Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук.

Поиск

Методология теории государства и права. Общенаучные и частные методы в изучении государства и права.

Методология (в широком смысле) – система элементов, которые вырабатывают подходы к изучению; совокупность методов изучения.

Элементы методологии ( Малахов):

1. Система уже сложившихся знаний: (может иметь как положительные, так и отрицательные значения: важно не зацикливаться на уже известном, а из известного вывести что-то новое).

2. Концептуальная идеяисходное суждение о предмете, его программные положения, предположения.

3. Парадигма – совокупность теоретическихпредпосылок, которые имеют место в данное время и признаются большинством ученых. Они определяют конкретные научные изучения.

4. Природа формы постижения явления (предмета).

5. Методологические принципы – мыслительные предпосылки, познавательныеалгоритмы теоретического постижения предмета. Помогают исследователю сконструировать определенную теоретическую модель. Группы принципов.

 

А) Принципы, которые позволяют различать в общественном объекте конкретный предмет, а в конкретном предмете его элементы.

-Принцип историзма – позволяет образовывать теорию в изучении права в его событийно – хронологическом аспекте, поэтапно.

-Формационный подход – может выделить сущность права в аспекте экономико – политических отношений, сущность права связывается с отношениями в экономике, политике, которые являются определяющими. Выделяют волевую сторону сущности права, воля как способность навязывать мнение.

-Цивилизованный подход – позволяет связать явление с национальными особенностями, культурой.

Б)Методы познания – различные приемы, способы изучения исследуемого предмета.

Виды методов:

общие - распространяются на многие науки и все разделы и стороны данной науки,

частные - используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон науки.

Общие методы изучения ТГП

1. Метафизика и диалектика.

Исторический материализм представляет собой распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики, все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. Они изучаются не в статике, а в динамике, развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, борьбы противоречий между старым и новым, между отживающим и нарождающимся, отрицания в общественной жизни, с которыми связаны возникновение, развитие и функционирование государства и права.

Некоторые авторы (Корельский, Перевалов) отдельно выделяют материалистический подход (сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами) и диалектический метод (учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания).

2. Исторический и логический методы.

Исторический метод характеризуется конкретно-историческими, историко - эмпирическими формами изложения материала,

Логическийабстрактно-теотретические формы изложения материала.

Наука исследует государство и право не в статике, напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции.

3. Анализ и синтез – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части воссоединение

целого из частей. Условие всестороннего познания государства и права – многогранность их анализа. Расслоение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений.

Синтез – процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

5. Системно-структурный или системный метод (Матузов, Малько относят данный метод к числу частных) – это совокупность методологический подходов, приемов и принципов изучения государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из следующего:

6. Метод сравнения (Марченко)

Частные методы изучения ТГП

1. Функциональный метод (выделяют Матузов, Малько) используется для выделения в государственно правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в ТГП при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и др. государственно-правовых явлений.

2. Статистический метод основывается на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений.

Статистические исследования включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение, сводную обработку статистических данных; анализ.

3. Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мысленного воспроизведения исследуемых объектов. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

4. Метод конкретно-социологический исследований. Для успешного проведения исследований в области государства и права используются разнообразные приемы: анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов; наблюдение; обследование; устные и письменные опросы, анализ общественного мнения; методы математической и компьютерной обработки; эксперимент

5. Сравнительный методсопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

6. Формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. Он применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и др.

7. Метод выработки правовых решений

8. Метод толкования норм права.

Рассмотренные общие и частные методы изучения ТГП применяются комплексно, в тесной связи между собой.

 

Общие причины (закономерности) возникновения государства и права.

Экономическая (марскистская, материалистическая) теория.

Это причины разложения первобытно-общинного строя (общества).

Из них выделяют 2 большие группы:

Социально-экономические

а) крупное общественное разделение труда

-отделение скотоводства от земледелия (разделение труда внутри с/х-ва)

-отделение ремесла от скотоводства и земледелия (разделение труда между с/х-вом и)

б) появление класса купцов – занятых не на производстве, а только на продаже.

Это можно понимать как общественную специализацию труда.

Люди занимаются одним и тем же èулучшаение орудий труда èповышение производительности труда èпоявление прибавочной стоимости è появление частной собственности.

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономики (производить столько сколько потребляешь) к производящей экономике (производить столько, сколько можешь продать).

Социально-политические

а) раскол на классы = собственников и не-собственников

б) недовольство многих сложившимся положением

в) необходимость в создании аппарата удержания и подавления

Экономическая теория опиралась на опыт

Причины и условия возникновения государства и права. С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. У общества возникла необходимость в силе, которая бы держала общество в границах порядка. Государство было рождено обществом, но при этом, все более от него отчуждается.

На современном этапе считается, что возникновение государства и права связанно с развитием производства. Следует также добавить, что причиной зарождения государства и права является и воспроизводство человека. Запрет на инцест (табу) вызвал необходимость появления суровых мер к его нарушителям направленных на сохранение рода (семьи) и появления специальных родовых органов их реализующих. Эти органы также развивали связи с другими родами для взаимообмена женщинами.

В тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе. Только в общине можно было успешно охотиться.

Основной формой социальной организации был род. Разделение труда обусловлено половозрастным характером. Мужчины, женщины, старики, дети имели свое поле деятельности. На ранних стадиях семья была полигамна. Родословная велась по материнской линии, мать ребенка была известна, а отец – нет. Материнский род был не территориальной, а кровнородственной организацией. Женщина в условиях матриархата занимала главенствующее положение в семье и обществе. Женщины были даже вождями.

Чем суровее условия для существования, тем сплочение коллектив. Когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его добыча считалась общей и делилась между всеми членами рода. Наиболее эффективной властной структурой коллектива было народное собрание. Оно решало наиболее существенные вопросы, а также выполняло судебные функции. Решения собрания были общеобязательны для всех членов рода. Также властью наделялись и советы старейшин (для предварительного обсуждения вопросов, которые будут обсуждаться на общем собрании), а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы.

Старейшины, военачальники – первые среди равных. Существенными для избрания качествами были: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, объем познаний. Старейшины почти не обладали властными полномочиями, приняв решение, они склоняли к нему волю членов общины. Они трудились вместе со всеми, выполняя наиболее сложную, трудоемкую работу.

Обмен женщинами между родами предполагает существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными семейными связями. Такие дружественные общины осуществляли совместную трудовую деятельность, требующую большое количество участников (фрахтия, курия). Позже происходит более крупное объединение родов, с едиными органами управления – племена и союзы племен.

Изменение климатических условий привело к исчезновению крупных животных, с чем отпала необходимость в участии большого числа в охоте. Появились небольшие кочевые семейные группы, которые мигрировали со стадами мелких животных. Кочевавшие по соседству семьи основали общины из разных родов.

Уменьшение животной биомассы привело к тому, что питательный рацион был расширен за счет растительности. Возрастающее численность населения привела к тому, что племена уже не могли кочевать, не конфликтуя с соседями. По этим причинам некоторые племена занимались преимущественно земледелием. В некоторых районах племена заметили, что разводить и одомашнивать скот выгоднее, чем на них охотиться, в том числе, за счет того, что появились дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д.

1-ое крупное разделение труда – люди стали специализироваться. Переход от присваивающе-потребительской к производящей экономике изменило все систему социальных отношений. Занятие земледелием и скотоводством не требовало коллективного труда – возросло значение индивидуального труда. Труд был связан с все большими нагрузками, что явилось причиной роста значения мужского труда. Впервые появляется избыточный продукт, который мог свободно отчуждаться. Возникшая парная семья приобретает автономность. Появляется «родной отец», который является главой семьи и собственником имущества семьи. Матриархат сменяется патриархатом.

2-ое крупное разделение труда – ремесло выделилось в отдельное производство. Это было вызвано специализацией труда, сопровождавшееся совершенствованием орудий труда.

3-е крупное разделение труда связано с систематическим обменом пищевыми и ремесленными изделиями – результатом труда. Это стало одним из видов деятельности – появление купцов.

Наряду с общей собственностью, полученной от предков (земля), появилась частная собственность – созданная личным трудом. Основная часть частной собственности принадлежала лицам, обладающим властью. Это было обусловлено необходимостью осуществления управленческой функции. Позже последняя усложнилась, а численность племенной верхушки увеличилась. Власть все больше отделяется от общества, приобретая полномочия и новые возможности. Она начинает по своему усмотрению распоряжаться средствами производства, находящимися в общей собственности.

Община выступила против роста влияния властных органов. Однако этому помешала одна историческая закономерность. Увеличение объема производства потребовало дополнительной рабочей силы. Эта задача решалась с помощью набегов и обращения завоеванных в рабство.

Таким образом, переход к производящей экономике и возникновение частной собственности стали несовместимыми с первобытно общинной организаций общества. Это дало толчок появлению государства как особой организацией общества, стоящей над ней и регулирующее процессы в обществе с позиций различных социальных групп.

В теории отмечаются также переходные предгосударственные форма организация общества, одной из которых является «военная демократия» (Л. Морган). Ей свойственно появление новых структур в лице военачальника и его дружины, которые обладали инструментами принуждения и подавления. Их появление связанно с тем, что родовая организация самоуправления не могла более разрешать возникающие противоречия.

Основные причины возникновения государства:

1. необходимость совершенствования управления обществом;

2. необходимость организации крупных общественных работ;

3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

4. необходимость поддержания в обществе порядка;

5. необходимость ведения войн: оборонительных, завоевательных.

Признаки государства

1. Это ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ. Все характеризуется тем, что объединяет людей по территориальному признаку.

2. ПУБЛИЧНОСТЬ ВЛАСТИ (группа людей призванных только управлять, оторванных от общества, противостоять как отдельная сила). Иногда говорят особая публичная власть. Любая власть состоит из:а) воли;б) сила, как способ реализовать власть

Особенность публичной власти – группа людей призванных только управлять. Это группа оторвана от общества, противостоять как отдельная сила.Выражает интересы части общества. Поэтому для реализации воли государство вынуждено опираться на организованном принуждении.

3. СУВЕРЕНИТЕТ. Государство – суверенная организация. Суверенитет составляет: а) власть верховная; б) независимая от других государств; в) самостоятельна в принятии решений.

4. НАЛИЧИЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ. Наличие законодательства – необходимый атрибут государственности (общеобязательные правовые нормы).

5.СУЩЕСТВУЮЩАЯ ЗА СЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. Государство – разряд людей только управляющих, оторванных от материального, то есть существование материальной основы деятельности людей – налоги. Государство демократическое, когда человек не средство, а цель. Поэтому главная функция – защита прав человека, его свобод и достоинства.

Признаки, отличающие государство от догосударственной и негосударственной организаций:

Наличие выделенного из общества и стоящего над ним аппарата власти и управления.

Наличие аппарата принуждения

Разделение населения по территориальным единицам. Суверенитет. Займы и налоги.Наличие населения.

7. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

9. Государство издает законы и подзаконныеакты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, а нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

Формационный подход

В качестве критерия предлагается общественно-экономическая формация. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений.

Для определения типа государства необходимо ответить на 3 вопроса:

•Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство

•Орудием какого класса оно является

•Каково социальное назначение данного государства

ОЭФ:1) базис. - производственные отношения - производительные силы

2) надстройка. - Политико-правовые идеи, взгляды, теории, концепции; - на их основе – политико-правовые общественные отношения;- учреждения, институты, в т.ч. государство и право.

Все надстроечные отношения в конечном счете определяются экономическими отношениями – базисом. Экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения и потребления – составляют объективную основу развития общества. Характеризуя их взаимосвязь, установили следующие закономерности:

1) закон соответствия уровня развития производительных сил характеру производственных отношений. Если производственные отношения дают простор для развития производительных сил – прогрессивное развитие, но на определенном этапе эти производственные отношения и их система могут становиться тормозом для развития производительных сил, требуется смена этих производственных отношений, смена способа производства основы этой ОЭФ, смена всех институтов, в т.ч. государства и права.

2) эта смена осуществляется в процессе социальной революции. Система органически сочетает в себе элементы эволюционного и революционного развития.

Типология должна отразить закономерности, лежащие в основе перехода от одного типа к другому. Процесс восходящий, закономерный.

Государства:

1) рабовладельческое

2) феодальное

3) буржуазное

4) социалистическое.

Первой формацией считается первобытнообщинная, добавляется азиатский способ производства.

Плюс:

- исторический подход к смене различных типов государственности и пониманию социально-экономических факторов, поскольку экономическая основа и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

Минус:

1) прямолинейность и запрограммированность смены одних типов государств другими.

2) отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметами классификации вместо государства является общественный строй.

3) в данную типологию не укладываются т.н. переходные государства.

В рамках этой типологии выделяют государства капиталистической и социалистической ориентации. В эту типологию не укладываются и государства, возникшие на т.н. азиатском способе производства.

Цивилизационный подход

В основе данного подхода к типологии государства выступают такие факторы цивилизации как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. Такими видными представителями данного подхода являются Тойнби, Ростоу.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами. Так, по мнению Тойнби, цивилизация есть не что иное, как объединенный тип человеческого общества, вызывающими определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры. По его мнению, в ходе исторического развития сложились цивилизации, которым соответствуют определенные типы государственности. В соответствии с периодами исторического развития различают 3 типа цивилизаций:

1) древние локальные (древнеегипетская, шумерская и др.)

2) особенные (индийская, китайская, православная, западноевропейская и т.д.)

3) современные цивилизации.

По характеру организации государственно-правовых институтов различают первичные и вторичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (например, древнеегипетские) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. В этих первичных цивилизациях различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в т.ч. европейские государства выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской и религиозной властью церкви. В рамках этой типологии существуют и другие классификации (например, по периодам исторического развития различаются такие типы как античные, средневековые и современные). Однако, анализируя данную классификацию, юрист Чистяков замечает, что эти авторы используют маленькую хитрость, подменяя прежние формации новыми цивилизациями и у них рабовладельческое общество становится античным, феодальное – средневековым, а буржуазное – современным. Замечает, что такое новшество мало что дает для науки.

Надо сказать, что современный период в рамках этой типологии выделяется в теории стадий экономического роста, автор которой известный американский социолог и политический деятель Ростоу. Согласно этой теории, призванной по мнению самого автора бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории и все общества по экономическому развитию, по его мнению, отнести к одной из пяти стадий. Это:

1) традиционное общество (преобладание с/х)

2) переходное общество, которым закладываются основы преобразований (закладываются основы для сдвига в области обрабатывающей промышленности)

3) общество, переживающее процесс сдвига (взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве).

4) созревающее общество (устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения).

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления. (Период высокого уровня массового потребления, в которой ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг). Общество (государство) всеобщего благоденствия.

В рамках этого подхода существуют и иные классификации. Культурный фактор обуславливает взаимопроникновение всего лучшего коллективного, что было достигнуто в развитии общества в различных социально-экономических системах.

Плюс: внимание культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Минус: недооценка социально-экономических факторов, а также существование множества критериев и несовпадающих классификаций. Все сторонники не могут найти единого понятия «цивилизация».

Политико – правовой подход.

Согласно этому подходу, критерием типологии государства являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты граждан. В соответствии с указанным критерием, выделяют 3 типа государства:

Сословный тип.

Законодательно закрепляется и защищается неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословий. Этому типу соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Цивилизованное государство.

Суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения. Русские юристы этот тип называли культурным типом (является правовым, а по своей сущности – социальные).

 

Феодальный тип государства.

а) монархия (получила широкое распространение) – раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная.

б) аристократическая республика (встречалась довольно редко). Городской характер. Каждый город-республика имел свою территорию, суверенную власть и денежную систему, войско, городские трибуналы, управленческий аппарат.

Буржуазный тип государства.

а) монархия стала в значительной степени отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

б) республика стала наиболее распространенной формой правления. Две разновидности:

- парламентская (характеристику видов республик см. вопрос о форме правления)

- президентская

Феодальный тип государства

а) абсолютистский

б) режим «феодальной демократии»

в) клерикально-феодальный

г) милитаристско-полицейский

Монархия.

Монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства,и законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Юридические свойства монархии:

1. во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России).

2. монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву

3. пожизненное и бессрочное пользование властью

4. в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти

5. монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования

6. монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа

7. на международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство

8. за результаты своей деятельности монарх не несет юридической ответственности

9. монарх получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Существуют 2 формы монархии:

1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.

Основной признак абсолютной монархической формы правления – это отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами

а) дуалистическая – Австро-Венгрия в 19-20 веке. (Государственная власть носит двойственный характер, она фактически и юридически разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Управление страной осуществляет монарх, перед которым несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

б) парламентарная – Япония, Великобритания, Австралия, Испания, Швеция, Норвегия и др. (монарх – номинальный глава государства, такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Существует институт контрасигнатуры, который означает, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в пять лет. Может быть сословно-представительная монархия - влияние представительного органа (в Англии влияют финансы), конституционная монархия - очень близко к парламентской республике.

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним,

2) Президент - глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов),

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика (Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента),

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) главой исполнительной власти является Премьер-министр,

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

-Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему

-Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти

-Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью

-Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни

-Отрицание идеи разделения властей

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.

4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.013 с.)