Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что должен знать вожатый о своих воспитанниках

Поиск

 

Диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере

Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может прогнозировать его дальнейшее развитие, установить какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качестваследует стимулировать, а какие – устранить.

Как изучать детей в условиях детского лагеря? В связи со спецификой детского лагеря (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторыенаправления в изучении ребенка, которые реально использовать в таких условиях.

1. Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица их заменяющие) проводится вожатым на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства вожатого с детьми.

2. Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.

3. Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); какой раз в лагере; о чем мечтает и другие.

4.Выявление лидеров. Помочь выявить лидеров может игра «Постройте ромб, квадрат…». Вожатый предлагает ребятам взяться за руки, и (сам стоит в сторонке, наблюдает), просит изобразить круг, ромб, квадрат. Наблюдения за действиями организаторов построений укажут на лидеров. Выбирая лидера, обратите внимание на детей испытывающих сложности адаптации, склонных к временным депрессиям. Если вожатый сможет помочь таким детям, то в результате можно получить отличных лидеров, на которых можно положиться.

5.Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находитсявдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

6. Изучение развития ребенка. Для детей младшеговозраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий; ролей, которые он приписывает своим героям; предметы, которые он приписывает своим героям; предметы которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.

Тест «Несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка.

В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа:

· если бы я был руководителем отряда, то…

· чтобы в лагере было интересно, нужно…

· если бы я был..., то...

7. Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отраде и динамику этого состояния.

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

· красный — восторженное настроение;

· оранжевый — радостное;

· желтый — спокойное;

· зеленый — уравновешенное;

· синий — грустное;

· фиолетовый — тревожное;

· черный — уныние.

Цветопись — это материал к размышлению, осмыслению. Очень

важно учесть, что долгое пребывание ребёнка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти цвета.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Развитие детей младшего возраста (5-8 лет)

Физический рост и развитие

· Руки и ноги растут быстрее тела;

· Общее управление телом хорошее;

· Координация глаз и рук улучшается к 7 годам;

· Сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

· Невелик запас прочности опорного аппарата;

· Слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т. д.), нарушение осанки.

 

Характерные особенности

· Кризис 7 лет — «кризис непосредственности»;

· Высокий уровень активности;

· Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

· Лучшая награда — похвала;

· Стремление получить время на самостоятельные занятия;

· Формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;

· Считают друзьями тех, кого видят чаше других;

· Любознательны;

· Отличаются конкретностью мышления;

· Подвижны;

· Не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

· Высокий авторитет старшего товарища;

· Суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей.

 

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

 

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Болезненно переживают разлуку с семьей. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
Раздражительны, тоскуют по дому. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
Задают множество вопросов. Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстро утомляются. Быстрее «бежать» к финишу, к результатам – в игре, труде.
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель разбрасывают и теряют вещи. Терпеливо приучать к порядку. Проявлять особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть.

Советы вожатому

· Организуй подвижные игры с ограничением прыжков и бега;

· Развивай умения лазать и пользоваться качелями;

· Используй ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки;

· Обучай правильным навыкам труда;

· Обеспечь детей конкретными поручениями и творческой свободой при их выполнении;

· Предоставляй детям свободу действия, развивай способности (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.).

 

 

Развитие детей среднего возраста (9-11 лет)

 

Физический рост и развитие

· Рост девочек опережает рост мальчиков;

· Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

· Учащается сердцебиение;

· Чаще появляется головная боль;

· Ускоряется развитие скелета, рук, ног;

· Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

 

Характерные особенности

· Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;

· Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;

· Частые беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

· Стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;

· Шумны, спорят, влюбчивы;

· Боятся поражения, чувствительны к критике;

· Интересы постоянно меняются;

· Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;

· Укрепляется волевая сфера;

· Бурно проявляют эмоции;

· Повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

· В контакт вступают легко, но склоны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;

· Стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;

· Увлекаются коллективной деятельностью;

· Выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

· Не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

· Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.011 с.)