Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие вожатого с детьми↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методическое пособие к Образовательной программе «Краткосрочная Школа Вожатого» (на основе Интернет-источников)
Составил: ведущий специалист ОООО РСМ Е.Н. Долгих
г. Оренбург 2016 г. ВВЕДЕНИЕ Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор. Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников является той средой, которая так необходима ребенку. Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность – одно из необходимых условий социализации и интеграции детей. Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции. Педколлектив – вожатые и воспитатели, те, кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и совместную деятельность детей и подростков. Выделим основные требования к педагогам лагеря: 1.Знание основных закономерностей психического и физического развития детей подростков, основных аномалий развития, приемов первой медицинской помощи. 2.Умение организовать деятельность детей и подростков, построенную на принципах принятия, взаимопомощи, поддержки. Умение в отряде создать “зону ближайшего развития” для каждого ребенка. Совместно разделенная дозированная деятельность. 3.Умения и навыки, обеспечивающие организацию полноценного отдыха ребенка, раскрытие его возможностей. Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно прийти за советом или помощью и обязательно её от него получить. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТОВ Ты стал вожатым. С этого дня на твоей шее будут висеть умные и до бешенства тупые, лукавые и наивные, толстые и худые детки в количестве около 40 штучек. Знание их возрастных психологических особенностей поможет тебе выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят. Итак, сперва кратко: Лет Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо- вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Лет Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность. Лет Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение. Лет Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. Лет – юношеский возраст. Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы. Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне. Особенности поведения Развитие детей младшей группы (6—8лет) üвысокий уровень активности üстремление к общению вне семьи üстремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо üпонимание различий пола üстремление получить время на самостоятельные занятия üребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным Советы вожатым Подростки (15-16лет) üоказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками üруководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых üсоздавайте необходимые условия для отдыха üучитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу üучитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д. Младший возраст (6—8лет) üРаздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, датькакое-либозадание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе. üМножество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания. üБыстрая утомляемость. - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде... üНеуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания. üГотовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях. üОпасность травматизма. - Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. üПотеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени. üСлезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте. üЖелание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей. üКопирование привычек, поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем. üПостоянные опоздания. - Не давать поручений(связанных с учетом времени. üВпечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
Средний возраст (9—11лет) üОбидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей. üКурение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. üЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения. üНепослушание, действие «наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними. üПоявление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики. ПЛАН НА СМЕНУ Всю свою сознательную жизнь мы "строим" планы: на сегодняшний вечер, на завтрашний день, на ближайшее будущее, на дальнюю перспективу. Мы планируем работу и отдых, встречи и поездки, доходы и покупки. Можно даже сказать: это исключительное качество человека - предвидеть и прогнозировать свои действия. 1 - Вспомните, как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове тут же возникли мысли: "Что я с собой возьму?", "Когда я успею подготовиться?", "Сколько я там заработаю и на что потрачу эти деньги?". А ключевой мыслью было: "Что я там буду делать?". И при попытке ответить на этот вопрос в вашем воображении возникали сначала смутные, а потом всё более отчётливые образы: как вы идёте с детьми в лес, как вы разговариваете с непослушным ребёнком, как вы гадаете ребёнку по ладошке... Это были первые шажки по планированию вашей деятельности в лагере. Может быть, чуть позже вы даже попробовали составить перечень дел, игр, бесед, экскурсий, конкурсов, эстафет, которые вы могли бы провести с ребятами. Если так было, то, вы, наверное, помните, как после выполнения этой работы вы почувствовали огромное облегчение: "Кажется, я знаю, что буду делать". А потом, возможно, вы сделали ещё один шаг, как вам казалось - последний. Вы расчертили лист на квадраты и попытались в этих квадратах расположить те мероприятия, которые вы вспомнили и выписали. То, что у вас получилось называется"План-сетка".Смена обрела контуры, а вы - уверенность. Так бывает всегда: человек испытывает повышенную тревожность, пока пребывает в неизвестности, страхи перед будущим исчезают по мере того, как это будущее приобретает ясность. Предварительное планирование смены - очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка, более гарантирован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас получится, очень высок. Но не спешите. Наличие у вас плана - это ещё не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, - это не совсем справедливо. У детей тоже есть определённые представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть и не надо от них пренебрежительно отмахиваться. А кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремлённость, когда реализуют собственные затеи, и наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и равнодушно. По этой причине план, намеченный вами перед сменой, может "не пройти". Степень привлечения детей к планированию растёт по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью. На то, что вожатые редко привлекают к планированию смены малышей есть основания. Но тем не менее привлечь карапузов к этому делу можно так. Разбейте ребят на группы, вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке – название какого-то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать для плана смены только два. Это очень сложно. Когда дети закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны - пусть малыши учатся аргументировать. Затем вместе "раскидайте" ваши отрядные дела в план-сетку общелагерных мероприятий. И хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим. Но можно поступить и по-иному. Это когда вы честно, без лукавства скажете детям: -Мы составили примерный план, по которому мы будем жить, и хотели бы услышать ваше мнение, посоветоваться. Сейчас мы расскажем вам, что хотели бы предложить. Если что-то не понравится - скажите. Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих мероприятиях - эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью, и при этом не будут считать его чужим. Другой способ совместного планирования потребует от вас значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью детей. Он называется "Разведка интересных дел". РИД - это игра, в которой есть роли и есть сюжет. Роли очень просты, каждый ребёнок становится "разведчиком", разведчики объединяются в маленькие разведгруппы. Командиры получают задание: "обнаружить" интересные идеи для плана отрядной жизни, "захватить" их и "доставить" к установленному сроку в разведштаб. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в лагере: начальник, ст.педагог, ст.вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатые др. отрядов, пионеры... -Товарищ вожатый пятого отряда, разрешите обратиться. Нам поручено задать вам вопрос... Если вы сомневаетесь, что те люди, к которым вы направляете детей, примут их доброжелательно и подарят дельные предложения, проведите с ними предварительную работу: "Тут к тебе мои придут, ты с ними повежливей. И ещё вот список. Посоветуй им это провести. Только по бумажке не читай, сделай вид, что сам придумал. От себя, конечно, тоже можешь что-то добавить". Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации всем отрядом - подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на "интересность" и утверждение плана. В любом случае, какую бы форму привлечения детей к совместному планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при "вёрстке" плана не забывайте: üсуществует общелагерный план (будет возникать необходимость выделять время для подготовки к лагерным мероприятиям); üпосле оргпериода наступает спад активности - желательны более спокойные игры; üв "банный день" не нужно играть в футбол, а в "родительские выходные" уходить в поход; üможет измениться погода, и тогда вместо "запланированного" придётся проводить "резервное". üи помните: "лучший отдых - это смена деятельности"!. ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ 1. Закон НОЛЬ-НОЛЬ. Ещё его называют законом точности. Дни смены стремительны и скоротечны. Необходимо ценить каждую секунду. Каждое дело начинать точно в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарищей драгоценные минуты, не отнимать у них возможности узнать как можно больше нового, интересного. Точность не только во времени, точность в словах, в обещаниях, в исполнении порученного.
2. Закон ТЕРРИТОРИИ. Ребята должны быть хозяевами своей территории, относится к ней бережно, заботиться о её чистоте. Должны помнить, что рядом с ними живут их товарищи - сверстники из других отрядов, и быть добрыми соседями. Никогда не выходить за территорию лагеря без вожатого!
3. Закон ЗЕЛЕНИ. Красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветных красок и запахов – всё это результат труда многих и многих людей. Озеленение лагеря – кропотливое, трудоёмкое дело, и поэтому закон зелени категорически запрещает рвать зелень. Чтобы цветущий лагерь не превращался в пустыню, мы должны беречь его.
4. Закон ВОДЫ. Вода не прощает лихачества, беззаботности, неосторожности. Поэтому строгий закон воды принимается без обсуждения. Купание без разрешения врача и вожатого запрещается.
5.Закон ПОДНЯТОЙ РУКИ. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-тоочень нужное. Поэтому каждому поднявшему руку – слово! ДИСЦИПЛИНА ОЧЕНЬ ВАЖНА!!! НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ В ПЕРВЫЕ 3 ДНЯ!!! (Если нет, то будет тяжело на протяжении всей смены!) Нужно понять самим и попытаться донести до детей, что то, что вы делаете, не исходит из соображений: “Я хочу, чтобы меня слушались, я тут главный!” Здесь должно присутствовать совместное ваше и детей стремление “сделать что-то, а потом отдыхать на полную”, т.е., необходимо чтобы дети понимали ДЛЯ ЧЕГО вы их строите (объясните, что везде – в любой компании, на любом предприятии, в любой стране существуют правила, которые помогают организовать работу, отдых, не потратить время зря, а потратить его с пользой, в нашем случае с интересом для нас…так и что же мешает нам сделать также?!) Следовательно, дисциплина должна строиться на доверии детей к вам, на справедливых разрешениях любых ситуаций, на объяснимых (объективных, адекватных) наказаниях, а также и на собственной дисциплине! Сразу в первые 3 дня законы (точнее в первый день!) üВ серьёзной обстановке (дать понять, что это то, чем нельзя пренебречь) üДалее напоминать об этом при каждом подходящем случае üПозже можно постепенно спускать (по ходу смены, но не по принципу “после меня хоть потоп”) üВ первые дни пресекать всё. Пусть даже поначалу вас невзлюбят, любовь вернётся позже, если всё, что вы делаете не проявление диктатуры, а на чём-то основано (им понятно). üУборка палат и территории только на ‘5’. Т.е. в первые дни больше уделять времени и внимания на тщательность уборки, потом уже не захочется получать оценку ниже. üНаказания и поощрения. üНаказания (не переусердствовать – неадекватное наказание). üПоощрения (не переусердствовать – нехорошая услуга выделенному ребёнку). Правила НЕ! üНЕ повторять дважды – привыкнут и организовывать будете долго! üНЕ кричать – всех не перекричите, приучите к спокойному голосу! До детей необходимо донести, что: üВожатый всегда прав, в любой ситуации (уметь справедливо рассудить спор, стараться не менять решений (в крайних случаях)) üСуществует закон хозяина (если взял какую-либо вещь, спортинвентарь,… - будь добр, верни!) üВожатый всегда защитит своих детей (вне зависимости от ситуации) üВожатская (вожатый в каждый момент времени должен знать, где находится каждый его ребёнок). Не забывайте, что дети, в свою очередь, также должны знать, где находится их вожатый. Еще раз, дисциплина должна быть поставлена в первые 3 дня! Дисциплина на отряде очень важна. Если не будет дисциплины, не будет ничего: ни атмосферы, ни творчества. Без дисциплины на отряде вы не сможете даже обеспечить безопасность жизни и здоровья детей — а это ваша первоочередная обязанность! Вожатый должен быть не злым, не добрым, но требовательным к окружающим, а в первую очередь к себе. Именно он является примером для всего отряда. И если слово вожатого не подкреплено его собственным поступком, то можно считать правила – бессмысленным набором звуков. С первых минут знакомства ребята «проверяют» своего вожатого. И это естественно! Ведь почти месяц они будут жить с ним бок о бок. И именно от него будет зависеть, какой будет отдых в лагере. Нигде и никогда вы не услышите такое количество вопросов и не увидите столько порой неординарных поступков, как в период знакомства с отрядом. Вся жизнь лагеря подчинена режиму дня. Игры, купание, мероприятия, дискотеки не должны изменять общий ход работы. Подъём и отбой, зарядка, приём пищи, водные процедуры – это то, чего не может лишить ребят вожатый. Беспрекословными должны стать общережимные моменты. Не надо бояться быть строгим, опасаясь растратить свой авторитет. Вы заработаете большее уважение в глазах ребят, если будете одинаково для всех справедливы. Нужно быть последовательным и не изменять своим словам. Правила должны быть едиными для всех: для вожатых и ребят, для мальчиков и девочек, для активных и непослушных ребят. Большой талант вожатого – умение разрешать проблемы с ребятами, не повышая тона и не срывая своё зло. Конструктивная беседа снимет все проблемы с дисциплиной и поможет прийти к компромиссу. Дети приезжают в лагерь с разным опытом повседневной жизни, из разных семей, с разным воспитанием. В новой для себя обстановке они могут проявить новое или совершенно другое поведение. Бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение порядка. В любом обществе необходимы некоторые правила, чтобы было комфортно всем. Прежде, чем браться за наведение дисциплины, нужно понять некоторые особенности детского коллектива: üДля ребенка необходимо время от времени нарушать правила. üНе всегда дети могут справиться с работой по самоконтролю. üПеремена убеждений свойственна всем людям. üУ всех людей есть обязанности по отношению к окружающим. üЖелание полениться свойственно всем, иногда ребят придется понукать. üНе всегда дети не хотят что-либо делать, иногда они просто не умеют этого или не знают, что это вообще нужно. Каждый человек имеет право на уважение. Вожатый старше ребенка, он должен быть мудрее, выдержаннее, не «опускаться» до уровня оскорбляющих, не горячиться, не делать скоропалительных выводов; анализировать поступки, а не личность. Нужно учиться выслушивать обе стороны, стремиться помогать слабому, признавать свои ошибки. Негативное поведение надо пытаться предотвратить заранее. Если вы видите, что активное поведение ребят на грани допустимого – смените вид деятельности, увеличьте физическую нагрузку, побегайте с ними, прогуляйтесь в лес. Нарушение дисциплины детьми младшего возраста может свидетельствовать, наоборот, об их усталости. В этом случае можно выполнить спокойные и медленные упражнения на растяжку, подышать с закрытыми глазами, «поваляться» на траве или коврике. Если мальчики и девочки ходят в гости друг к другу по ночам – поиграйте в игры для снятия сексуального напряжения, дайте возможность им пообщаться друг с другом в течение дня - на расстоянии от вас, но все-таки под вашим присмотром. Если поведение ребенка не соответствует правилам, нужно: üНемедленно прекратить негативное поведение ради спокойствия самого ребенка и отряда. üРазобраться в причинах этого поведения. Развести участников конфликта, проанализировать ситуацию с каждым отдельно. Помочь ребенку продумать и осознать ситуацию; попробовать разрешить ее. И только потом принимайте решение о мерах наказания. üВ случае неудачного разрешения ситуации или если вы видите, что не сможете ее решить проблему самостоятельно, обратитесь за помощью к старшему вожатому или директору. Однако прежде чем вести провинившегося за руку к начальству, вожатому необходимо самому обсудить ситуацию с руководителем, чтобы дальнейшие действия не стали неожиданностью для вожатого. Дисциплинарные меры должны использоваться постоянно, только тогда они будут эффективны. Контроль за деятельностью детей одним или более руководителями должен осуществляться все время. Все происшествия в отряде (драка, самовольное отлучение за территорию лагеря, ночные прогулки, вандализм и т.п.) должны быть письменно зафиксированы в докладной. Это обезопасит участников ситуации в случае ее развития и поможет дать объяснения родителям ребенка. Если в первые дни вы что-то упустите, потом исправить это будет стоить большого труда. Ведь именно в эти дни формируется уклад жизни, который сохранится до конца смены. В первое время необходимо "затянуть гайки". Это значит: следить за дисциплиной максимально строго. Пресекать все нарушения. У детей должно сложиться впечатление, что вожатый видит и знает всё, что у него всё под контролем. Пусть поначалу вас за это слегка невзлюбят, потом это окупится. Когда пройдёт несколько дней, вы сами увидите, где можно дать детям больше свободы, прощать какие-то мелкие нарушения, слегка "отпустить гайки". Но это не значит "распустить совсем"! Помните, что после вас будет ещё другая смена, да и вам до конца смены надо спокойно дожить. Ещё один очень наглядный пример. Когда отряд идёт в столовую, никто не должен обгонять вожатого и убегать вперёд. Но мальчику Васе законы не писаны. Он в припрыжку понёсся к заветной еде, забыв обо всём. Что должен делать вожатый? Конечно, надо сразу пресекать такие попытки, но вот не вышло: убежал. Кричать ему в след "Вася, стой, поганец!" — бесполезно. Он уже и не услышит, а весь отряд получит заразительный пример непослушания. И авторитету это не на пользу. Гораздо правильней оставить его в покое до момента подхода к столовой, а уж там разобраться с ним (ну например, за стол он сядет последним). Включайте фантазию. Есть много способов сделать интересной, скажем, зарядку: можно каждый день показывать какое-то новое необычное упражнение, можно завести на отрядном уголке специальный экран силовых характеристик (оформив в соответствии с легендой смены), можно проводить зарядку в виде игры… Придумать что-то интересное для уборки не так просто. Ничего универсального пока не существует. Хотя нет ничего невозможного! Например. В одном лагере на пятое питание выдавали соки в коробочках. Дети выпивали их вечером в корпусе. Ну, и конечно, дети стали надувать коробочки и хлопать прямо в коридоре, создавая атмосферу всеобщего бардака. Конечно, вожатые это запрещали, но ведь не так просто объяснить детям, почему нельзя хлопать коробочки в корпусе (а действительно, почему?...) И тогда вожатые сказали так: "А давайте сейчас соберём все коробочки, а завтра перед зарядкой хлопнем их все вместе. То-то будет бум!" И, как ни странно, это сработало! И коробочки в корпусе не хлопались, и на зарядку выходили бодрее. И каждый день у них утром был большой бум! Не до самого конца смены, потом надоело. Но дольше, чем ожидалось! КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ ИМЕНА Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку. Существуют приемы быстрого запоминания. Первый из них - "визитки", которые вы прикрепили на грудь детям в первый же день. Он и значительно облегчают общение впервые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка фразами, "Э, так как тебя..." Эти "шпаргалки" недолговечны, уже к вечеру второго дня сохраняются лишь у немногих. Поэтому подстрахуйте себя. Например, составьте схем у детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. А еще запомнить имена детей можно в игре. Во время игры ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера. А как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, его поступках. Первые дни должны стать временем усиленного накопления такой информации. А для этого надо как можно активнее включать детей в разнообразную деятельность. Есть и специальные игры на запоминание имен, с помощью которых не только вожатые могут запомнить детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг с другом. Например, "Снежный ком", первый играющий называет свое имя. Второй - повторяет имя предыдущего игрока и добавляет свое. Третий - два предыдущих и свое. Последний игрок должен перечислить всех сидящих в кругу. Или еще одна игра на запоминание имен. Перед началом игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать в ладоши - два раза в ладоши, два раза по коленкам, выдерживая ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен назвать два имени - свое и любого сидящего в кругу - на хлопки в ладоши. Услышавший свое имя пропускает один или два интервала (по предварительной договоренности) и тоже на два хлопка в ладоши называет свое имя и другое. Так как в кругу может быть несколько человек с одним именем, договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье имя называют. Главное - не сбить общий ритм хлопков и не остановиться. Затем можно усложнить игру, исключив интервалы. Например, раз-два, Света-Лена, раз-два, Лена-Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д.("раз-два"- хлопки по коленкам).
НАЗВАНИЕ ОТРЯДА Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения вожатому иметь одну или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Одним из критериев может быть тематика смены. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей, быть содержательными, быть удобно произносимыми. Еще сильно зависит от возраста детей: с младшими долго не по обсуждаешь, поэтому можно начать обсуждение, а минут через 5–7предложитьпару-тройкусвоих вариантов, как правило малыши именно за них и цепляются. И ощущение, что они его вместе придумали останется. При выборе названия команды и девиза они могут давать много предложений, но самим ничего не нравится. Вожатый может написать на листке все предложения и даже включить в этот список свой вариант и выбрать из списка более подходящее таким образом, чтоб дети чувствовали, что это их выбор. Можно затем похвалить отряд за такое интересное название и отрепетировать девиз. Главное чтобы название было яркое, такое лучше цепляет. Под название отряда можно придумать легенду. Легенда – это некая история, описывающая происхождение названия отряда. Легенда может быть не очень логичной (даже хорошо, чем больше непонятностей – тем больше интригует), но обязательно захватывающей. У легенды должна быть цель, например доказать свою дружность, веселость, показать знания, и т.п. Для этого в процессе всей смены отряд проходит некие испытания и в конце достигает поставленную задачу, ну, … в общем, все молодцы. Под легенду можно придумать ритуальную поляну с заколдованным пнем, таинственные записки или звуковые сообщения, поиск клада или потерянных фрагментов карты (по фрагменту в день), и другое всякое разное, в общем, все, что дети любят в этом возрасте. Кратко, вожатый заранее придумывает несколько названий, придумывает наводящие вопросы … Для средних возрастов (если предложения уж совсем непотребные) можно использовать метод замены автора (когда выдаешь свою идею за идею человека из отряда), метод ухода от идеи (когда развивая чужую идею в конце концов изменяешь до неузнаваемости). В идеале название должны придумывать дети. Вожатому конечно хорошо иметь свой вариант, но продавливать его пожалуй не стоит. Для старших возрастов неплохо сначала дать (или обсудить с отрядом) критерии названия отряда. Оно может быть романтичным, боевым; из него нельзя сделать неприличное сложносокращение; оно должно быть ярким и запоминающимся, не должно быть длинным и т. д. Одним из критериев может быть тематика смены. Здесь тоже можно использовать домашние заготовки, тоже можно (но ОЧЕНЬ аккуратно, а то поймают - потом верить не будут) использовать психологические манипуляции. Обычно, если идей с названием отряда у ребят сразу нет, то сперва придумается представление отряда, уголок, песня отряда, а вот к этому потом подбирается название. А вообще ребята быстро придумывают хорошие названия если предварительно их настроить на нужный лад. Миссия вожатого выполнима, если только он овладеет "искусством направлять". Вот главная "фишка": ничего не придумывай сам, а создай атмосферу для детского творчества. Взять хотя бы название отряда … какой взрослый "допрет" до "Космического кариеса" или "Табуна ежиков"? Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделать жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены. Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от темы смены. Выбор названия и девиза отряда может выглядеть так: Мозговой штурм: вожатый записывает не критикуя все названия, которые перечисляют дети. Потом проводит цензуру, потом голосование(можно в несколько этапов). Выработка критериев: для начала совместно вырабатываются критерии, а потом тот же мозговой штурм. В рамках выбранной темы можно не только придумать название отряда, но и оформить отрядную комнату, а также подготовить представление-визитку,которое отряд покажет в день открытия смены. Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.03 с.) |