Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое и социальное государство в РФ.

Поиск

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания гос.власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. (Малько, Матузов)

Правовое государство – организационно-правовая форма организации и деятельности публичной власти, раскрывающая характер ее взаимоотношений со всеми субъектами права.

Признаки правового гос-ва:

1. Господство права (а не верховенство закона!), ибо право и закон – разные вещи!

2. Всесторонняя защита прав личности

3. Взаимная ответственность государства (его долж.лиц) и граждан

4. Государство (в лице долж.лиц его органов) не столько издает законы и следит за исполнением (карательная функция), сколько само связано законом (исполняет закон). Для гос.долж.лиц – разрешительный принцип, для всех остальных – дозволительный.

5. Активная борьба с правонарушениями

6. Необходимая предпосылка – Высокий уровень правосознания и правовой культуры!

7. Необходимая предпосылка – Формирование гражданского общества.

8. Все нормативно-правовые акты нижестоящие должны соответствовать нормативно-правовым актам более высокого уровня. Господство правового закона в системе правовых актов.

9. Законо - содержательность - законы должны быть написаны ясно, понятно (и для рядового гражданина), юридическим языком

10. В правовом государстве должен быть принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом". Данный принцип регулирования общественных отношений действует для всех граждан. Но в отношении государственных органов, государственных учреждений, должностных лиц должен действовать принцип "разрешено то, что прямо разрешено".

11. Признак взаимной ответственности государства и права.

12. Связанность государства правом. Государство в своих действиях должно исходить из требований права, из круга полномочий, которые закреплены за каждым должностным лицом.

13. Необходимо наличие в обществе эффективных и надежных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных принципов.

14. Правовое государство формируется только на основе принципа разделения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или одного гос. органа. Это разделение необходимо на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном.

1) Функциональный - чтобы была обеспечена свобода, необходимо функцию принятия решений о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения.

2) Институциональный - институты, которые принимают решения и осуществляют их, должны быть разграничены на уровне государственных органов, т.е. должны быть отдельные органы власти - законодательные, исполнительные, судебные.

3) Персональный - означает, что функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты законодательного органа не могут участвовать в деятельности исполнительных органов (у нас это последовательно проведено на уровне Федерации). Очень важна система сдержек и противовесов - контроль.

15. В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращения попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

 

Правовое государство помимо своих специфических признаков и черт обладает общеродовыми признаками, характерными и для неправовых государств:

1. правовое государство обладает публичной властью. Выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.

2. располагает специальным аппаратом управления и принуждения

3. располагает разветвленной системой юридических средств.

4. правовое государство обладает суверенитетом.

Социа́льное госуда́рство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Понятие "социальное государство" впервые употребил в 1850 г. Л. фон Штайн. Он включил в перечень функций государства "поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти". Государство, согласно Штайну, "обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".

В качестве современных примеров наиболее полной реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавии (т. н. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду и Новую Зеландию.

Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод. Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму.

 

Понятие права, его признаки и определение.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

В понимании права отображаются изменения в представлении людей об обществе, его критериях, культурных, духовных ценностях, представлениях об обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представления людей о праве. Многочисленные по форме и существу представления о праве опираются на общественную основу: право всегда определяет порядок в обществе.

Правовые школы:

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Все школы отдают приоритет одной из категорий.

Особую точку зрения представляют классики марксизма: право – это явление вторичное, обусловленное материальной жизнью общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволяло тесно связать государство и право на их классовой основе и превратить в инструмент классовой борьбы. Классовое определение права хорошо соответствовало идеям классов. После победы коммунизма право – это типичный элемент буржуазной жизни и будет отмирать. В нашей стране право использовалось для подавления собственного народа.

В современных условиях в праве нужно видеть инструмент социального компромисса. Отход от понимания права как классового достояния.

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – то, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления. Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти.

Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой.

Долгое время господствовала нормативная школа, так как она соответствовала требованиям административно-командной системы. В настоящее время – идеи нравственного обоснования права, различие права и закона. Возникает вопрос – одни считают, что право составляют те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получили нормативное, законодательное закрепление. Это правовой закон. Другие авторы говорят о том, что нормативность права не требует обязательного законодательного закрепления, возможно и дозаконодательное право. Учитывая эти взгляды и школы, в поисках истины нужно исходить из того, что в праве искать средства координации различных общественных институтов, нахождения социальных компромиссов. Формулировку правопонимания необходимо искать в обобщении поиска различных школ, синтезированном решении.

По своей сущность право призвано отражать идеал справедливости. Этот тезис не может быть доказан только логическими положениями.

Справедливость – это одна из гуманнейших идей человечества. Идеалы справедливости связанны со свободой, равенством, поэтому справедливость полностью отражает и реализует общечеловеческие идеалы. Но справедливость шире права. Специфика права, как социального явления, заключается в том, что она призвана привнести порядок в общественные отношения. Те идеи, которые должны быть нормативно закреплены, стали правом. Остальные – за его пределом.

Право – нормативно закрепленная справедливость. Если понимать право как нормативно закрепленную справедливость то государство первично, т.к. закрепление исходит от государства. Не все нормы исходящие от государства есть право, т.к. право – это справедливые нормы. Поэтому с точки зрения государства право первично по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государство и право вместе, хотя и по-разному обслуживает общество. Общество через государство и с его помощью формирует право.

Необходимо определить справедливость, которая должна характеризуется простотой и доступностью, чтобы этим понятием можно было оперировать как показателем подлинного, справедливого закона. Справедливость – это обеспечение интересов и прав человека. Такое понимание хорошо соотносится с правовым регулированием установлением прав и обязанностей участников отношений.

Право выступает регулятором общественных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.236 (0.007 с.)