Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осущ-мое федеральным органом РФ

Поиск

Законодательный орган гос. власти – Федеральное Собрание

Президент

Правительство

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Осущ-мое высшим судебным органом

4. Органы власти и управления субъекта РФ;

5. ОМСУ;

6. Руководящие органы государственных предприятий и учреждений;

7. Негосударственные органы (по делегированию);

8. Совместное правотворчество (коллективный договор, кол.соглашение, постановления ВЦИК, СНК)

Стадии правотворчества:

1. Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен)

2. Решение компетентного органа о выработке проекта,вообще о необходимости издания такого акта, о включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта НПА с его предварительным обсуждением

4. Рассмотрение проек та НПА в том органе, который уполномочен его принять

5. Принятие НПА

6. Доведение содержания НПА до его адресатов (опубликование)

 

Этапы (делящиеся на стадии) правотворческого процесса (Пучков О.А.):

1. Предпроэктный этап – выявление возникшей в обществе соц. проблемы, требующей урегулирования нормами права.

Этап принятия правотворческого решения

• Стадия внесения в правотворческий орган проекта НПА субъектом правотворческой инициативы

• Стадия рассмотрения проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа

• Стадия обсуждения законопроекта по палатам или на совместном заседании палат правотворческого органа

• Стадия принятия проекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении + подписание и обнародование текста НПА

Стадии правотворческого процесса (Комаров С.А.)

1. Первый этап – подготовка

• принятие решения о подготовке акта

подготовка текста НПА

обсуждение текста проекта НПА

согласование проекта

доработка проекта

2. Второй этап – принятие

внесение проекта на рассмотрение

обсуждение проекта

голосование проекта

подписание проекта

опубликование и доведение до адресата

 

Понятие и классификация подзаконных нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

Нормативно-правовой акт – документ, изданный компетентным органом и содержащий нормы права (Парфенов).

Признаки НПА:

1. издается компетентными органами (исходит от государства и выражает сбалансированную гос. волю)

2. принимается в определенном процессуальном порядке

3. содержит нормы права (основное содержание – типичные правовые предписания, обладающие юр. силой, устанавливающие единый гос.-властный порядок регулирования соц.-значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов).

4. строго определенная документально-письменная форма (символы, реквизиты), содержание структурировано, деловой стиль, специальная терминология

5. обладает юр. силой

6. обеспечен мерами гос. воздействия

 

Отличие от ненормативных актов (актов правоприменения, интерпретационных):

1) направлен на регулирование типичных, массовых отношений

2) неопределенное (многократное) количество применений

3) не персонифицированность

Парфенов: Указ Президента об очередном призыве на военную службу является нормативнм актом.

Преимущества НПА (Пучков О.А.):

• оперативность

• систематизированность

• точность

• охрана со стороны государства

Свойства НПА (Пучков О.А.)

• дифференцированы (механизм государства имеет разветвленную структуру)

• иерархизированы

• конкретизированы (по предмету регулирования, субъектам исполнения и раелизации права).

 

Виды НПА:

По юридической силе

• законы

• подзаконные НПА

• НПА главы государства

• НПА правительства

• НПА министерств и ведомств (Ведомства – иные ФОИВ, кроме министерств!)

• локальные (внутриорганизационные) правовые акты администраций предприятий, учреждений, организаций.

По отраслям права

• конституционные

• административные

• экологические

По субъектам их издания:

• акты органов государства

• санкционированные государством акты общественных организаций

• акты органов самоуправления

• акты непосредственного народного волеизъявления (Например: референдума)

По издавшему органу:

• НПА законодательных органов

• НПА исполнительных органов

• НПА правоохранительных органов

• НПА ОМСУ

• НПА контрольно-надзорных органов

По способам установления:

• принятые государством

• признанные государством

• санкционированные государством

• НПА общественных объединений

• акты с предварительной санкцией государства

• акты с последующей санкцией государства

По сроку действия:

• акты неопределенно длительного действия

• временные акты

Понятие и классификация законов.

Закон – это нормативно-правовой акт изданный высшим представительным органом власти (=> обладающий высшей юридической силой) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения (Парфенов).

Подзаконный акт – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний (Лазарев В.В.)

Признаки закона:

1) является НПА (юр. документом, содержащий нормы права)

2) результат правотворческой деятельности высшего представительного органа власти или всего народа

3) регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые общественные отношения

4) обладает высшей юр. Силой по отношению ко всем другим актам. Конституция здесь понимается как вид закона, Основной Закон.

5) ведущее место в системе НПА, фундаментальный (основополагающий) юр. документ.

Ведущее место обусловлено:

• принимается только законодательными органами гос. власти или непосредственно народом (референдум)

• высшая юр. сила.

• все остальные правовые акты должны исходить из закона и им не противоречить

• не нуждаются в утверждении другими органами

• их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

• регулирует основополагающие отношения

• особый процессуальный порядок принятия

Классификация законов

По юр. силе:

• КРФ

• ФКЗ

• ФЗ (обычные)

• Законы РФ (равны по силе ФЗ, но принимались 1991-1993 гг.)

• Законы субъектов РФ

По субъектам законотворчества:

• принятые в результате референдума

• принятые законодательным органом

По сфере действия:

• федеральные

• субъектов федерации

• ОМСУ

По отраслевой принадлежности:

• конституционного права

• уголовного права

• …

По кругу субъектов права:

• граждане

• иностранные граждане

• лица без гражданства

По значимости в системе законодательства:

• Конституционные

• Текущие

• Обычные

• Органические – кодифицированные

• Чрезвычайные – действуют во время ч/с

 

Коллизии в праве

Коллизии в праве трактуются как противоречия между отдельными НПА, регулирующими одни и те же общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе применения и осуществления компетентным органом своих полномочий.

В ТГиП иногда проводят различия между понятиями «коллизия в праве» и коллизией вообще. В первом случаи говорится о коллизиях, содержащихся в рамках собственно права, а во втором - о коллизиях, которые выходят за пределы права и охватывают всю правовую систему. Также в теории права можно встретить проведения различий между коллизиями законов: расхождение между законодательными актами. При этом ставится знак равенства между коллизией законов и юридической коллизией. Некоторые теоретики исследуют только коллизию статей НПА-ов, т.е. коллизию законов. Во всех этих случаях говорится о «коллизии в праве», т.е юридической коллизии. Следовательно, «коллизию в праве» можно рассматривать как противоречия между НПА, регулирующими одни и те же общие отношения, а также …, вытекающими в процессе применения права и осуществления субъектами своих прав и обязанностей.

От коллизии следует отличать конкуренцию правовых норм, т.е. когда непротиворечащие друг другу нормы регулируют круг родственных отношений только в разной степени детализации. Это нормы различной юридической силы, исходящие от неравнозначных органов. Негативным явлением выступает коллизия, т.е. когда сталкиваются взаимоисключающие нормы.

Коллизия в праве имеет объективные и субъективные причины. К объективным относят: систему общественного строя, изменения в экономике, реформы политической системы, системы законодательства и иные. Причины многих коллизий в праве говорят о том, что не все общественные отношения возможно урегулировать сразу же. К субъективным причинам относят те, которые зависят от воли людей: низкий уровень жизни граждан, коррумпированность чиновников, слабая организация нормотворческой деятельности, низкий уровень правовой культуры, криминальный беспорядок и иные.

В отечественном праве есть следующие юридические коллизии:

1. Между Конституцией РФ и законами и иными НПА. Споры разрешаются в силу Конституции, т.к. в ст.15 ее говорится, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Между Конституциями и Федеральными договорами, а также между федерацией и регионами по предметам ведения. коллизии решаются в пользу Конституции.

3. Между законами и подзаконными актами. Коллизии разрешаются в пользу законов.

4. Между общефедеральными НПА и актами субъектов РФ, в том числе и Конституциями. Приоритет отдается НПА субъектов, но только в тех случиях, если они приняты в соответствии с распределением предметов ведения.

5. Между национальным и международным правом. В данном случаи приоритет международного права (ч.4 ст.115 Конституции РФ).

 

ТГиП выработало значительное число способов и приемов устранения коллизий. Распространенными являются:

o Толкование;

o Принятие нового закона;

o Отмена старого закона;

o Внесение изменений, приостановление действующего НПА;

o Осуществление правосудия КС по делу;

o Систематизация законодательства.

 

В РФ с учетом проводимой правовой реформы создан и действует механизм разрешения коллизий, т.е. публично-правовых споров. Это споры о компетенции органов, споры о защите государства, о реализации прав граждан об участии в выборах и в референдуме и др.

Меры, распространяющиеся на спорные акты:

· Приостановление действующего НПА;

· Вето на закон (ст.107 Конституции);

· Отмена актов в … порядке;

· Представление или протест прокурора;

· Обращение органов власти или должностных лиц по поводу актов, принятых референдумом, в суд общей юрисдикции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.8 (0.01 с.)