РОССИЙСКОЕ РОК-ДВИЖЕНИЕ В КРИТИКЕ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РОССИЙСКОЕ РОК-ДВИЖЕНИЕ В КРИТИКЕ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА



РОССИЙСКОЕ РОК-ДВИЖЕНИЕ В КРИТИКЕ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА

 

Курсовая работа магистранта 1 курса профиля «Историческая журналистика»

Маликовой Екатерины

Александровны

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание………………………………………………………………….…...2

Введение………………………………………………………………….………3

Глава 1. РОК КАК ЯВЛЕНИЕ ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ» В ИСТОРИИ СССР: 1960-1980 гг…………………………………………………………………….…6

1.1. Понятие рок-музыки……………………………………………………….8

1.2. Феномен русского рока: история развития в 60-80гг. 20 века…...…….12

Глава 2. РОК-ДВИЖЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ ПРЕССЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА……………………………………….….25

2.1. Журнал «Юность»: «Пора повернуться к рок-музыке лицом»……..……25

2.1.Журнал «Огонек»: «А стоит ли рок внимания вообще?» ……………..…32

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………..40

 

ВВЕДЕНИЕ

Вот уже более 50-ти лет рок-движение в России является важной частью нашей культуры и истории нашей страны. Рок-культура с самого начала позиционировала себя, как культура протеста, призванная отражать самые волнующие актуальные события, часто не всегда положительные. Для миллионов людей в Советском союзе рок стал не только хобби, но и образом мыслей, новой платформой для творческих процессов. Пройдя долгий и извилистый путь от полумаргинального молодежного течения в музыке до общепризнанного культурного феномена, русский рок начал всерьез интересовать журналистов и музыковедов.

До середины 80-х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ, предпочитали замалчивать тему о рок-движении. Аргумент был прост: не привлекай к проблеме внимание масс, и она исчезнет сама собой. С наступлением перестройки появилась так называемая «гласность», и молчание сменилось жесткой критикой рок-музыки как антисоветского явления. То есть, на рок обратили внимание, но только с его социальной, внемузыкальной стороны. Ругали, в основном, бунтарскую направленность текстов и внешний вид слушателей и исполнителей.

Обвинение было простым: рок-музыка - это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а значит - на подрыв устоев всей нашей жизни.

С конца 80-х гг. появилось два отношения СМИ к рок-музыки: «однозначно хорошо» и «однозначно плохо». Государственным руководителям было не до цензуры – Советский Союз разваливался на глазах.

В начале 90-х гг. делается попытка взглянуть на рок не только с социальной точки зрения, но и с музыковедческой. Но этот период характеризуется чрезмерным восхвалением рока за его борьбу с советскими догмами.

Актуальность работы объясняется тем, что во второй половине 20 века рок-движение в России имело огромную популярность в Советском союзе и имело тесную связь с общественно-политическими процессами в стране.

Новизна работы заключается в том, что, не смотря на то, что в последнее время большое внимание уделяется изучению истории развития рок-музыки, однако, большинство изученных нами работ о русской рок-музыке рассматривают лишь ее отдельные аспекты. Особенности и характерные черты развития российского рок-движения в контексте социально-политических процессов в нашей стране во взаимосвязи с периодами развития России и советской цензуры, до настоящего времени комплексно не рассматривались.

Объектом данного исследования являются общественно-политический и литературно-художественный журнал «Огонек» и литературно-художественный молодежный журнал «Юность», а предметом – оценка, которые дают эти печатные издания на своих страницах, рок-движению в России.

Определение цели и постановка задач исследования:

Цель данного исследования — выявить отношение отечественных СМИ 80-х годов 20 столетия к рок-движению в России с точки зрения его музыкальной и социальной направленности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) изучить взгляды музыкальных критиков и музыковедов в определении ими понятия рока;

2) отразить исторические предпосылки развития рок-культуры в Советском Союзе;

3) проанализировать журнальные материалы, освещающие проблематику рок-культуры, на предмет их внимания к рок-движению в СССР в тот период на своих страницах и оценки, которую они ему дают.

Поставленные задачи обуславливают следующую структуру работы.В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия рока и истории его возникновения и развития в России, его влияние на молодежную культуру и социальные процессы. Во второй главе мы рассматриваем оценки, которые дает общественно-политическая и литературно-художественная пресса рок-движению в России, как музыкальному и социальному явлению.

Хронологические рамки курсовой работы – 1987 год 20 века. Этот год выбран нами для исследования потому, что именно в 1987 году после январского Пленума в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Объявленная М.С.Горбачевым «гласность» в средствах массовой информации стала знаковым событием для русской рок-музыке – о ней стало можно говорить на страницах средств массовой информации.

 

Понятие рок-музыки

«Раньше, когда к року у нас относились чуть более серьезно и опасливо, чем теперь, очень популярны были «круглые столы» и дискуссии, посвященные этому одиозному жанру. Как правило, начинались они с вопроса: «Так что же такое рок?!» – и этим же вопросом заканчивались спустя несколько часов... В самом деле, очень трудно дать исчерпывающее определение этому явлению».[5]

Рок...Когда-то это недлинное слово очень любили философы-мистики и поэты-символисты. И означало оно, как известно, злую судьбу и печальную предрешенность. Затем, в оптимистичное ( по крайней мере, в официальных речах) время слово это стали забывать, и забыли уже было совсем, но...С конца 60-х «рок» вновь прописался в прессе и в ежедневном нашем лексиконе. Бывали случаи, что это слово даже запрещали печатать в газетах – такой нездоровый ажиотаж оно вызывало. Гласность все поставила на свои места, и термин «рок» со всевозможными производными и приставками (роковый, рок-музыка, рок-поколение...) стал едва ли не одной из важнейших примет того времени. Вместе с тем, осталось не совсем ясным: что же понимают под «роком» в новом значении слова? «Рок» – это «музыка молодежи», это «образ жизни», это «социальный феномен», «духовный СПИД», это «современный фольклор», это «идеологическая диверсия», «шум и грохот», «это самое демократичное из искусств», это «особая энергетика»...

Обратимся к книге Артема Троицкого «Рок в Союзе: 60-е,70-е,80-е...». Рок – запутанная, многомерная конструкция. Если мы возьмем его самую очевидную, «художественную» составляющую – то легко убедимся, что и она сложна и представляет собой синтез различных видов авторского творчества – музыки, поэзии и визуальных искусств ( театр, танец, видео). Далее – пресловутая «социальная» миссия рока. Известные формулы: «рок – это средство общения», «рок – это образ жизни», «рок – это путь поколения» – имеют под собой самые веские основания. Отсюда же – и такие, совсем немузыкальные понятия, как «рок-движение» или «рок-оппозиция». Дополнительное смятение вносит непрерывное изменение рок-идеи во времени: стихийное веселье рок-н-ролла 50-х трансформировалось в социальную ангажированность 60-х, а та, в свою очередь, в панк-нигилизм 70-х и технократический комфорт 80-х...

Геннадий Забродин, автор книги «Рок – искусство или болезнь», размышляя над тем, что же такое рок и как он появился, пишет, что есть несколько мнений на этот счет. По одному из них, рок есть «просто-напросто английская и американская народная музыка». А по-другому, путь рока связывают не с музыкальной, а больше с социальной стороны: рок – это революция.

Иными словами, нечто такое, что кардинально меняет все жизненные устои. Сошлемся на признанные в мире рока имена. Самое, пожалуй, популярное до сих пор — ансамбль «Битлз». Так вот четверо его участников в свое время заявляли: «Рок-н-ролл — это более чем музыка, это энергетический центр новой культуры и новой революции». Не менее категорично утверждение музыковеда Джерри Рубина: «Рок обозначал начало революции». А его коллега Эбби Хофман пошел еще дальше: «Рок является источником революции». Революция — это уже серьезно[6].

В «Литературной газете» Евгений Евтушенко вот так пересказал слова американского музыкального деятеля Пола Уинтера: «Корни у рок-н-ролла и у джаза одни — оба восходят к выражению негритянской души. Но джаз — это поиск музыкальный, а рок-н-ролл больше связан с так называемой «сексуальной революцией». В роке музыкальная основа не так важна»[7].

Рок-музыка, как феномен современной культуры, породила целый образ жизни для многих людей. «Рок-н-ролльный образ жизни» определяет стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода, философию и внешний вид (что не так значительно).

«...основной «посыл» любого рока – это раскрепощение, сбрасывание всех и всяческих пут, не дающих молодому человеку существовать так, как ему хочется, и чувствовать себя хорошо».[8] На Западе в качестве таковых пут выступали, прежде всего, официальная религия, буржуазная мораль, военщина, расисты, «истэблишмент», но основной мишенью оставались родительские «устои». «В нашей стране «освободительный» призыв рока прозвучал в совершенно иной ситуации. С одной стороны, сильных позиций у религии, расизма, хозяев-эксплуататоров... у нас не было. С другой – кругом было столько всяческого подавления и насилия над личностью, что даже пресловутый секс в списке молодежных «неудовлетворенностей» оказался далеко не на первом месте... Тотальная несвобода и тотальная неправда – вот что чувствовалось в годы зарождения бурного подъема советского рока. И именно об этом в советском роке шла речь».[9]

Отечественная рок-музыка заявила о себе в середине 60-х годов. Первые советские рок-группы копировали своих западных кумиров, исполняя композиции на английском языке; лишь в конце 70-х русский, эстонский, грузинский и другие «родные языки» окончательно вытеснили английский. До 1985-го года жанр находился под полузапретом (слово «рок» было запрещено для использования в прессе, рок-музыка полностью игнорировалась радиостанциями и телевидением), но это нисколько не умаляло его огромного влияния на молодежь. Рок был одним из важнейших явлений в стране, противостоявшим лицемерной и искусственной культуре эпохи застоя. По словам Троицкого эстетический стержень западного рока, его основной инструмент – это ритм (как своего рода звуковой эквивалент сексуальной раскачки), у нас таковым стало слово. Потому что здесь было важнее – да и опаснее – выговориться...А рок всегда предрасположен к опасности... На Западе хорошо играют, у нас – поют интересные вещи. И все это – рок.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отечественная рок-музыка сегодня стала привычным явлением и не вызывает такого бурного ажиотажа, как это было 20-25 лет назад. С ослаблением цензуры радикализм, часто являющийся неотъемлемой чертой текстов песен в рок-музыке, перестал вызывать резкие запретительные меры со стороны властей, отчасти подогревавшие нездоровый ажиотаж публики вокруг маргинальных музыкальных течений.

Но, тем не менее, у рок-движения в России богатая история, заслуживающая своего отдельного разговора.

В данной курсовой работе мы попытались объяснить феномен русского рока в 80-е годы 20 века с точки зрения политического контекста в стране в то время и ответить на ряд поставленных задач, исходя из чего, мы имеем ниже следующее:

1. Мы изучили специализированную литературу музыкальных критиков и музыковедов, посвященную рок-музыке СССР, на предмет определения року. Как выяснилось, единого мнения в том, что же такое рок, у них нет. Вероятно, это связано с тем, что рок-музыка зародилась и развилась в сложный внутренне политический период в истории СССР, и имеет не только культурные, но и общественно-политические предпосылки для своего развития.

2. Мы отразили историю развития российского рок-движения в Советском Союзе в период времени, начиная с 1960-х и по 1980-е годы 20 века. Уклон в нашей курсовой работе при исследовании этого вопроса сделан на политическую обстановку в рассматриваемый период времени. Мы выяснили, что социально-протестный характер русского рока обусловил тот факт, что его система ориентиров и ценностей, сформированная по принципу отрицания, во многом питалась именно жесткой советской цензурой, которая дала мощнейший толчок для развития советского рока как полноценного культурного феномена, где именно протест и гнев были самыми продуктивными творческими импульсами.

3. Мы проанализировали молодежный литературно-художественный журнал «Юность» и общественно-политический журнал «Огонек» на предмет выявления в них публикаций, посвященных рок-движению за 1987 год. И выяснили, что молодежное издание «Юность» в своих публикациях проявляет авторскую индивидуальность в отражении вопросов, касающихся русского рока. Журнал заинтересован в том, чтобы продвигать объективную позицию в спорных моментах, касающихся рок-музыки, но при этом предоставляет читателям возможность самим определиться в своем отношении к этой субкультуре.

В свою очередь журнал «Огонек», как общественно-политический и, в то же время, литературно-художественный журнал, уделяющий на своих страницах много внимания политике, экономике, но и различным формам искусства, касается в 1987 году темы рок-культуры крайне редко. Всего 4 публикации, посвященные року, были обнаружены нами в подборке за 1987 год. Есть материалы, не выражающие никакой авторской оценки, а есть и такие, которые пытаются все же взглянуть на рок, как на явление социальное больше, нежели чем как на музыкальное.

«Право на рок» уже было однажды завоевано, и с тех пор рок-музыка в нашей стране – неотъемлемая часть культурной жизни.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

 

Источники

 

Периодические издания

 

1. «Юность» 1987. № 1.

2. «Юность» 1987. № 2.

3. «Юность» 1987. № 3.

4. «Юность» 1987. № 5.

5. «Юность» 1987. № 6.

6. «Юность» 1987. № 8.

7. «Юность» 1987. № 10.

8. «Юность» 1987. № 12.

9. «Огонек» 1987. № 5.

10. «Огонек» 1987. № 6.

11. «Огонек» 1987. № 7.

12. «Огонек» 1987. № 39.

 

Книги

13.Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005.

14.Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990.

15.Кушнир А.100 магнитоальбомов советского рока. М., 2001.

16.Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008.

17.Троицкий А. Back in the USSR. СПб., 2007.

18.Троицкий А. Рок в Союзе. М., 1991.

19.Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 2007.

20.Чернин А. Наша музыка : Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007.

Интернет-источники

21. Богатова И. Холодный период застоя СССР. http://www.proza.ru/2012/01/14/950.

21.Данилов Д. Культурный миф нашего поколения. http://www.apn.ru/publications/print9758.htm

22. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Ижевск. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dolg/18.php.

23.Чудотворцев И. К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история). http://rozamira.org/paper/metahistory/chudotvortcev/04/#molodezhnye.

24.Эпоха застоя. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=204.

 


[1] Эпоха застоя. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=204.

[2] Там же.

[3] Богатова И. Холодный период застоя СССР. http://www.proza.ru/2012/01/14/950.

[4] Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Ижевск. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dolg/18.php.

[5] Троицкий А. Back in the USSR. СПб., 2007. С. 10.

[6] Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990. С. 13.

[7] Там же.

[8] Троицкий А. Рок в Союзе. М., 1991. С. 7.

[9] Там же, С. 7.

[10] Троицкий А. Back in USSR. СПб., 2007. С. 11.

[11] Троицкий А.К. Back in the USSR. СПб., 2007. С. 31-32.

[12] Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 2007. С. 31.

[13] Троицкий А. Рок в Союзе. М., 199. С. 20.

[14] Там же.

28 Чернин А. Наша музыка : Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007. С.18.

 

[16] Чудотворцев И. К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история). http://rozamira.org/paper/metahistory/chudotvortcev/04/#molodezhnye.

[17] Троицкий А. Рок в Союзе. СПб., 1991. С. 186.

[18] Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008. С.44.

[19] Кушнир А.100 магнитоальбомов советского рока. М., 2001. с.59.

[20] Там же. с.51.

[21] Там же.

 

[22] Там же, С.34.

[23] Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005. С. 245.

[24] Там же. С.246.

[25] Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 1991. С.54.

 

[26] Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2003. С.55.

[27] Данилов Д. Культурный миф нашего поколения. http://www.apn.ru/publications/print9758.htm

[28] Троицкий А. Рок-музыка в СССР. М., С.55.

РОССИЙСКОЕ РОК-ДВИЖЕНИЕ В КРИТИКЕ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА

 

Курсовая работа магистранта 1 курса профиля «Историческая журналистика»

Маликовой Екатерины

Александровны

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание………………………………………………………………….…...2

Введение………………………………………………………………….………3

Глава 1. РОК КАК ЯВЛЕНИЕ ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ» В ИСТОРИИ СССР: 1960-1980 гг…………………………………………………………………….…6

1.1. Понятие рок-музыки……………………………………………………….8

1.2. Феномен русского рока: история развития в 60-80гг. 20 века…...…….12

Глава 2. РОК-ДВИЖЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ ПРЕССЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА……………………………………….….25

2.1. Журнал «Юность»: «Пора повернуться к рок-музыке лицом»……..……25

2.1.Журнал «Огонек»: «А стоит ли рок внимания вообще?» ……………..…32

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………..40

 

ВВЕДЕНИЕ

Вот уже более 50-ти лет рок-движение в России является важной частью нашей культуры и истории нашей страны. Рок-культура с самого начала позиционировала себя, как культура протеста, призванная отражать самые волнующие актуальные события, часто не всегда положительные. Для миллионов людей в Советском союзе рок стал не только хобби, но и образом мыслей, новой платформой для творческих процессов. Пройдя долгий и извилистый путь от полумаргинального молодежного течения в музыке до общепризнанного культурного феномена, русский рок начал всерьез интересовать журналистов и музыковедов.

До середины 80-х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ, предпочитали замалчивать тему о рок-движении. Аргумент был прост: не привлекай к проблеме внимание масс, и она исчезнет сама собой. С наступлением перестройки появилась так называемая «гласность», и молчание сменилось жесткой критикой рок-музыки как антисоветского явления. То есть, на рок обратили внимание, но только с его социальной, внемузыкальной стороны. Ругали, в основном, бунтарскую направленность текстов и внешний вид слушателей и исполнителей.

Обвинение было простым: рок-музыка - это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а значит - на подрыв устоев всей нашей жизни.

С конца 80-х гг. появилось два отношения СМИ к рок-музыки: «однозначно хорошо» и «однозначно плохо». Государственным руководителям было не до цензуры – Советский Союз разваливался на глазах.

В начале 90-х гг. делается попытка взглянуть на рок не только с социальной точки зрения, но и с музыковедческой. Но этот период характеризуется чрезмерным восхвалением рока за его борьбу с советскими догмами.

Актуальность работы объясняется тем, что во второй половине 20 века рок-движение в России имело огромную популярность в Советском союзе и имело тесную связь с общественно-политическими процессами в стране.

Новизна работы заключается в том, что, не смотря на то, что в последнее время большое внимание уделяется изучению истории развития рок-музыки, однако, большинство изученных нами работ о русской рок-музыке рассматривают лишь ее отдельные аспекты. Особенности и характерные черты развития российского рок-движения в контексте социально-политических процессов в нашей стране во взаимосвязи с периодами развития России и советской цензуры, до настоящего времени комплексно не рассматривались.

Объектом данного исследования являются общественно-политический и литературно-художественный журнал «Огонек» и литературно-художественный молодежный журнал «Юность», а предметом – оценка, которые дают эти печатные издания на своих страницах, рок-движению в России.

Определение цели и постановка задач исследования:

Цель данного исследования — выявить отношение отечественных СМИ 80-х годов 20 столетия к рок-движению в России с точки зрения его музыкальной и социальной направленности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) изучить взгляды музыкальных критиков и музыковедов в определении ими понятия рока;

2) отразить исторические предпосылки развития рок-культуры в Советском Союзе;

3) проанализировать журнальные материалы, освещающие проблематику рок-культуры, на предмет их внимания к рок-движению в СССР в тот период на своих страницах и оценки, которую они ему дают.

Поставленные задачи обуславливают следующую структуру работы.В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия рока и истории его возникновения и развития в России, его влияние на молодежную культуру и социальные процессы. Во второй главе мы рассматриваем оценки, которые дает общественно-политическая и литературно-художественная пресса рок-движению в России, как музыкальному и социальному явлению.

Хронологические рамки курсовой работы – 1987 год 20 века. Этот год выбран нами для исследования потому, что именно в 1987 году после январского Пленума в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Объявленная М.С.Горбачевым «гласность» в средствах массовой информации стала знаковым событием для русской рок-музыке – о ней стало можно говорить на страницах средств массовой информации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.027 с.)