Классификация общественных движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация общественных движений



В зависимости от участия в борьбе за власть:

неполитического характера - которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят своей целью изменить или укрепить существующую в данном обществе систему политических отношений;

политического характера (политические движения) - пользуются политическими средствами, то есть ведут борьбу за политическую власть или за влияние на способ осуществления этой власти.

В зависимости от характера представляемых интересов и субъектного состава (характерны для полит. системы капиталистического общества):

группы давления - представляют собой образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направлении (Бро Ф. Политология. М., 1992, с. 40.)

массовые демократические движения.

По социально-классовому признаку:

ярко выраженный классовый характер (рабочее, крестьянское, буржуазное);

межклассовый или внеклассовый характер (национально-освободительное, антивоенное, экологическое и т.д.);

движения, выражающие интересы социальных слоев, четко выделенной профессиональной группы (интеллигенции, военных, люмпен-пролетариев и др.).

Этапы развития общественных движений:

1. Создание предпосылок движения. Предпосылки движения создаются:

"сверху" - путем пропагандистского воздействия узкой группы лиц на широкие массы,

"снизу" - путем теоретического осмысления массой общего недовольства существующим положением.

2. Стадия артикуляции устремлений (происходит обмен участников идеями, появляются активисты, вырабатывается более или менее развернутая программа действий).

3. Стадия агитации (пропаганда взглядов, привлечение максимального числа сторонников).

4. Стадия развернутой деятельности (более четкое формирование идей, требований, проведение их в жизнь).

5. Стадия затухания общественного движения. Два возможных итога:

полная ликвидация движения на базе достигнутых целей или отсутствия перспектив их достижения,

возрождение на новой содержательной основе.

Окончательное прекращение политического движения возможно лишь тогда, когда исчезают социальные потребности его породившие. Устранение общественного движения административными средствами не эффективно.

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В отличие от общественных движений общественные организации имеют профессиональный аппарат и четкую организационную структуру, в организационном плане сближающую их с политическими партиями. (Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы).

Функции общественных организаций и движений:

политическаясоциализация и мобилизация (ориентация индивида на конкретные политические роли);

агрегация (аккумуляция) и артикуляция политических интересов; - социальная интеграция (включение граждан в политическую систему через сотрудничество или конфликт);

представительство социальных интересов и связь между другими политическими институтами и общественностью;

• создание дополнительных каналов политического участия, компенсирующих недостаток таковых на формально-институциональном уровне;

моделирование новых политических структур, поиск и испытание новых нетрадиционных форм социальных связей.

Основные формы воздействия общественных объединений на гос. органы:

участие в выборах

представление и защита законных интересов своих членов в гос. органах

 

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формированииимущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказаниеконкретного видауслуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворениепотребностейнеограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

 

По территориальной сфере:

Общероссийское - более половины субъектов.

Межрегиональное - менее половины субъектов.

Региональное - объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта.

Местное общественное объединение - в пределах территории органа местного самоуправления.

Принципы создания и деятельности общественных объединений:

• равенство перед законом.

• добровольность,

• равноправие,

• самоуправление

• законность

• свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

• гласность деятельности, общедоступность информации об учредительных и программных документах

 

Государство и религиозные объединения.

В зависимости от взаимодействия церкви с государством выделяют гос-ва:

Светский характер.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства. Они не вправе выполнять не политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства, а для правового режима в светском гос-ве характерно:

1. Гос-во и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии

2. Гос-во не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство

3. Гос-во не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой либо иной помощи

4. Религиозные организации не выполняют по поручению гос-ва юридических функций

5. Конфессии не вмешиваются в полит. Жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

6. Гос-во охраняет деятельность религиозных объединений, обеспечивает равенство религиозных организаций перед законом. Статус светского государства к закреплен в РФ (Германия. Франция, СНГ)

Клерикальный характер

Клерикальным считается гос-во, где та или иная религия официально имеет статус гос. И занимает привилегированное положение по сравнению в другим конфессиями. Статус гос. религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса гос. религии характерны следующие особенности:

1. В сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов (сооружения, здания, предметы культа)

2. Церковь получает от государства различные субсидии, помощь, налоговые льготы

3. Церковь вправе участвовать в политической жизни страны и имеет органы.

4. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (Регистрация брака, рождения, смерти, регулирование брачно-семейных отношений)

5. Церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции кино, тв, СМИ, однако в клерикальном гос-ве, несмотря на сильные позиции религии, слияние гос-ва и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной как правило означает, что гос-во означает исповедуемую большинством населению религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. (Англия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Япония и др.)

Теократический характер.

Государственная власть принадлежит к церкви которая имеет статус гос. религии

Религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни

Глава гос-ва одновременно является высшим религиозным деятелем и верховным священнослужителем (Ватикан). Согласно К Ирана управление страной под контролем факиха – он назначает прокурора, суд, назначает президента, амнистирует. Послания факиха стоят выше законов и ими должны руководствовать судебные органы.

(Марокко, Ватикан, Пакистан, Саудовская Аравия, Иран). Аппарат церкви и государства сращивается.

Атеистический характер.

1. Религиозные организации преследуются властями. Церковь лишается своей экономической основы –собственности.

2. Религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем гос-ва.

3. Религиозные объединения не обладают правами ЮЛ и не могут совершать юр. Значимых действий.

4. Священнослужители и верующие подвергаются репрессиям

5. Запрещается проведение в общественных местах обрядов, издание литературы

6. Свобода совести сводится к свободе, пропаганде атеизма

(СССР и соц. Республики)

В истории государства особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедания. Такое положение имеет место в либерально-демократических политических системах.

В целом, церковь во многих обществах – это практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.012 с.)