Занятие 7. Тренировка гибкости поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения



Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломас­теры, магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музы­кой, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Что лежит в портфеле?» для создания рабочей атмосфе­ры, раскрепощения участников. Водящий бросает кому-то из ребят мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить не нужно.

Некоторые дети, бросая мяч, проявляют при этом очевидные признаки агрессивного поведения. Как и на предыдущих заняти­ях, в рамках групповой работы агрессия регулируется на основе принятых правил, но в том случае, если это уже не первые агрес­сивные проявления ребенка, они, очевидно, указывают на необхо­димость в дальнейшем обратиться к работе с данной трудностью.

3. Игра «Школа для животных», помогающая развить гибкость поведения в ситуации урока. Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участ­ников-лидеров). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в со­ответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обра­щают внимания и т. д.). После этого рисунки произвольно пе­рераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение.

Вербальная агрессия сразу пресекается ведущим. Если ребенок Испытывает трудности в моделировании поведения, ведущий мо­жет помочь или попросить о помощи того ребенка, от которого Испытывающий затруднения участник будет готов ее принять.

4. Упражнение «Волны» для обучения саморегуляции. Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).

5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе

Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши, фломас­теры, скотч, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Упражнение «Урок и перемена» для создания рабочей атмосфе­ры, развития эмоционального самоконтроля. Ведущий называет ка­кое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, от­вечают все хором, если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного, — отвечает этот ребенок.

3. Игра «Школа для людей», нацеленная на закрепление позитив­ного отношения к школе. Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют рисунок «что мне нравится в школе» (желательно под му­зыку).

Устраивается выставка рисунков, они комментируются автора­ми и зрителями. Кому нравится то же самое, может с согласия ав­тора написать на рисунке свое имя.

4. Упражнение «Полянка» (обучение приемам саморегуляции). Ре­лаксация с визуализацией (желательно под музыку).

5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломас­теры, талисман, скотч, магнитофон, кассета с музыкой.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Встаньте те, кто...» для формирования рабочего настроя, установки на рефлексию. Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хо­рошего настроения».

3. Упражнение «Ладошка» (основная цель — повышение самооцен­ки через самоанализ достоинств). Каждый получает листок бумаги. Нужно, приложив ладошку, обвести ее, в центре написать свое имя, а в каждом пальчике — по одному хорошему качеству, которое ре­бенок может в себе найти. Нарисованная ладошка раскрашивает­ся. Законченные рисунки представляются группе, комментируют­ся авторами. В завершении устраивается выставка «ладошек». В слу­чае если ребенок не может найти у себя положительных качеств, ведущий предлагает варианты таких качеств или помогает попро­сить помощи у других ребят.

4. «Маяк» (обучение приемам саморегуляции, повышение самооцен­ки). Релаксация и визуализация (желательно под музыку).

5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников

Необходимые материалы: ватман, рулон обоев, заготовки из цвет­ной бумаги, клей, скотч, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Вставалки» для создания рабочей атмосферы, установки на групповую работу. Все сидят в кругу. Ведущий громко называет какую-то цифру (например, «три»). Тут же одновременно должны встать столько детей, сколько названо. Договариваться друг с дру­гом нельзя. Если у кого-то из детей отсутствуют навыки счета, ведущий может дублировать слова показом соответствующего коли­чества пальцев.

3. Задание «Аппликация», направленное на развитие навыков эф­фективного общения. Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать несколько заготовок и со­ставить из них какую-то картинку (домик, кораблик и т. д.). Фи­гурка выкладывается на парте. Наклеить ее можно на лист обоев, предварительно договорившись о том, где что наклеивается, «что­бы было красиво». Аппликация остается в помещении группы. В случае возникновения конфликтов необходимо обсуждение пра­вил совместной работы.

4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении

Необходимые материалы: набор картинок для деления на под­группы с помощью приема «Половинки» (картинки произвольные, желательно в разной цветовой гамме), два одинаковых набора сюжетных картинок, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «За что меня любит учитель» (основная цель — создание рабочей атмосферы, повышение самооценки). Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любит учительница. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или психо­лог (предлагает варианты).

3. Задание «Мультфильм» для развития навыков эффективного общения. С помощью приема «Половинки» (вытаскиваются разре­занные на части картинки, собираются; картинок всего две) груп­па делится на две подгруппы. Каждая подгруппа получает набор сюжетных картинок (см. приложение 4). Из них надо составить смешной «мультфильм», договорившись о последовательности кар­тинок и сценарии. Готовые рассказы представляются группе. Не­которые группы испытывают трудности в создании связного рас­сказа. Им требуется помощь ведущего.

4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).

Занятие 12. Подведение итогов

Необходимые материалы: рисунки, нарисованные на занятии 3, бумага, бланки «Дипломов достижений», талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Разминка для создания рабочего настоя — по выбору участни­ков.

3. Упражнение «Помоги Сереже» (основная задача — интеграция опыта, полученного на занятиях). Каждый получает свой рисунок с изображением четырех школьных трудностей (см. занятие 3). Не­обходимо представить, что в эту ситуацию попал его ровесник, и рассказать ему, как в такой ситуации себя нужно вести. Затем уча­стники заполняют «Дипломы достижений» (см. приложение 4), в которых расписываются ведущий и все желающие.

Если отдельные дети дают Сереже неконструктивные «советы», им можно предложить помощь психолога и группы. Возможно так­же продолжение работы с таким ребенком по окончанию группы.

4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из за­нятий). В заключительной части занятия ребята могут решить, что делать с теми групповыми произведениями, которые находятся в помещении группы (их можно поделить на части поровну, пода­рить психологу и т. д.).


Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.007 с.)