Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование международной трудовой миграции.

Поиск

 

Наряду с легальными мигрантами, пользующимися возмож-ностями, предоставленными международными рынками труда, большие масштабы приобретают и потоки нелегальных мигрантов. По оценкам экспертов, в США находится 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Проблемы, которые несет МТМ, привели к созданию широкой системы государственного и международного регулирования. Причем приоритет в регулировании отдается национальным миграционным службам.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень «желательных» иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, врачи, спортсмены, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государствен-ные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел (ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз), министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иных органов пограничного контроля (которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда) и министерство труда (наблюдающее за использованием иностранной рабочей силы).

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку она требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными работниками. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенци-ального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-иммигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты, которая ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортёре. При опреде-лении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе, и в том числе по отдельным категориям привлекаемого населения. Также принимается во внимание состояние национального рынка труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере. Иммиграционная квота может предусматривать определенные пропорции между различными категориями иммигрантов.

Качественный состав трудящихся - иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных методов. О высоких требованиях к качеству рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовки, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относятся: требование хорошего состояния здоровья у иммигранта (не допускаются наркоманы, психически больные и зараженные вирусом СПИДа); профессиональные дополнительные требования, которые имеют отношение к ряду специальностей или профессий; ограничения личностного и психологического плана (например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер», а в США принят ограниченный въезд для представителей партий тоталитарного типа); чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Значение того или иного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и изменяется в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик (возрастной ценз, наличие трудового сертификата, овладение определенной профес-сией) требования достаточно устойчивы во времени.

Важное место в регулировании процессов миграции отводится эмиграционной политике. Эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций.

Эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответ-ственный жизненный уровень. Требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессий и образования.

Большинство стран демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции (особенно высококвалифицированных специалистов) при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации.

Предусматривается защита прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей. Она призвана обеспечить определённые экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, медицинскому обслуживанию).

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом, назначаются атташе по труду, которые обязаны обеспечить защиту прав трудящихся-эмигрантов, в том числе разрешать спорные вопросы при их размещении, вести переговоры с работодателями.

Для того, чтобы обеспечить защиту интересов граждан вводится порядок обязательного государственного лицензирования деятель-ности тех компаний, которые занимаются наймом граждан для работы за границей. Целью лицензирования является наделение правом посредничества для трудоустройства за границей только тех организаций, которые обладают квалифицированными специалис-тами, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответствен-ность за результаты своей деятельности.

Международное регулирование миграционных процессов осуществляется через заключение двусторонних соглашений и через деятельность международных организаций, таких как МОТ (Международная организации труда), МОМ (Международная организация по миграции) и других.

МОТ (создана в 1919 года) разработала ряд рекомендаций и конвенций о труде, которых должны придерживаться все страны, и за исполнением которых следит МОТ. К ним относятся: защита трудящихся-мигрантов, создание нормальных условий труда, равно-правие граждан страны и иностранцев в области социального обеспе-чения, облегчение возвращения мигрантов на родину, содействие воссоединению семей.

МОМ разрабатывает программы, направленные на упоря-дочение миграционных потоков, и оказывает помощь национальным миграционным службам в организации миграции.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН. Различного рода службы по вопросам миграции имеются также в Евросоюзе и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.011 с.)