Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности



Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов

Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассни­ков к школе.

Задачи:

□просветительская — информирование педагогов о психоло­гических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе;

□ обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки.

Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа).

Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели первых классов

Необходимые материалы: детские рисунки-иллюстрации, блан­ки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся, распечатки, содержащие психогимнастиче­ские техники, рекомендуемые в работе с первоклассниками.

План семинара

1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о пси­хологических трудностях, возникающих у первоклассников в пер­вые месяцы школьной жизни. При подготовке этого сообщения можно опираться на следующие основные положения.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом ме­няет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, напол­ненной множеством требований, обязанностей и ограничений: те­перь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать ре­жим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять тре­бования учителя, выполнять домашние задания.

В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и пе­реживаний, круг общения. Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для перво­классника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школь­ного обучения, когда ребенок сталкивается с большим количеством трудностей.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм пер­воклассника работает в таком же режиме, как организм космонав­та, находящегося в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно про­текает период школьной адаптации — выработки нового, «школь­ного» образца жизни. Как правило, школьная адаптация занимает

не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу пер­вой четверти.

Учителя и родители могут оказать ребенку существенную по­мощь в процессе школьной адаптации. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, тер­пение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональ­ная поддержка помогают первокласснику почувствовать значи­мость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

При подготовке к семинару можно воспользоваться приведен­ной ниже литературой.

Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М, 1996.

Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика,

коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.

Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Т. В., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

Глоссер У. Школа без неудачников. М., 1991.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.

Овчарова Р. В. Работа психолога в начальной школе. М., 1993.

Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопро­вождения первоклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе»), проходящих процесс адаптации к школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисун­ков при этом не называются).

В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте.

Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возник­новения трудностей у первоклассников — это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.

2. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам рас­познавания тревожных детей и оказания им психологической поддер­жки. Педагогам предлагается методика экспертных оценок прояв­ления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3). Описываются основные способы оказания психологической под­держки и помощи высокотревожным детям (они аналогичны ре­комендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуще­ствляющего психолого-педагогическое сопровождение пятиклас­сников: педагоги могут сами обратиться в психологическую служ­бу или рекомендовать обращение родителям учащихся.

Подчеркивается необходимость постоянной смены видов дея­тельности, проведения физкультминуток. Психолог может предло­жить несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, выполняют также и функцию раз­рядки нервно-психического напряжения (Чистякова М., 1990). □ «Скульптура»: в парах один — «скульптор», другой — «гли­на». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сю­жет или же придумывает сюжет сам.

□ «Мелки»: в парах один ребенок рисует рукой на спине друго­го какую-то букву, фигуру; задача второго — отгадать, что нарисовано.

□ «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движениями, походкой и т. д.

Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока, например, в упражнении «Мелки» можно писать на спине цифры, буквы, рисовать какие-нибудь знаки. Упражнения «Скульптура» и «Маска» подходят к любому гуманитарно-ориентированному пред­мету и т. д.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, ко­торых удалось достичь в его рамках.

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов

Цель: создание условий для успешной школьной адаптации пя­тиклассников с учетом изменяющейся социально-педагогической ситуации.

Задачи:

□просветительская — информирование педагогов о психоло­гических особенностях адаптации учащихся к пятому классу;

□психопрофилактическая — выработка системы единых пе­дагогических требований к пятиклассникам;

□ обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки.

Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа).

Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели пятых классов.

Необходимые материалы: предварительные ответы на вопросы ко второй части семинара, полученные у учителей начальной шко­лы, выпустивших перешедшие в среднюю школу классы, детские рисунки-иллюстрации, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся.

Обязательное условие: разработанные в ходе семинара единые педагогические требования к учащимся оформляются в виде па­мяток для пятиклассников; эти памятки первого сентября обсуж­даются и вклеиваются в дневники. Такие же памятки раздаются учителям, работающим в параллели пятых классов. В конце пер­вой четверти проводится административная проверка соблюдения учителями этих требований, о которой сами учителя предупрежда­ются сразу же на семинаре.

План семинара

1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о пси­хологических трудностях, возникающих у школьников в связи с переходом из начальной школы в среднюю. При подготовке это­го сообщения можно опираться на следующие основные поло­жения.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе воз­растает интерес к проблеме преемственности обучения при пере­ходе учащихся из начального звена в среднее. Отмечается, что сам по себе этот возрастной период не несет в себе какой-либо психо­логической или педагогической опасности. Его «проблемность» связана с тем, что на рубеже третьего (четвертого) и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения — появляются новые учителя и новые разнообразные требования, новые предметы, новые кабинеты и т. д.

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно счи­тается одной из наиболее сложных педагогических (не сугубо пси­хологических) проблем, а адаптация в пятом классе — одним из

труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисцип­линированностью, снижением самооценки, повышением школь­ной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психо­логическое сопровождение перехода в среднее звено, которое включает в себя диагностику готовности к нему, с одной стороны, и создание условий для развития необходимых качеств у детей «группы риска», с другой.

Итак, с психологической точки зрения восемь-десять лет—бла­гополучный возраст. Корни возможных трудностей, связанных с переходом в среднее звено и овладением новой социально-педагогической ситуацией, лежат в педагогической практике, порожда­ющей резкий скачок из одной системы обучения в другую.

Для успешного преодоления этой потенциально проблемной ситуации третьеклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условия учебной деятельности.

К их числу, без сомнения, относится «чувство взрослости», ко­торое проявляется и реализовывается в трех основных моментах:

1) новая личностная позиция по отношению к учебной деятель­ности (формирование собственно познавательных мотивов);

2)- новая личностная Позиция по отношению к школе (позиция субъекта внутришкольных отношений);

3) новая личностная позиция по отношению к сверстникам (социальная зрелость и конструктивность взаимоотноше­ний).

Помимо «чувства взрослости», успешность перехода в среднее звено обусловлена наличием определенной когнитивной зрелости. Прежде всего, она связана со способностью ребенка успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования, логического решения мыс­лительных задач, а также использования речи как инструмента мышления.

Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во мно­гом — по духу, интересам, манере поведения — они схожи с учени­ками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объектив­ному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам.

Все учебные и внеучебные мероприятия с пятиклассниками должны строиться с учетом их «маргинального» статуса. В некото­рых случаях их можно присоединять к начальной школе (в качестве самых старших, консультантов, помощников). Иногда — включать в мероприятия средней школы, но при этом помнить, что кон­куренции пятиклассникам не выдержать, и вообще им проще находиться в этой ситуации в позиции деятельностных наблюда- телей, чем активных участников.

Задача педагогов — создать такие условия для пятиклассников, которые облегчили бы их адаптацию в средней школе. О неблаго­получии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой ос­новную характеристику нарушения школьной адаптации.

При подготовке к семинару можно воспользоваться следующей литературой:

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.

Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Василье­ва Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.

Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено // Школьный психолог. 2001. № 33. -

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Во­ронеж, 1995.

Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррек-ционно-развивающей работы с учащимися 3—5 классов. СПб., 1994.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Овчарова Р. С. Работа психолога в начальной школе. М., 1993.

Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ни­чья» земля в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31.

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-35.

Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопро­вождения пятиклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе», «Школа зверей» и т. д.), проходящих про­цесс адаптации к средней школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисунков при этом, естественно, не называются).

В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте.

Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возник­новения трудностей у пятиклассников — это резкое изменение тре­бований к нему по сравнению с начальной школой, а зачастую и разноголосица требований от учителя к учителю. Ставится вопрос о необходимости единых педагогических требований к пятиклас­сникам.

2. Разработка единых педагогических требований к пятиклассни­кам (Битянова М. Р., 2000). Учителям, принимающим участие в се­минаре, предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ (такой ответ, с которым все были бы со­гласны и были бы готовы придерживаться данного правила). На­пример:

□ Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько кле­ток?

□ Что такое «хороший ответ» у доски?

□ Что такое «хороший ответ» с места? Нужно ли при этом вста­вать?

□ Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?

□ Можно ли писать цветными ручками?

□Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии?

□ Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни?

□ Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литерату­ру, оценки за грамматические ошибки?

□Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопро­сом, за запасной ручкой?

□ В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?

Несмотря на кажущуюся поверхностность вопросов, обсужде­ние, как правило, проходит очень остро: учителя не всегда готовы сразу поступиться собственным мнением. Готовые результаты еще

раз зачитываются для того, чтобы убедиться, что с ними согласны все. В дальнейшем они ложатся в основу «памяток», которыми снабжаются пятиклассники и их учителя. Соблюдение этих правил является обязательным для всех учителей, работающих в данной параллели.

3. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам рас­познавания тревожных детей и оказания им психологической поддер­жки. В этой части семинара педагогам предлагается методика экспертных оценок проявления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3), иллюстрируются способы ее использова­ния, получения и интерпретации данных. Описываются основные способы оказания психологической поддержки и помощи высоко­тревожным детям (они аналогичны рекомендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуществляющего психолого-педаго­гическое сопровождение пятиклассников: педагоги могут сами об­ратиться в психологическую службу или рекомендовать обращение родителям учащихся.

В завершении классным руководителям пятых классов предла­гается включить в первый классный час (1-го сентября) следую­щие моменты:

□ знакомство пятиклассников со школой («мини-экскурсия» по школе);

□ ознакомление пятиклассников с разработанной в рамках се­минара «памяткой», вклеивание «памятки» в дневники.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, ко­торых удалось достичь в его рамках.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.008 с.)