Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отряд с детьми одного возрастаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Чем-то напоминает школьный класс, но здесь дети, как правило, не знают друг друга. Они формируют социальные связи, во-первых – с «нуля», во-вторых – самостоятельно, без поддержки семьи. Для многих детей – это может быть новый опыт общения и самоутверждения в группе. Первые 4-5 дней жизни в лагере посвящены адаптации или ориентации, дальше происходит расслоение и формируются микрогруппы, выделяются лидеры и «отверженные», начинается «раздел территории», возникают конфликты. От вожатого в этот период требуются навыки перевода конфликтов в конструктивное русло так, чтобы отряд не застрял в зоне враждебности, а перешел на стадию доверия, сплоченности, эмоциональной привязанности. Именно этот опыт и формирует чувство «Мы», оставляя самые лучшие и яркие воспоминания о лагере. Ну и еще важно, что все эти изменения происходят на фоне каких-то событий (лагерные праздники и подготовка к ним, соревнования между отрядами). Другими словами, дети в лагере не только питаются, валяются на пляже и спят. Они включены в продуктивную деятельность: игровую, соревновательную, творческую. Надо сказать, что чувство соперничества между детьми бывает довольно сильным мотивом для позитивных изменений, а умелая манипуляция этими событиями вожатым (или воспитателем) просто творит «чудеса». Разновозрастной отряд Такие отряды называют еще «семейными», потому что там находятся дети разного возраста. Здесь, как правило, не бывает острого соперничества и конфликтов, но и собрать эту группу в нечто «единое и целое» гораздо сложнее. Поэтому от вожатого требуются более тонкие педагогические навыки. Принцип работы тот же – любая продуктивная совместная деятельность, но здесь формируется другая социально-ролевая система: младшие подчиняются старшим, а старшие заботятся о младших. Почему это работает? Говорят, что дети в воспитательной роли более требовательны, чем взрослые, а это значит, что они не будут потакать капризам самым маленьких участников. С другой стороны, для многих подростков, которые выросли в семье единственным ребенком, такая отрядная жизнь будет первым опытом заботы и ответственности о ком-то еще, когда ты на самом деле уже «большой». Для справки – именно принцип разновозрастных отрядов использовал А.С. Макаренко при работе с беспризорниками. А еще любопытно, что в элитных английский школах жизнь детей организована по такому же типу. Проблемы детей разных возрастов
• Логика развития смены: организационный период, основной период, заключительный период. Задачи, которые необходимо решать в каждый период. Мероприятия каждого периода. Особенности формирования и развития временного детского коллектива. Социально-психологические процессы в первично-организованной группе (адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция). Стадии развития детского коллектива. Какие мероприятия в какой день, каждый день должен быть особенным. Логика лагерной смены определилась давно и достаточно четко: § организационный (Знакомство детей с педагогами и друг с другом. Знакомство с жизнедеятельностью лагеря. Определение структуры коллектива, формирование основ коллективной деятельности. Адаптация), § основной (Включение детей в активную деятельность; Создание благоприятных условий для самореализации детей) § и заключительный (Подведение общих итогов реализации программы смены. Выявление результатов индивидуальных и коллективных достижений. Награждение организаторов и активных участников смены) этапы. Сложилось и содержание этих периодов. В первый период вожатому необходимо (за 3-4 дня) заложить основы успешной работы и жизни своего отряда в течение смены: создать ситуации для быстрого знакомства членов отряда (визитки с именами, специальные игры-знакомства и т.п.); провести разведку интересных дел и вместе с ребятами составить план работы, определиться с характером самоуправления (соуправления) в отряде или наметить как при необходимости будут решаться коллективные дела, узнать детей и постараться найти среди них помощников, обеспечить психологическую поддержку воспитанникам в довольно сложный для них адаптационный период. Именно эти дни - первый психологический кризис смены: для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям. В середине смены (примерно на 12-14 день) наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и другими взрослыми, обострение тоски по дому. Ребята уже привыкли к лагерю и в то же время устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события, или запланировать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад. За 2-3 дня до конца смены начинается итоговый заключительный этап с еще одним конфликтным кризисным пиком (особенно если смена была 30-40 дней). Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий, они снова вспомнили про дом. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И конечно, успех всех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для вожатого очень важно найти для каждого ребенка то дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию. I. Период организационный Место в общей логике — первые 1-3 дня: от заезда до организационного оформления отряда и открытия смены. Краткий девиз «Удивление! Темп! Разнообразие!». Задачи: § Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями. § Создать условия для раскрытия способностей каждого. § Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива. § Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд. § Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность. Основное содержание: игры на знакомство; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление вожатского отряда. Основные итоги. К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно. Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены. Позиция вожатого. Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора.
Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами. Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Мажор! Дружба!». Задачи: § Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества. § Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления. § Создавать и укреплять внутриотрядные традиции. § Заботиться о сплочении детского коллектива. Основное содержание: работать по плану дружины, отряда; игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских. Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть. Позиция вожатого. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.
Место в общей логике — последние 2-4 дня перед отъездом. Краткий девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!». Задачи: § Создать атмосферу дружеского прощания. § Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда. § Подвести итоги смены. § Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым. Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт вожатых. Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность отрядов вожатых, вручены награды и прощальные сувениры. Позиция вожатого. Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием. Тренинг лидерство БЛОК «ЛИДЕРСТВО» 10.40- 11.50. Представление о лидерстве
Материал: бумага формата А4, карандаши. Каждому участнику предлагается нарисовать протрет лидера и написать 3 качества, характеризующие лидера. Затем участники вывешивают свои портреты на стену, им предлагается посмотреть результат.
Группа делится на подгруппы по 7-8 человек. Каждой подгруппе предлагается в течение 15 мин. написать качества присущие лидеру. Затем группы презентуют результаты (5 мин.) в режиме обсуждения.
Каждому участнику предлагаются выразить свое отношение к следующим высказываниям: § Лидерами не рождаются, лидерами становятся; § Став лидером, остаешься им навсегда; § У лидеров нет часов работы; § Современный мир технологий не нуждается в лидерах, он нуждается в грамотных управленцах. Если они согласны они занимают позицию «Да», если не согласны уходят в сторону «Нет». В процессе дискуссии каждый из участников высказывает свою точку зрения. У участников в процессе обсуждения есть возможность поменять свою точку зрения и прейти на противоположную сторону.
БЛОК «КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ» 15.05 – 15.25 – Представление о понятии «Команда» 1. Мозговой штурм – 5 мин Группа делится на подгруппы, обсуждает и высказывает свое предположение «Команда – это…»
К – коммуникации и взаимоотношения (эффективные) О –общие цели и ценности М - моральный настрой А – атмосфера признания или уважения Н – наличие внутренней энергии Д – достижения результаты при оптимальном производительности А- абсолютная гибкость. 3.Упражнение «Пирамида» - 15 мин.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.008 с.) |