Юридические факты (понятие, виды, значение). Фактический состав. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические факты (понятие, виды, значение). Фактический состав.



Юридические факты – условия, с которыми правовые нормы связывают в/и/п правоотношений.

Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки юридических фактов:

1. представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты

2. определяются в нормах права, точнее, в их гипотезах

3. служат непременным условием возникновения, изменения или прекращения правоотношений

4. влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений

5. обеспечиваются государственным принуждением.

Классификация юридических фактов:

1. По волевому признаку

1) действия – юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений

· правомерные действия – выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызвать своими действиями наступление юридических последствий или не вызывать, правомерные действия делятся на:

- юридические акты – это такие действия, которые совершены с целью добиться конкретного правового результата (заключение гражданско-правовой сделки или трудового договора, вступление в брак).

- юридические поступки – такие правомерные действия, которые не преследуют правовых целей, но объективно, независимо от воли и намерений субъекта, порождают правовые последствия (создание литературного произведения или изобретения является актом творчества, но в результате возникают авторские права).

Юридические акты и юридические поступки могут быть формальными (для возникновения правовых последствий достаточно самих действий) и результативными (если правовые последствия порождаются не самими действиями, а их результатами).

· неправомерные действия – это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления.

- правонарушения (делятся на преступления и проступки)

- объективно противоправные деяния (не влекут юридической ответственности).

2) события – такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (различные стихийные бедствия, истечение определенного срока, достижение установленного законом возраста, естественная смерть лица и др.). Перечисленные события являются абсолютными. Лазарев выделяет также относительные события – они вызваны поступками и действиями людей, которые не становятся участниками возникающего правоотношения.

 

2. По последствиям

- правообразующие (вызывают возникновение правоотношений)

- правоизменяющие (изменяют правоотношение, например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами)

- правопрекращающие (обусловливают прекращение правоотношений).

 

3. По структуре

- простые (элементарные юридические факты)

- сложные (фактические составы), когда для возникновения определенного правоотношения требуется не одно, а несколько условий, совокупность фактов.

а) по принципу независимого накопления элементов состава (простая совокупность)

б) по принципу последовательного накопления элементов, юридические последствия наступают в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

 

Особое место среди юридических фактов занимают правовые состояния – это длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношение с другими людьми (например, гражданство, болезнь, трудовой стаж и др.).

 

Правотворчество, его формы и принципы. Стадии правотворчества.

Правотворчество ­– процесс возведения в закон государственной воли.

Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):

узкая трактовка – только принятие актов, непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами

широкая трактовка – весь процесс, начиная с момента правотворческого замысладо практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование)

Правотворчество – это особого рода деятельность государственных (и муниципальных) органов по разработке и принятию норм права, процесс возведения в закон государственной воли. (Парфенов)

Признаки правотворчества (Парфенов):

1. Последняя стадия формирования права, в которой происходит воплощение правовых идей в нормы права;

2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам

предварительное санкционирование – государство сразу по определенному кругу вопросов разрешает негосударственным органам издавать нормы являющиеся правовыми;

последующие санкционирование – государство поручает разработать проект какой-либо организации, а проект утверждается органами государственной власти;

3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, то есть правило поведения, общественная характеристика. Рожденная норма содержит новое правило или отменяет действие прежнего правила или изменяет прежнее правило;

Общественная характеристика нормы:

• действует непрерывно, рассчитана, на неоднократное применение.

• субъекты не конкретизированы.

4. Это фиксирование каких-либо источников права, формулирование норм;

5. Одна из форм осуществления функции государства;

6. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.

Факторы, обуславливающие характер правотворчества (Парфенов):

Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений;

Социальная и национальная структура общества;

Внутриполитическая и внешнеполитическая программа;

• Господствующей в обществе идеологией и правосознанием;

Сущностью и формой государства;

Предыдущим развитием правовой надстройки.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права. (Парфенов).

1. Демократизм проявляется в:

• реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

• принятие законов путем референдума;

обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;

• действие принципа верховенства законов принятыми представительнымиорганами над всеми иными подзаконными актами;

опубликовании принимаемых актов;

• широкая гласность и открытость правотворческогопроцесса.

2. Научная обоснованность:

• использование научных методов и приемов при изучении общественныхявлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

• использование знаний юридических наук при составлении правовых актов, использование наработанных приемов и способов юридической техники;

• проведение научных экспертизпроектов нормативных актов;

экспериментальнаяпроверкаэффективности принимаемых норм права.

3. Объективность – нельзя игнорировать законы общественного развития

4. Принцип законности:

5. Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – все тщательно продумывать.

6. Профессионализм

7. Непрерывность Использование правового опыта (Пучков О.А.)

8. Связь с практикой (Пучков О.А.)

9. Планирование (Комаров С.А.)

10. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (Комаров С.А.)

Виды правотворчества

В зависимости от субъектного состава органов (Сенякин И.Н.):

• Правотворчество государственных органов

Санкционированное правотворчество

Референдум

В зависимости от субъектов правотворчества:

Законотворчество – правотворчество высших представительных органов

Подзаконное правотворчество

В зависимости от субъектов правотворчества (Комаров С.А.)

• Правотворчество государственных органов

Непосредственное правотворчество народа (референдум)

Совместное правотворчество гос. органов и общественных организаций

Делегирование полномочий

Санкционирование

По формам правотворчества (Парфенов):

• Издание НПА;

• Создание судебного прецедента;

• Принятие нормативных договоров двумя и более сторонами;

Санкционированные государством обычаи, которые существовали в обществе;

• Создание доктрин, научных теорий, которые становятся источниками права.

Классификация применительно к РФ (По субъектам правотворчества) (Парфенов):

1. Осущ-мое народом в целом (референдум):

Императивное

Консультативное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.014 с.)