым защищать своего отечественного производителя аналогичного товара.

Антидемпинговые пошлины, как правило, устанавливаются в размере разницы между средней ценой мирового рынка по данному товару и демпинговой ценой фирмы-экспортёра. Следовательно, при введении антидемпинговых пошлин фирма, которая применяет демпинг, теряет преимущества от использования заниженных цен.

в) Дополнительные стандарты.

В каждой стране функционируют свои национальные стандарты, либо государство придерживается международных стандартов. В ряде случаев правительства тех или иных стран вводят дополнительные стандарты по качеству, по экологической чистоте продукта, предъявляют дополнительные требования к маркировке импортируемого товара, что служит средством ограничения импорта, а, следовательно и защиты отечественного производителя.

г) Экспортные субсидии – это одна из мер финансового поощрения экспорта. Используя экспортные субсидии, правительство поддерживает свои отечественные фирмы – экспортёры, ставя их в привилегированные условия по сравнению с конкурентами на мировом рынке. Поэтому в настоящее время ВТО рассматривает экспортные субсидии как форму нечестной конкуренции и требует от государств, которые являются её членами, их отмены и разрешает стране – импортёру вводить компенсационные пошлины.

Как правило, ни одно государство мира не использует протекционизм или фритредерство в качестве формы внешнеторговой политики в «чистом виде». Процесс постепенного уменьшения протекционистских барьеров со стороны государства получил название «либерализация внешнеторговой политики». Именно к проведению государствами либеральной внешнеторговой политики, которая содействует развитию международной торговли, побуждает сегодня Всемирная Торговая Организация.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.01 с.)