Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе. Задачи: □просветительская — информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе; □ обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки. Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа). Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели первых классов Необходимые материалы: детские рисунки-иллюстрации, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся, распечатки, содержащие психогимнастические техники, рекомендуемые в работе с первоклассниками. План семинара 1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о психологических трудностях, возникающих у первоклассников в первые месяцы школьной жизни. При подготовке этого сообщения можно опираться на следующие основные положения. Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания. В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда ребенок сталкивается с большим количеством трудностей. Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации — выработки нового, «школьного» образца жизни. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти. Учителя и родители могут оказать ребенку существенную помощь в процессе школьной адаптации. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. При подготовке к семинару можно воспользоваться приведенной ниже литературой. □ Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М, 1996. □ Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997. □ Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Т. В., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001. □ Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990. □ Глоссер У. Школа без неудачников. М., 1991. □ Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996. □ Овчарова Р. В. Работа психолога в начальной школе. М., 1993. Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопровождения первоклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе»), проходящих процесс адаптации к школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисунков при этом не называются). В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте. Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возникновения трудностей у первоклассников — это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством. 2. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки. Педагогам предлагается методика экспертных оценок проявления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3). Описываются основные способы оказания психологической поддержки и помощи высокотревожным детям (они аналогичны рекомендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников: педагоги могут сами обратиться в психологическую службу или рекомендовать обращение родителям учащихся. Подчеркивается необходимость постоянной смены видов деятельности, проведения физкультминуток. Психолог может предложить несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, выполняют также и функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М., 1990). □ «Скульптура»: в парах один — «скульптор», другой — «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам. □ «Мелки»: в парах один ребенок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго — отгадать, что нарисовано. □ «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движениями, походкой и т. д. Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока, например, в упражнении «Мелки» можно писать на спине цифры, буквы, рисовать какие-нибудь знаки. Упражнения «Скульптура» и «Маска» подходят к любому гуманитарно-ориентированному предмету и т. д. Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках. Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов Цель: создание условий для успешной школьной адаптации пятиклассников с учетом изменяющейся социально-педагогической ситуации. Задачи: □просветительская — информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к пятому классу; □психопрофилактическая — выработка системы единых педагогических требований к пятиклассникам; □ обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки. Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа). Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели пятых классов. Необходимые материалы: предварительные ответы на вопросы ко второй части семинара, полученные у учителей начальной школы, выпустивших перешедшие в среднюю школу классы, детские рисунки-иллюстрации, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся. Обязательное условие: разработанные в ходе семинара единые педагогические требования к учащимся оформляются в виде памяток для пятиклассников; эти памятки первого сентября обсуждаются и вклеиваются в дневники. Такие же памятки раздаются учителям, работающим в параллели пятых классов. В конце первой четверти проводится административная проверка соблюдения учителями этих требований, о которой сами учителя предупреждаются сразу же на семинаре. План семинара 1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о психологических трудностях, возникающих у школьников в связи с переходом из начальной школы в среднюю. При подготовке этого сообщения можно опираться на следующие основные положения. В настоящее время в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к проблеме преемственности обучения при переходе учащихся из начального звена в среднее. Отмечается, что сам по себе этот возрастной период не несет в себе какой-либо психологической или педагогической опасности. Его «проблемность» связана с тем, что на рубеже третьего (четвертого) и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения — появляются новые учителя и новые разнообразные требования, новые предметы, новые кабинеты и т. д. Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических (не сугубо психологических) проблем, а адаптация в пятом классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психологическое сопровождение перехода в среднее звено, которое включает в себя диагностику готовности к нему, с одной стороны, и создание условий для развития необходимых качеств у детей «группы риска», с другой. Итак, с психологической точки зрения восемь-десять лет—благополучный возраст. Корни возможных трудностей, связанных с переходом в среднее звено и овладением новой социально-педагогической ситуацией, лежат в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую. Для успешного преодоления этой потенциально проблемной ситуации третьеклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условия учебной деятельности. К их числу, без сомнения, относится «чувство взрослости», которое проявляется и реализовывается в трех основных моментах: 1) новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (формирование собственно познавательных мотивов); 2)- новая личностная Позиция по отношению к школе (позиция субъекта внутришкольных отношений); 3) новая личностная позиция по отношению к сверстникам (социальная зрелость и конструктивность взаимоотношений). Помимо «чувства взрослости», успешность перехода в среднее звено обусловлена наличием определенной когнитивной зрелости. Прежде всего, она связана со способностью ребенка успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования, логического решения мыслительных задач, а также использования речи как инструмента мышления. Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу, интересам, манере поведения — они схожи с учениками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам. Все учебные и внеучебные мероприятия с пятиклассниками должны строиться с учетом их «маргинального» статуса. В некоторых случаях их можно присоединять к начальной школе (в качестве самых старших, консультантов, помощников). Иногда — включать в мероприятия средней школы, но при этом помнить, что конкуренции пятиклассникам не выдержать, и вообще им проще находиться в этой ситуации в позиции деятельностных наблюда- телей, чем активных участников. Задача педагогов — создать такие условия для пятиклассников, которые облегчили бы их адаптацию в средней школе. О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой основную характеристику нарушения школьной адаптации. При подготовке к семинару можно воспользоваться следующей литературой: □ Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997. □ Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001. □ Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено // Школьный психолог. 2001. № 33. - □ Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. □ Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррек-ционно-развивающей работы с учащимися 3—5 классов. СПб., 1994. □ Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990. □ Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. □ Овчарова Р. С. Работа психолога в начальной школе. М., 1993. □ Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья» земля в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31. □ Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-35. Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопровождения пятиклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе», «Школа зверей» и т. д.), проходящих процесс адаптации к средней школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисунков при этом, естественно, не называются). В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте. Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возникновения трудностей у пятиклассников — это резкое изменение требований к нему по сравнению с начальной школой, а зачастую и разноголосица требований от учителя к учителю. Ставится вопрос о необходимости единых педагогических требований к пятиклассникам. 2. Разработка единых педагогических требований к пятиклассникам (Битянова М. Р., 2000). Учителям, принимающим участие в семинаре, предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ (такой ответ, с которым все были бы согласны и были бы готовы придерживаться данного правила). Например: □ Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток? □ Что такое «хороший ответ» у доски? □ Что такое «хороший ответ» с места? Нужно ли при этом вставать? □ Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы? □ Можно ли писать цветными ручками? □Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии? □ Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни? □ Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки? □Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой? □ В каких случаях во время урока можно встать из-за парты? Несмотря на кажущуюся поверхностность вопросов, обсуждение, как правило, проходит очень остро: учителя не всегда готовы сразу поступиться собственным мнением. Готовые результаты еще раз зачитываются для того, чтобы убедиться, что с ними согласны все. В дальнейшем они ложатся в основу «памяток», которыми снабжаются пятиклассники и их учителя. Соблюдение этих правил является обязательным для всех учителей, работающих в данной параллели. 3. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки. В этой части семинара педагогам предлагается методика экспертных оценок проявления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3), иллюстрируются способы ее использования, получения и интерпретации данных. Описываются основные способы оказания психологической поддержки и помощи высокотревожным детям (они аналогичны рекомендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников: педагоги могут сами обратиться в психологическую службу или рекомендовать обращение родителям учащихся. В завершении классным руководителям пятых классов предлагается включить в первый классный час (1-го сентября) следующие моменты: □ знакомство пятиклассников со школой («мини-экскурсия» по школе); □ ознакомление пятиклассников с разработанной в рамках семинара «памяткой», вклеивание «памятки» в дневники. Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.01 с.) |