Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое и социальное государство в РФ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания гос.власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. (Малько, Матузов) Правовое государство – организационно-правовая форма организации и деятельности публичной власти, раскрывающая характер ее взаимоотношений со всеми субъектами права. Признаки правового гос-ва: 1. Господство права (а не верховенство закона!), ибо право и закон – разные вещи! 2. Всесторонняя защита прав личности 3. Взаимная ответственность государства (его долж.лиц) и граждан 4. Государство (в лице долж.лиц его органов) не столько издает законы и следит за исполнением (карательная функция), сколько само связано законом (исполняет закон). Для гос.долж.лиц – разрешительный принцип, для всех остальных – дозволительный. 5. Активная борьба с правонарушениями 6. Необходимая предпосылка – Высокий уровень правосознания и правовой культуры! 7. Необходимая предпосылка – Формирование гражданского общества. 8. Все нормативно-правовые акты нижестоящие должны соответствовать нормативно-правовым актам более высокого уровня. Господство правового закона в системе правовых актов. 9. Законо - содержательность - законы должны быть написаны ясно, понятно (и для рядового гражданина), юридическим языком 10. В правовом государстве должен быть принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом". Данный принцип регулирования общественных отношений действует для всех граждан. Но в отношении государственных органов, государственных учреждений, должностных лиц должен действовать принцип "разрешено то, что прямо разрешено". 11. Признак взаимной ответственности государства и права. 12. Связанность государства правом. Государство в своих действиях должно исходить из требований права, из круга полномочий, которые закреплены за каждым должностным лицом. 13. Необходимо наличие в обществе эффективных и надежных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных принципов. 14. Правовое государство формируется только на основе принципа разделения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или одного гос. органа. Это разделение необходимо на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном. 1) Функциональный - чтобы была обеспечена свобода, необходимо функцию принятия решений о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения. 2) Институциональный - институты, которые принимают решения и осуществляют их, должны быть разграничены на уровне государственных органов, т.е. должны быть отдельные органы власти - законодательные, исполнительные, судебные. 3) Персональный - означает, что функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты законодательного органа не могут участвовать в деятельности исполнительных органов (у нас это последовательно проведено на уровне Федерации). Очень важна система сдержек и противовесов - контроль. 15. В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращения попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
Правовое государство помимо своих специфических признаков и черт обладает общеродовыми признаками, характерными и для неправовых государств: 1. правовое государство обладает публичной властью. Выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества. 2. располагает специальным аппаратом управления и принуждения 3. располагает разветвленной системой юридических средств. 4. правовое государство обладает суверенитетом. Социа́льное госуда́рство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Понятие "социальное государство" впервые употребил в 1850 г. Л. фон Штайн. Он включил в перечень функций государства "поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти". Государство, согласно Штайну, "обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве". В качестве современных примеров наиболее полной реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавии (т. н. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду и Новую Зеландию. Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод. Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму.
Понятие права, его признаки и определение. Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько). В понимании права отображаются изменения в представлении людей об обществе, его критериях, культурных, духовных ценностях, представлениях об обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представления людей о праве. Многочисленные по форме и существу представления о праве опираются на общественную основу: право всегда определяет порядок в обществе. Правовые школы: 1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей; 2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения; 3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы. Все школы отдают приоритет одной из категорий. Особую точку зрения представляют классики марксизма: право – это явление вторичное, обусловленное материальной жизнью общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволяло тесно связать государство и право на их классовой основе и превратить в инструмент классовой борьбы. Классовое определение права хорошо соответствовало идеям классов. После победы коммунизма право – это типичный элемент буржуазной жизни и будет отмирать. В нашей стране право использовалось для подавления собственного народа. В современных условиях в праве нужно видеть инструмент социального компромисса. Отход от понимания права как классового достояния. Нормативная школа. Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму. Социальная школа. Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – то, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления. Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс. Идеологическая школа. Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти. Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой. Долгое время господствовала нормативная школа, так как она соответствовала требованиям административно-командной системы. В настоящее время – идеи нравственного обоснования права, различие права и закона. Возникает вопрос – одни считают, что право составляют те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получили нормативное, законодательное закрепление. Это правовой закон. Другие авторы говорят о том, что нормативность права не требует обязательного законодательного закрепления, возможно и дозаконодательное право. Учитывая эти взгляды и школы, в поисках истины нужно исходить из того, что в праве искать средства координации различных общественных институтов, нахождения социальных компромиссов. Формулировку правопонимания необходимо искать в обобщении поиска различных школ, синтезированном решении. По своей сущность право призвано отражать идеал справедливости. Этот тезис не может быть доказан только логическими положениями. Справедливость – это одна из гуманнейших идей человечества. Идеалы справедливости связанны со свободой, равенством, поэтому справедливость полностью отражает и реализует общечеловеческие идеалы. Но справедливость шире права. Специфика права, как социального явления, заключается в том, что она призвана привнести порядок в общественные отношения. Те идеи, которые должны быть нормативно закреплены, стали правом. Остальные – за его пределом. Право – нормативно закрепленная справедливость. Если понимать право как нормативно закрепленную справедливость то государство первично, т.к. закрепление исходит от государства. Не все нормы исходящие от государства есть право, т.к. право – это справедливые нормы. Поэтому с точки зрения государства право первично по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государство и право вместе, хотя и по-разному обслуживает общество. Общество через государство и с его помощью формирует право. Необходимо определить справедливость, которая должна характеризуется простотой и доступностью, чтобы этим понятием можно было оперировать как показателем подлинного, справедливого закона. Справедливость – это обеспечение интересов и прав человека. Такое понимание хорошо соотносится с правовым регулированием установлением прав и обязанностей участников отношений. Право выступает регулятором общественных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.236 (0.007 с.) |