Методическое пособие для вожатого ДОЦ «Лесной». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое пособие для вожатого ДОЦ «Лесной».



Методическое пособие для вожатого ДОЦ «Лесной».

 

 

Самара, 2016.

 

 

Введение.

Детский оздоровительный лагерь! Прекрасное место, свежий воздух, красивая природа, а если это лето, да еще лагерь расположен на берегу реки... Просто сказка, а не отдых.

И тут появляются дети! Что с ними делать, куда бежать, а как же отдых? Так вот, работа в детском оздоровительном лагере это не так просто, и к этому нужно серьезно готовиться!

Мы верим, что вы стали вожатыми неслучайно. Выбрали для себя работу очень трудную, но радостную. Мы уверены, что работать вожатым с детьми – ваше истинное призвание. Но призвание не осуществимо без мастерства и профессионального опыта. И главной задачей является овладение мастерством воспитателя. Никогда не следует забывать, что от вас зависит здоровье и жизнь вверенных вам ребят. Всегда нужно помнить, что от того, насколько вы будете готовы к различным случайностям и непредвиденным обстоятельствам, зависит, какой запомнится смена ребятам.


ГЛАВА 1.

Нормативные документы.

Жизнь и деятельность в детском лагере регламентируются как нормативными документами, так и документами, разрабатываемыми администрацией. Перечислим нормативные документы, которые лежат в основе организации деятельности дет­ского лагеря.

· Конвенция о правах ребенка.

· Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2007

· Трудовой кодекс РФ.

· Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204 – 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003г.

· Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ №2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ.

· Письмо министра здравоохранения от 14.11.2011 г. № 18-2/10/1-716Н.

· Постановление правительства Самарской области «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Самарской области».

· Порядок обеспечения детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих в Самарской области, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеющих медицинские показания на оздоровление в санаторном оздоровительном лагере, услуги по отдыху и оздоровлению.

· Требования к обеспечению безопасности детей. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

· Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков. Письмо департамента воспитания и социализации детей минобрнауки россии от 31.03.2011 № 06-614.

· Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несча­стных случаев с детьми в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха. Утверждено ВЦСПС 4 июня 1982 г., №332.

· Уголовный кодекс РФ.

· Внутренние документы детского лагеря (правила внутреннего трудового распо­рядка, должностные инструкции, правила по технике безопасности, правила по противо­пожарной безопасности т.д.).

 

Должностная инструкция вожатого лагеря.

Общие положения.

1.1. Вожатый детского лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом генерального директора компании.

1.2. Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря, планом работы отряда, способствует личному развитию детей, приобретению ими навыков, полезных в повседневной жизни.

1.3 Рабочий день вожатого - ненормированный, рабочая неделя составляет 6 дней.

1.4. Вожатый подчиняется непосредственно начальнику лагеря, заместителю начальника, старшему вожатому. Вожатый координирует свою работу с воспитателем.

1.5. Вожатый постоянно взаимодействует с руководителями программы, медицинским персоналом, административно-хозяйственным и персоналом пищеблока для осуществления основных должностных функций.

1.6. К работе вожатого допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

1.7. Вожатый должен быть достаточно компетентным, чтобы получить и освоить навыки и знания по организации интересного и безопасного отдыха детей, информацию о лагере, общаться и работать с представителями разных возрастных групп, уметь позитивно общаться с детьми и взрослыми.

1.8. Требования к физической подготовке:выносливость, активность, достаточная сила, желание жить в условиях лагеря, при минимальном уровне комфорта, способность адекватно реагировать на ситуации, способность оказать помощь и действовать в чрезвычайных ситуациях.

Должностные обязанности.

Вожатый детского оздоровительного лагеря строго выполняет следующие функции:

2.1. Участвует в руководстве, организации жизни и времяпровождении детей посредством проведения мероприятий и других действий, в порядке, соответствующем заранее поставленным целям, гарантирует постоянное должное руководство над детьми.

2.2. Знает и соблюдает правила внутреннего распорядка, правила безопасности, обучает этому детей своего отряда.

2.3. Активно участвует в реализации программы с учетом миссии и желаемых результатов: направляет и помогает в обучении видам деятельности, с учетом индивидуальных и групповых интересов и способностей в соответствии с планом смены. Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

2.4. Обеспечивает уход за каждым ребенком, контролирует выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

2.5. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

2.6. Является примером для детей и других сотрудников лагеря в соблюдении правил безопасности, правил личной гигиены соблюдения распорядка дня, дисциплины и физической подготовки.

2.7. Быстро реагирует на потребности детей, помогает им решать личные проблемы или проблемы со здоровьем, подключая медицинских работников, психологическую службу, директора лагеря.

2.8. Устраняет ущерб, нанесенный детьми, имуществу и материальным ценностям, переданным в пользование отряду (постельное белье и принадлежности, игровой, спортивный и иной инвентарь, жилые помещения и места общего пользования отряда) собственными силами. Своевременно сообщает о нанесенном неисправимом ущербе имуществу и материальным ценностям, переданным в пользование отряду (постельное белье и принадлежности, игровой, спортивный и иной инвентарь, жилые помещения и места общего пользования отряда) и лицах, виновных в нанесенном ущербе Администратору для оформления документов о возмещении ущерба с виновных лиц.

2.9. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

2.10. В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

2.11. Вожатый при поступлении на работу предоставляет все необходимые документы, ведет необходимую для работы документацию, отчетность, также с момента начала и в течение работы предоставляет информацию для формирования портфолио.

2.12. Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого, заместителя директора и директора лагеря.

2.13. Участвует в других мероприятиях и делах, не предусмотренных данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ по поручению начальника лагеря.

 

Ответственность вожатого.

Вожатый детского оздоровительного лагеря несет ответственность:

3.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений начальника лагеря, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

3.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации отдыха и оздоровления детей и подростков вожатый привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

3.3. Персональную ответственность за организацию жизнедеятельности и здоровья детей закрепленного за ним отряда. В случае отсутствия ребенка более 15 минут – организует его поиск силами отряда. Если ребенок не найден в течение последующих 15 минут – обязан немедленно поставить в известность начальника лагеря и выполнять его указания.

3.4. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам, ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на непосредственных руководителей кружков и секций после внесения записи о посещении в журнал кружка под роспись вожатого.

3.5. Несёт материальную ответственность за сохранность имущества и материальных ценностей: мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

 

4. Действия при несчастном случае с пострадавшим ребенком:

4.1. Незамедлительно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему;

4.2. При необходимости вызвать скорую помощь;

4.3. Сообщить начальнику лагеря о случившемся, написать объяснение обстоятельств несчастного случая, указать очевидцев случившегося;

4.4. Сохранять расположение предметов и место, где произошел несчастный случай, для расследования, исключение составляют только те предметы, которые представляют опасность для окружающих людей.

 

5. Вожатому категорически запрещается:

5.1. Категорически запрещается оставлять детей отряда без присмотра.

5.2. Категорически запрещается самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или воспитателя и оформленных соответствующих документов на выход или выезд за территорию.

5.3. Категорически запрещается допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.

5.4. Категорически запрещается употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также в неотведенных, необорудованных специально для курения местах, допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

5.5. Категорически запрещается применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка.

5.6. Категорически запрещается пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

 

Права вожатого.

Вожатый детского оздоровительного лагеря имеет право:

6.1. Знакомиться с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

6.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

6.3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

6.4. Проходить добровольную аттестацию для повышения квалификации.

 

ГЛАВА 2.

Игры в автобусе.

У вожатых иногда возникает вопрос: «Когда всё-таки начинать формировать коллектив?». Коллектив начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдёт на высоком эмоциональном уровне, у вас будут предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива. Одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уровне общения детей является игра. Самым первым местом, где ребята начинают общаться друг с другом, является автобус, на котором они едут вместе в лагерь. Давайте попробуем начать с игр в автобусе!

«Морячок»

Салон автобуса разбивается на две команды. «Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях». Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….»

Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ – из другой.

«Что стоишь, качаясь?..»

«…Качает, качает волна морская».

Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

«Эстафеты»

Эстафета в автобусе – такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.

Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

«Что я видел»

Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт вожатый:

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что плугом пашут луг в лесу,

Как медвежонок туфли мерил,

И как дурак всему поверил.

(С.Я. Маршак)

Или:

Из-за леса, из-за гор

Ехал дедушка Егор.

Он на пегой на телеге,

На дубовой лошади,

Подпоясан он дубиной,

Приопёршись на кушак,

Сапоги на растормашку,

На босу ногу пиджак.

 

Или:

Ехала деревня мимо мужика,

А из-под собаки лают ворота,

Кнут схватила лошадь,

Хлещет мужика,

Чёрная корова

Ведёт девку за рога.

(К.С. Станиславский)

Одними из самых занимательных форм игр для детей являются кричалки. Их можно использовать не только в автобусе, но и в походе, в коллективном творческом деле отряда, да и просто, когда выпала свободная минута. Дети очень любят покричать и, особенно, если их об этом просят.

«Петьки-Васьки»

Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды: одна – «Петьки», другая – «Васьки». Далее все вместе на мотив «Смуглянки»:

На солнечной поляночке

Стоит зелёный дом.

А на крылечке домика

Сидит весёлый гном.

Далее вожатый кричит: «Как тебя зовут, гном?» и показывает рукой на одну из команд, которая как можно громче отвечает скороговоркой.

«Петьки»:

Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-е-тку!

Я пришёл к вам, де-е-тки,

Чтобы съесть конфе-е-тку!

«Васьки»:

Ва-а-ська! У меня штаны в горо-о-шку!

Я пришёл из ска-а-зки,

Потому что я хоро-о-ший!

Всё это проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры – на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую.

«Загранички»

Эти кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсолютно ничего не значат и тем самым нравятся детям.

«Рисосики»

Всё очень просто: дети повторяют за вожатым, который поёт:

О-о-о!

Калабамба ла-о!

Осики-рисрсики-рисосики-рисбамба!

О, я бананы ем!

«Балами»

После каждой строчки, пропетой вожатым, дети кричат: «Хей!».

Бала-бала-ми - хей!

Чика-чика-чи - хей!

Чи - хей!

Чи - хей!

Чик-чирик-чик - хей!

Вы можете придумать вместе с ребятами свою, отрядную кричалку, под которую вы, например, будете собираться вместе.

ГЛАВА 3.

Логика смены.

Смена - это очень точное название для периодов жизнеде­ятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив. Почему? Потому что смена в лагере - это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя. Для большинства взрослых смена - это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.). Таким образом, смена в лагере - определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.

На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.

Организационный период. Это период адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального формирования межличностных взаимоотношений в созвездии.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспо­собление:

— к условиям закрытого социума;

— к смене основных видов деятельности,

— к новизне общения, установлению коммуникативных связей с боль­шим числом сверстников и взрослых;

— к режиму жизни;

— к новым бытовым условиям.

Цель оргпериода – создание условий для успешной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности.

Задачи оргпериода:

— удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;

— предъявить единые педагогические требования (ЕПТ),

— наметить перспективы совместной деятельности в отряде (планирование);

— организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

— получить необходимую информацию о каждом ребенке.

ГЛАВА 4.

Младший возраст (6-9 лет)

Возможные трудности Возрастные особенности Варианты решения
     
Могут быть слезы в первые дни Болезненно переживают разлуку с семьей Переключить внимание, отвлечь интересным делом
Раздражительность     Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, нового окружения Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в данной обстановке
Множество вопросов Любознательность Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько нужно для понимания
Быстрая утомляемость Ребята очень активны Чаще менять виды деятельности, делать перерывы для отдыха
Малыши во власти домашних привычек · трудно засыпают; · просыпаются по ночам «попить»; · не умеют застелить постель; · разбрасывают и теряют вещи. Отсутствие навыков самообслуживания Нужно терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кого-то погладить по голове
Неуверенность в себе Есть робкие и физически слабые Давать нагрузку с учетом физического здоровья без акцентирования на этом внимания
Привычка есть медленно, всухомятку Семейные привычки Терпеливо ждать, когда ребенок поест  
Готовые пробовать все на вкус Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному Рассказать детям о ядовитых грибах, растениях данной местности
Опасность Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость и ловкость Следует заполнять жизнь детей полезными и нужными движениями: играми, состязаниями, конкурсам
Потеря интереса, рассеянное внимание Сильная утомляемость от однообразия Частая смена видов деятельности
Обидчивость, вспыльчивость Неумение сосредоточиться на одном объекте Частая смена деятельности
Слезы и страхи в темноте Боязнь темноты Не оставлять одного в темноте
Рассеянность, быстрое переключение внимания Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель Любое мероприятие не должно быть продолжительным по времени
Желание играть с малышами Чувство взрослости по отношению к младшим Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых Слепое подражание взрослым Следить за собой, стремиться не подавать «дурной» пример
Постоянные опоздания Отсутствие чувства времени Не давать поручения, связанные с учетом времени
Впечатлительность Эмоциональная неуравновешенность Учитывая это не рассказывать страшных историй, не смотреть страшных фильмов

 

 

Средний возраст (10-12 лет)

     
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Половое созревание Уметь понять причины. Соизмерить возможности и требования
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона; украшения; неумелое пользование косметикой Внешнее проявление взрослости Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов. Учить, как надо пользоваться косметикой, как и в какое время носить украшения.  
Ночные бдения   Приучать к выполнению режима дня.
Замкнутость, одиночество Увеличенное внимание к своим недостаткам Стремиться переключить внимание
Стремление к самостоятельности Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Сотрудничать, беседовать, убеждать.
Замкнутость, неуверенность в себе, в своих силах после подавления инициативы Инертность Привлекать к игре, чаще хвалить.
Появление тайн: укромные территории уголки Неуемная фантазия Знать такие секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать.
Озорство, шалости   Проводить интересные игры с элементами романтики.

 

ГЛАВА 5.

Отрядный уголок.

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

§ название отряда

§ девиз отряда

§ отрядная песня

§ расписание кружков

§ распорядок дня (лагерный и отрядный)

§ списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);

§ списки именинников текущей смены

§ адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)

§ грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:

1. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)

2. В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

3. В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

§ заезд ребят в лагерь в оргпериод;

§ основной период;

§ заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

§ "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);

§ поздравление с приездом;

§ законы лагеря;

§ адрес лагеря;

§ наказ ребят прошлой смены;

§ первые песни, лагерная песня;

§ план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

§ соревнования,

§ подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

§ участие в творческих конкурсах, смотрах.

§ подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

§ жизнь отряда

§ поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью, а напоследок я скажу, а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.


Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но иногда хочется внести свою особенность, отличающую их от других.

Итак, покреативим…;)

§ Отрядный уголок желательно должен полностью занимать все стены в холле;

§ Соответственно нужно попытаться обеспечивать необходимым количеством бумаги (например, рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками;

§ Обязательным конечно остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, Поздравляем, Позора, Сегодня в отряде (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая;

§ На младших отрядах обычно дорисовывается в последнюю ночь перед сроком его сдачи, и обязательно всю ночь до утра (если же вы успеваете нарисовать раньше утра, то не торопитесь, рисуйте тщательней, иначе плохо получится);

§ Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже зубной пасты, а исключительно прозрачным скотчем, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки);

§ В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая-то его часть может понадобиться кому-нибудь для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта.

Отрядные уголки могут быть разными:

§ красочными и красивыми (как правило, у младших отрядов);

§ краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых);

§ весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку);

§ очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.);

§ долгорисуемыми (как, например, некоторые заканчивают рисовать свои уголки в конце смены, правда, получается обычно очень красиво);

Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными:

§ простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.);

§ со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот);

§ напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки);

§ очень величественными (Весы Человечества);

§ а так же названия, придуманные самими детьми (очень редко).

Рассмотрим процесс создания уголка с детьми примерно 12-14 лет. Прежде всего, надо решить, для чего он нужен. При его создании преследуются многие цели:

1. Начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая на добровольной (!!!) основе к коллективному творчеству.

2. Украсить помещение, где собирается отряд. Согласитесь, глядеть на голые стены не очень интересно.

3. Получить место, где можно проводить интерактивную жизнь.

4. Отмазаться от начальства (самое последнее по значимости).

Теперь поподробнее. Что именно нужно оформлять? Например, это могут быть две стены размером 2.5*7 метров. Согласитесь, много пространства. И заполнить хотелось все. Конечно не так, чтобы стен не было видно вообще, но и лепить листок А4 на 1 кв.м. тоже не дело.

Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течение смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению. Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."

Отдельно пройдемся по обязательным пунктам.

§ План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.

§ План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.

§ Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей.

§ Позор - надеемся, этим пользоваться не придётся, но можно использовать для подстёгивания провинившихся. Только необходимо так это поставить, чтобы он не отмахивался: "Да, опять в Позоре вишу, ну и пусть", а чтобы это была небольшая трагедия для ребёнка, и повод подумать и исправиться.

§ Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями обычно ситуация похуже.

§ И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть, что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка можно завести своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.

§ Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.

В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру, сетку шахматного турнира, или соревнования по армрестлингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.135 с.)