Представительное государство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительное государство.



Законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право равных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенство тем, кто не обладает соответствующими финансовыми возможностями и наличием необходимых связей в обществе.

Цивилизованное государство.

Суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения. Русские юристы этот тип называли культурным типом (является правовым, а по своей сущности – социальные).

 

Понятие формы государства, ее элементы. Факторы, определяющие многообразие форм государства.

Рассматривая понятие формы государства, необходимо исходить из того, что:

а) форма является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства

б) форма не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями государства. В частности, форма государства имеет непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания.

Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.

Существуют разные точки зрения на понятие «форма государства».

1. Форма государства в узком смысле (только форма правления)

2. Форма государства в широком смысле (совокупность формы правления и формы государственного устройства, политический режим рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства).

Также существует точка зрения, согласно которой следует различать:

1. внутреннюю форму государства (разновидность политического режима)

2. внешнюю форму государства (конкретная организация политической власти, совокупность форм правления и государственного устройства).

Государство предлагается рассматривать как:

1. функциональная (динамическая) система (в этом случае под формой государства понимается политический режим)

2. организационная (статическая) система (форма правления и форма государственного устройства).

Определение формы государства: организация государственной власти, неразрывно связанная с ее сущностью и социальным назначением (Парфенов). Сущность и социальное назначение – основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм - монархия, буржуазия - республика).

В рамках одного и того же исторического типа мы можем видеть многообразие форм. В рабовладельческом государстве – республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена – президентские, парламентские республики, ограниченная монархия.

Факторы, определяющие разнообразие форм:

1. Экономический уровень - это главное, в конечном счете.

2. Непосредственные факторы:

а. Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия).

б. Степень остроты политической борьбы.

в. Национальные и культурные традиции.

Исследование государственно-правовых форм осуществляется в 3-х аспектах:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Политический (государственно-правовой) режим

Эти аспекты дают возможность увидеть не только основные принципы организации государственной власти, но и принципы функционирования. Нельзя сказать, что какой-то элемент является доминирующим. Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. В отдельные исторические периоды на первый план могут выходить те или иные элементы (в данный исторический момент для нас - форма государственного устройства).

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок ее образования, структура, компетенция и взаимоотношения между собой. Она определяет основные принципы организации высших органов власти.

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти.

Политический режим – совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Эти методы принуждения, убеждения, поощрения, законности. В зависимости от преобладания тех или иных методов, различают демократические и недемократические режимы.

Исторический тип – совокупность типичных признаков, свойственных всем гос-вам, находящимся в пределах одной экономической формации. (Парфенов)

Данная категориявыработана сторонниками формационного подхода. Для одного исторического типа характерна одна экономическая, правовая, культурная основа, которая определяет основные принципы организации власти, т.е. формы государства.

1. Основными формами правления рабовладельческого государства являлись:

1. Монархия (восточные деспотии, где монарх – крупный собственник и обожествляется; Рим - существование на первых стадиях развития наряду с монархическими институтами ряда республиканских институтов и учреждений).

2. Аристократическая республика. Решения народного собрания утверждаются сенатом.

3. Демократическая республика. Высшие органы власти формируют широкие слои населения. Народное собрание и Совет пятисот.

Феодальный тип государства.

а) монархия (получила широкое распространение) – раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная.

б) аристократическая республика (встречалась довольно редко). Городской характер. Каждый город-республика имел свою территорию, суверенную власть и денежную систему, войско, городские трибуналы, управленческий аппарат.

Буржуазный тип государства.

а) монархия стала в значительной степени отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

б) республика стала наиболее распространенной формой правления. Две разновидности:

- парламентская (характеристику видов республик см. вопрос о форме правления)

- президентская

Социалистический тип государства.

Форма правления – только республика (социалистическая).

Политический режим. (Лазарев)

Рабовладельческий тип государства

а) деспотический

б) теократически-монархический

в) аристократический

г) олигархический

Феодальный тип государства

а) абсолютистский

б) режим «феодальной демократии»

в) клерикально-феодальный

г) милитаристско-полицейский

Капиталистический тип государства.

а) либеральный

б) буржуазно-демократический

в) бонопартистский

г) военно-полицейский

д) фашистский

Социалистический тип государства.

а) народно-демократический, общенародный политический режим

б) авторитарный

в) тоталитарный

г) режим рабоче-крестьянской диктатуры.

Формы правления государства.

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок их образования, структура, компетенция, длительность их полномочий и взаимоотношения между собой, с населением, степень участия населения в их формировании. Она определяет основные принципы организации высших органов власти.

Основными формами в соответствии с принципами подданства или гражданства являются монархия и республика. Формы правления различаются в зависимости от тог, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Монархия.

Монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства,и законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Юридические свойства монархии:

1. во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России).

2. монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву

3. пожизненное и бессрочное пользование властью

4. в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти

5. монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования

6. монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа

7. на международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство

8. за результаты своей деятельности монарх не несет юридической ответственности

9. монарх получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Существуют 2 формы монархии:

1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.

Основной признак абсолютной монархической формы правления – это отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами

а) дуалистическая – Австро-Венгрия в 19-20 веке. (Государственная власть носит двойственный характер, она фактически и юридически разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Управление страной осуществляет монарх, перед которым несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

б) парламентарная – Япония, Великобритания, Австралия, Испания, Швеция, Норвегия и др. (монарх – номинальный глава государства, такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Существует институт контрасигнатуры, который означает, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в пять лет. Может быть сословно-представительная монархия - влияние представительного органа (в Англии влияют финансы), конституционная монархия - очень близко к парламентской республике.

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним,

2) Президент - глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов),

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика (Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента),

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) главой исполнительной власти является Премьер-министр,

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

-Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему

-Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти

-Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью

-Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни

-Отрицание идеи разделения властей

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.

4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.052 с.)