Занятие 3. Цели обучения в старшей школе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Цели обучения в старшей школе



Необходимые материалы: листочки для «Незаконченного пред­ложения», бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры;

Ход занятия

1. «Незаконченное предложение» (цель — актуализация представ­лений о целях обучения в старшей школе). Каждый ученик по очере­ди предлагает свой вариант завершения предложения «Я пошел (пошла) в десятый класс, потому что ...». Ведущий обобщает вы­сказывания, помогая отделить истинные личностно значимые цели («... хочу получить хорошее образование») от внешних жизненных обстоятельств («... родители заставили»). После такого обсуждения ведущий просит учащихся в письменном виде переформулировать свой вариант ответа в личностно значимую цель обучения в стар­шей школе. Листочки собираются, перемешиваются и анонимно зачитываются ведущим. По окончании занятия каждый желающий может забрать свой листочек.

Важно поддерживать атмосферу психологической безопасности. Если класс не готов работать вслух, упражнение с самого начала можно проводить в письменной форме. Могут возникать трудно­сти с переформулировкой цели. В этом случае необходима инди­видуальная помощь ведущего.

2. «Я после школы» (цель — более глубокое осознание целей обуче­ния в старшей школе и условий, необходимых для достижения данной цели). Ведущий предлагает ученикам подумать, какими бы они хо­тели стать к моменту окончания старшей школы. Каким будет этот человек? Как он выглядит, говорит, двигается, какими качествами обладает? Что знает, что умеет? Как живет и как собирается жить дальше?

Учащиеся представляют этого человека во всех подробностях и рисуют его на листе бумаги. Учащимся предлагается представить себя в этой роли и посмотреть на себя сегодняшнего глазами этого человека. Что этот человек хочет сказать сегодняшнему десяти­класснику, какое послание передать? Послание записывается на листе с рисунком. После этого задается следующий вопрос: «Как я сегодня должен себя вести, что делать, как жить, чтобы стать таким человеком? Как школа может мне в этом помочь?» Эти ответы так­же записываются. После окончания упражнения желающие делят­ся впечатлениями, зачитывают полученные «послания». Ребят пре­дупреждают, что листочки понадобятся на следующем занятии (их можно оставить на хранение в классе).

Выполнение упражнения предполагает достаточно глубокую психологическую работу, поэтому ведущему необходимо предварительно проделать его самому. Возможно использование спокойной негромкой музыки для создания рабочей атмосферы.

3. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются резуль­таты занятия.

Занятие 4. Мое время

Необходимые материалы:бумага для записей, ватман, маркеры, скотч, записи с предыдущего занятия.

Ход занятия

1. «Капитал времени» (цель актуализация представлений о вре­менных ресурсах). На доске проводится расчет: сколько времени есть у каждого до окончания 11 класса? Учитывая, что в году 34 учебных недели и 18 недель каникул, а также зная, что в неделе 7 дней, каж­дый из которых включает в себя около 16 часов бодрствования, можно рассчитать капитал времени для учебы и отдыха.

2. «Круг времени» (цель — осознание привычного способа распреде­ления времени). Индивидуальная работа: каждый рисует круг, обо­значающий сутки (24 часа). В этом круге, как на диаграмме, нужно обозначить временные затраты в течение привычного учебного дня (какую часть суток спишь, какую — учишься, общаешься с друзья­ми и т. д.). Полученный круг надо сопоставить с целями, постав­ленными на прошлом классном часе. На что не хватает времени? В некоторых случаях предварительно можно составить на доске список типичных дел десятиклассника.

3. «Поглотители времени» (цель получение представлений о бо­лее эффективных способах распределения времени). Где найти недо­стающее время? Нужно выяснить, куда тратится неоправданно много минут, а может быть, и часов. Для этого в малых группах со­ставляется список дел — поглотителей времени (болтовня по теле­фону, просмотр сериалов по привычке и т. д.). Результаты обобща­ются на ватмане, который оформляется нарисованными ребятами картинками и вывешивается в классе как напоминание.

4. «Круг времени», часть 2 (цель — формулирование эффективных стратегий управления временем). Работы выполняется индивиду­ально по описанному выше алгоритму, однако за основу берется вопрос о том, как должен строиться день для того, чтобы появились реальные возможности для достижения сформулированных ранее целей.

5. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются резуль­таты занятия.

Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника

Необходимые материалы:листочки для написания рассказов, ватман, маркеры, скотч.

Ход занятия

1. Написание рассказов или притч «Школа, в которой нет ника­ких правил» (цель — актуализация представлений о необходимости правил). Класс делится на подгруппы. Каждая получает листок бу­маги и 15 минут времени, в течение которых необходимо написать притчу на тему «Школа, в которой нет никаких правил». Общий вывод по итогам прочтения и обсуждения историй должен содер­жать следующие положения: правила нужны для безопасности, они связаны с проблемой прав и обязанностей, которые, по мнению большинства учащихся, одинаковые у учителей и учеников.

В некоторых случаях необходимо в качестве примеров привес­ти несколько притч. Когда история пишется в форме притчи (в кон­це есть некая «мораль»), это облегчает дальнейшее обсуждение.

2. «Права и обязанности» (цель формулирование прав и обязан­ностей по принципу партнерства учеников и учителей). Индивиду­альная работа: необходимо перечислить на листе бумаги права старшеклассников в школе под соответствующим заголовком. Резуль­таты обобщаются на доске (получается список прав). Затем, вспомнив об идее равноправия, заголовок изменяется на «права учителей». Все права, оказавшиеся неподходящими, вычеркивают­ся. Итоговый список прав фиксируется на ватмане, вывешивается в учительской. Он может стать хорошим поводом для обсуждения на педсовете.

Если какое-то «право» вызывает споры, его можно обсудить по принципу «что будет, если учитель... (будет ходить только к тем клас­сам, к которым хочет)». Это сразу снимает многие вопросы.

3. Обобщение (цель ассимиляция опыта). Обсуждаются резуль­таты занятия и цикла классных часов в целом.

План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов

Цель: обучение педагогов работе по психопрофилактическим программам.

Участники: педагоги — классные руководители в соответствую­щей параллели.

Продолжительность: 1,5-2 часа.

Необходимые материалы: распечатки программ для каждого пе­дагога, распечатки «дневников классных часов», подготовленные наглядные материалы, приложения.

План семинара

1. Вступительное слово ведущего. Ведущий кратко говорит о целях психопрофилактической работы в соответствующей параллели.

2. Обсуждение основных принципов реализации психопрофи­лактических программ:

• обозначение «входа» и «выхода» в структуре каждого за­нятия;

• подведение конструктивных итогов выполнения каждого

задания;

• безоценочность;

• стимулирование активности учащихся;

• поддержка инициативы;

• парадигма «создание условий» вместо парадигмы «раз­витие».

3. Обсуждение содержания занятий. Ведущий комментирует содержание каждого занятия, останавливаясь на ожидаемых результатах выполнения упражнений. Если педагогам непо­нятна суть того или иного задания, его можно разыграть, причем ведущий берет на себя роль педагога, педагоги — роли учащихся.

4. Обсуждение «Дневника классных часов». Ведущий объясняет необходимость его ведения, рассказывает о его содержании. В нашем случае «Дневник» представляет собой двойной лист бумаги и выглядит следующим образом.

Первая страница (аналогична структуре страницы классного журнала):

Фамилия, имя Дата  
учащегося            
1.            
2.            
             

Следующие страницы:

Тема Комментарии по проведенному занятию Учащиеся, которые вызвали настороженность педагога
     
     
     

Заполняя последнюю колонку, нужно не просто назвать учащих­ся, а отметить причины беспокойства:

□ замкнут, не вступает в групповые упражнения; □ проявляет вербальную или физическую агрессию;

□ не может сосредоточиться на задании, отвлекается;

□ проявляет признаки тревожности в поведении и т. д.

5. Подведение итогов семинара.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.026 с.)