Отряд с детьми одного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отряд с детьми одного возраста



Чем-то напоминает школьный класс, но здесь дети, как правило, не знают друг друга. Они формируют социальные связи, во-первых – с «нуля», во-вторых – самостоятельно, без поддержки семьи. Для многих детей – это может быть новый опыт общения и самоутверждения в группе.

Первые 4-5 дней жизни в лагере посвящены адаптации или ориентации, дальше происходит расслоение и формируются микрогруппы, выделяются лидеры и «отверженные», начинается «раздел территории», возникают конфликты. От вожатого в этот период требуются навыки перевода конфликтов в конструктивное русло так, чтобы отряд не застрял в зоне враждебности, а перешел на стадию доверия, сплоченности, эмоциональной привязанности. Именно этот опыт и формирует чувство «Мы», оставляя самые лучшие и яркие воспоминания о лагере.

Ну и еще важно, что все эти изменения происходят на фоне каких-то событий (лагерные праздники и подготовка к ним, соревнования между отрядами). Другими словами, дети в лагере не только питаются, валяются на пляже и спят. Они включены в продуктивную деятельность: игровую, соревновательную, творческую. Надо сказать, что чувство соперничества между детьми бывает довольно сильным мотивом для позитивных изменений, а умелая манипуляция этими событиями вожатым (или воспитателем) просто творит «чудеса».

Разновозрастной отряд

Такие отряды называют еще «семейными», потому что там находятся дети разного возраста. Здесь, как правило, не бывает острого соперничества и конфликтов, но и собрать эту группу в нечто «единое и целое» гораздо сложнее. Поэтому от вожатого требуются более тонкие педагогические навыки. Принцип работы тот же – любая продуктивная совместная деятельность, но здесь формируется другая социально-ролевая система: младшие подчиняются старшим, а старшие заботятся о младших.

Почему это работает? Говорят, что дети в воспитательной роли более требовательны, чем взрослые, а это значит, что они не будут потакать капризам самым маленьких участников. С другой стороны, для многих подростков, которые выросли в семье единственным ребенком, такая отрядная жизнь будет первым опытом заботы и ответственности о ком-то еще, когда ты на самом деле уже «большой».

Для справки – именно принцип разновозрастных отрядов использовал А.С. Макаренко при работе с беспризорниками. А еще любопытно, что в элитных английский школах жизнь детей организована по такому же типу.

Проблемы детей разных возрастов


Проблемы детей младшего возраста (5-8 лет)

Возможные проблемы Варианты их решения
Тоска по дому Предложить интересные дела, переключить внимание
Задают множество вопросов Внимательно выслушивать и терпеливо отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
Быстро утомляются Создать условия для быстрого достижения результата в игре, соревновании, труде
Не имеют навыков самообслу-живания (не умеют застелить постель, теряют вещи и т. д.) Терпеливо приучать к порядку
Не уверены в себе Дать нагрузку с учетом их возможностей и состояния здоровья, создать ситуацию успеха
Готовы пробовать все на вкус Рассказать о ядовитых ягодах и растениях в виде сказки
Быстро теряют интерес к занятиям, рассеянное внимание С мена видов деятельности через каждые 20 – 30 минут.
Слезы и страх в темноте Не оставлять ребенка одного в темноте, оставлять на ночь свет в холле или в коридоре.
Копируют негативные привычки, манеры, лексикон взрослых Никогда не подавать им дурного примера, например, не выражаться в присутствии детей, не кричать.
Излишне впечатлительны Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «страшилки»
Постоянно рискуют, склонны к травматизму Создавать безопасные условия в игре, обозначить опасные места, потренироваться по выходу из помещения.


Проблемы детей среднего возраста (9-11 лет)

Возможные проблемы Варианты их решения
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям.
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурных слов. Бодрствование после отбоя, мазание пастой, походы в соседние комнаты и отряды. Проводить разъяснительную работу с привлечением специалистов, например, нарколога. Найти, вместе с детьми, интересные для них занятия, например, походы в горы, спортивные игры, посещение тренажерного зала. Приучать к выполнению режима дня: усилить контроль, попросить ночных вожатых обратить повышенное внимание на ваш отряд или оставаться в оргпериод по очереди с напарником ночевать в секции.
Замкнутость, чувство покинутости. Обостренное переживание своих недостатков Стремится переключать внимание детей с их внутренних переживаний на жизнь вокруг, например, давать поручения, связанные с необходимостью общения. Помочь девочке сделать хороший макияж, грамотно подобрать одежду.
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Появление тайн, озорство, шалости Знать секреты детей, совместно сохранять их. Организовывать игры с элементами романтики, тайны.


Проблемы подростков.

Возможные проблемы Варианты их решения
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование хорошего и плохого настроения, уход в «себя» Завоевать авторитет подростка, разговаривать с детьми, обсуждая темы, которые их интересуют, интересоваться настроением.
Неподчинение взрослым, критиканство. Вызывающее поведение. Действия опережают мысли. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, обсуждать действия и их последствия, стать приятным собеседником.
Недовольство внешностью. В беседе разъяснять подростку, что все люди меняются, у всех разная внешность, но все-таки – главное, что у человека в душе. Рассказать о разных способах, способных сгладить недостатки внешности, показать, как сделать макияж, помочь подобрать одежду, прическу.

• Логика развития смены: организационный период, основной период, заключительный период. Задачи, которые необходимо решать в каждый период. Мероприятия каждого периода. Особенности формирования и развития временного детского коллектива. Социально-психологические процессы в первично-организованной группе (адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция). Стадии развития детского коллектива.

Какие мероприятия в какой день, каждый день должен быть особенным.

Логика лагерной смены определилась давно и достаточно четко:

§ организационный (Знакомство детей с педагогами и друг с другом. Знакомство с жизнедеятельностью лагеря. Определение структуры коллектива, формирование основ коллективной деятельности. Адаптация),

§ основной (Включение детей в активную деятельность; Создание благоприятных условий для самореализации детей)

§ и заключительный (Подведение общих итогов реализации программы смены. Выявление результатов индивидуальных и коллективных достижений. Награждение организаторов и активных участников смены)

этапы. Сложилось и содержание этих периодов.

В первый период вожатому необходимо (за 3-4 дня) заложить основы успешной работы и жизни своего отряда в течение смены: создать ситуации для быстрого знакомства членов отряда (визитки с именами, специальные игры-знакомства и т.п.); провести разведку интересных дел и вместе с ребятами составить план работы, определиться с характером самоуправления (соуправления) в отряде или наметить как при необходимости будут решаться коллективные дела, узнать детей и постараться найти среди них помощников, обеспечить психологическую поддержку воспитанникам в довольно сложный для них адаптационный период. Именно эти дни - первый психологический кризис смены: для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям.

В середине смены (примерно на 12-14 день) наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и другими взрослыми, обострение тоски по дому. Ребята уже привыкли к лагерю и в то же время устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события, или запланировать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад.

За 2-3 дня до конца смены начинается итоговый заключительный этап с еще одним конфликтным кризисным пиком (особенно если смена была 30-40 дней). Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий, они снова вспомнили про дом. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И конечно, успех всех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для вожатого очень важно найти для каждого ребенка то дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию.

I. Период организационный

Место в общей логике — первые 1-3 дня: от заезда до организационного оформления отряда и открытия смены.

Краткий девиз «Удивление! Темп! Разнообразие!».

Задачи:

§ Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями.

§ Создать условия для раскрытия способностей каждого.

§ Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива.

§ Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд.

§ Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.

Основное содержание: игры на знакомство; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление вожатского отряда.

Основные итоги. К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно. Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены.

Позиция вожатого. Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора.


II. Период основной

Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами.

Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Мажор! Дружба!».

Задачи:

§ Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества.

§ Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления.

§ Создавать и укреплять внутриотрядные традиции.

§ Заботиться о сплочении детского коллектива.

Основное содержание: работать по плану дружины, отряда; игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.

Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть.

Позиция вожатого. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.


III. Период заключительный

Место в общей логике — последние 2-4 дня перед отъездом.

Краткий девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!».

Задачи:

§ Создать атмосферу дружеского прощания.

§ Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.

§ Подвести итоги смены.

§ Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым.

Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.

Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность отрядов вожатых, вручены награды и прощальные сувениры.

Позиция вожатого. Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.


Тренинг лидерство

БЛОК «ЛИДЕРСТВО»

10.40- 11.50. Представление о лидерстве


1. «Галерея портретов лидера» - 5 мин.

Материал: бумага формата А4, карандаши.

Каждому участнику предлагается нарисовать протрет лидера и написать 3 качества, характеризующие лидера. Затем участники вывешивают свои портреты на стену, им предлагается посмотреть результат.


2 «Мозговой штурм» - 20 мин.

Группа делится на подгруппы по 7-8 человек. Каждой подгруппе предлагается в течение 15 мин. написать качества присущие лидеру. Затем группы презентуют результаты (5 мин.) в режиме обсуждения.


3 Дискуссия «Джефа» – 35 мин.

Каждому участнику предлагаются выразить свое отношение к следующим высказываниям:

§ Лидерами не рождаются, лидерами становятся;

§ Став лидером, остаешься им навсегда;

§ У лидеров нет часов работы;

§ Современный мир технологий не нуждается в лидерах, он нуждается в грамотных управленцах.

Если они согласны они занимают позицию «Да», если не согласны уходят в сторону «Нет». В процессе дискуссии каждый из участников высказывает свою точку зрения. У участников в процессе обсуждения есть возможность поменять свою точку зрения и прейти на противоположную сторону.

 

БЛОК «КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ»

15.05 – 15.25 – Представление о понятии «Команда»

1. Мозговой штурм – 5 мин

Группа делится на подгруппы, обсуждает и высказывает свое предположение «Команда – это…»


2. Формула «Команды» - 20 мин.

К – коммуникации и взаимоотношения (эффективные)

О –общие цели и ценности

М - моральный настрой

А – атмосфера признания или уважения

Н – наличие внутренней энергии

Д – достижения результаты при оптимальном производительности

А- абсолютная гибкость.

3.Упражнение «Пирамида» - 15 мин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.037 с.)