Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российское рок-движение в критике 80-х годов 20 века↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РОССИЙСКОЕ РОК-ДВИЖЕНИЕ В КРИТИКЕ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА
Курсовая работа магистранта 1 курса профиля «Историческая журналистика» Маликовой Екатерины Александровны
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ Содержание………………………………………………………………….…...2 Введение………………………………………………………………….………3 Глава 1. РОК КАК ЯВЛЕНИЕ ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ» В ИСТОРИИ СССР: 1960-1980 гг…………………………………………………………………….…6 1.1. Понятие рок-музыки……………………………………………………….8 1.2. Феномен русского рока: история развития в 60-80гг. 20 века…...…….12 Глава 2. РОК-ДВИЖЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ ПРЕССЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА……………………………………….….25 2.1. Журнал «Юность»: «Пора повернуться к рок-музыке лицом»……..……25 2.1.Журнал «Огонек»: «А стоит ли рок внимания вообще?» ……………..…32 Заключение………………………………………………………………………38 Список использованной литературы…………………………………………..40
ВВЕДЕНИЕ Вот уже более 50-ти лет рок-движение в России является важной частью нашей культуры и истории нашей страны. Рок-культура с самого начала позиционировала себя, как культура протеста, призванная отражать самые волнующие актуальные события, часто не всегда положительные. Для миллионов людей в Советском союзе рок стал не только хобби, но и образом мыслей, новой платформой для творческих процессов. Пройдя долгий и извилистый путь от полумаргинального молодежного течения в музыке до общепризнанного культурного феномена, русский рок начал всерьез интересовать журналистов и музыковедов. До середины 80-х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ, предпочитали замалчивать тему о рок-движении. Аргумент был прост: не привлекай к проблеме внимание масс, и она исчезнет сама собой. С наступлением перестройки появилась так называемая «гласность», и молчание сменилось жесткой критикой рок-музыки как антисоветского явления. То есть, на рок обратили внимание, но только с его социальной, внемузыкальной стороны. Ругали, в основном, бунтарскую направленность текстов и внешний вид слушателей и исполнителей. Обвинение было простым: рок-музыка - это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а значит - на подрыв устоев всей нашей жизни. С конца 80-х гг. появилось два отношения СМИ к рок-музыки: «однозначно хорошо» и «однозначно плохо». Государственным руководителям было не до цензуры – Советский Союз разваливался на глазах. В начале 90-х гг. делается попытка взглянуть на рок не только с социальной точки зрения, но и с музыковедческой. Но этот период характеризуется чрезмерным восхвалением рока за его борьбу с советскими догмами. Актуальность работы объясняется тем, что во второй половине 20 века рок-движение в России имело огромную популярность в Советском союзе и имело тесную связь с общественно-политическими процессами в стране. Новизна работы заключается в том, что, не смотря на то, что в последнее время большое внимание уделяется изучению истории развития рок-музыки, однако, большинство изученных нами работ о русской рок-музыке рассматривают лишь ее отдельные аспекты. Особенности и характерные черты развития российского рок-движения в контексте социально-политических процессов в нашей стране во взаимосвязи с периодами развития России и советской цензуры, до настоящего времени комплексно не рассматривались. Объектом данного исследования являются общественно-политический и литературно-художественный журнал «Огонек» и литературно-художественный молодежный журнал «Юность», а предметом – оценка, которые дают эти печатные издания на своих страницах, рок-движению в России. Определение цели и постановка задач исследования: Цель данного исследования — выявить отношение отечественных СМИ 80-х годов 20 столетия к рок-движению в России с точки зрения его музыкальной и социальной направленности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) изучить взгляды музыкальных критиков и музыковедов в определении ими понятия рока; 2) отразить исторические предпосылки развития рок-культуры в Советском Союзе; 3) проанализировать журнальные материалы, освещающие проблематику рок-культуры, на предмет их внимания к рок-движению в СССР в тот период на своих страницах и оценки, которую они ему дают. Поставленные задачи обуславливают следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия рока и истории его возникновения и развития в России, его влияние на молодежную культуру и социальные процессы. Во второй главе мы рассматриваем оценки, которые дает общественно-политическая и литературно-художественная пресса рок-движению в России, как музыкальному и социальному явлению. Хронологические рамки курсовой работы – 1987 год 20 века. Этот год выбран нами для исследования потому, что именно в 1987 году после январского Пленума в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Объявленная М.С.Горбачевым «гласность» в средствах массовой информации стала знаковым событием для русской рок-музыке – о ней стало можно говорить на страницах средств массовой информации.
Понятие рок-музыки «Раньше, когда к року у нас относились чуть более серьезно и опасливо, чем теперь, очень популярны были «круглые столы» и дискуссии, посвященные этому одиозному жанру. Как правило, начинались они с вопроса: «Так что же такое рок?!» – и этим же вопросом заканчивались спустя несколько часов... В самом деле, очень трудно дать исчерпывающее определение этому явлению».[5] Рок...Когда-то это недлинное слово очень любили философы-мистики и поэты-символисты. И означало оно, как известно, злую судьбу и печальную предрешенность. Затем, в оптимистичное (по крайней мере, в официальных речах) время слово это стали забывать, и забыли уже было совсем, но...С конца 60-х «рок» вновь прописался в прессе и в ежедневном нашем лексиконе. Бывали случаи, что это слово даже запрещали печатать в газетах – такой нездоровый ажиотаж оно вызывало. Гласность все поставила на свои места, и термин «рок» со всевозможными производными и приставками (роковый, рок-музыка, рок-поколение...) стал едва ли не одной из важнейших примет того времени. Вместе с тем, осталось не совсем ясным: что же понимают под «роком» в новом значении слова? «Рок» – это «музыка молодежи», это «образ жизни», это «социальный феномен», «духовный СПИД», это «современный фольклор», это «идеологическая диверсия», «шум и грохот», «это самое демократичное из искусств», это «особая энергетика»... Обратимся к книге Артема Троицкого «Рок в Союзе: 60-е,70-е,80-е...». Рок – запутанная, многомерная конструкция. Если мы возьмем его самую очевидную, «художественную» составляющую – то легко убедимся, что и она сложна и представляет собой синтез различных видов авторского творчества – музыки, поэзии и визуальных искусств (театр, танец, видео). Далее – пресловутая «социальная» миссия рока. Известные формулы: «рок – это средство общения», «рок – это образ жизни», «рок – это путь поколения» – имеют под собой самые веские основания. Отсюда же – и такие, совсем немузыкальные понятия, как «рок-движение» или «рок-оппозиция». Дополнительное смятение вносит непрерывное изменение рок-идеи во времени: стихийное веселье рок-н-ролла 50-х трансформировалось в социальную ангажированность 60-х, а та, в свою очередь, в панк-нигилизм 70-х и технократический комфорт 80-х... Геннадий Забродин, автор книги «Рок – искусство или болезнь», размышляя над тем, что же такое рок и как он появился, пишет, что есть несколько мнений на этот счет. По одному из них, рок есть «просто-напросто английская и американская народная музыка». А по-другому, путь рока связывают не с музыкальной, а больше с социальной стороны: рок – это революция. Иными словами, нечто такое, что кардинально меняет все жизненные устои. Сошлемся на признанные в мире рока имена. Самое, пожалуй, популярное до сих пор — ансамбль «Битлз». Так вот четверо его участников в свое время заявляли: «Рок-н-ролл — это более чем музыка, это энергетический центр новой культуры и новой революции». Не менее категорично утверждение музыковеда Джерри Рубина: «Рок обозначал начало революции». А его коллега Эбби Хофман пошел еще дальше: «Рок является источником революции». Революция — это уже серьезно[6]. В «Литературной газете» Евгений Евтушенко вот так пересказал слова американского музыкального деятеля Пола Уинтера: «Корни у рок-н-ролла и у джаза одни — оба восходят к выражению негритянской души. Но джаз — это поиск музыкальный, а рок-н-ролл больше связан с так называемой «сексуальной революцией». В роке музыкальная основа не так важна»[7]. Рок-музыка, как феномен современной культуры, породила целый образ жизни для многих людей. «Рок-н-ролльный образ жизни» определяет стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода, философию и внешний вид (что не так значительно). «...основной «посыл» любого рока – это раскрепощение, сбрасывание всех и всяческих пут, не дающих молодому человеку существовать так, как ему хочется, и чувствовать себя хорошо».[8] На Западе в качестве таковых пут выступали, прежде всего, официальная религия, буржуазная мораль, военщина, расисты, «истэблишмент», но основной мишенью оставались родительские «устои». «В нашей стране «освободительный» призыв рока прозвучал в совершенно иной ситуации. С одной стороны, сильных позиций у религии, расизма, хозяев-эксплуататоров... у нас не было. С другой – кругом было столько всяческого подавления и насилия над личностью, что даже пресловутый секс в списке молодежных «неудовлетворенностей» оказался далеко не на первом месте... Тотальная несвобода и тотальная неправда – вот что чувствовалось в годы зарождения бурного подъема советского рока. И именно об этом в советском роке шла речь».[9] Отечественная рок-музыка заявила о себе в середине 60-х годов. Первые советские рок-группы копировали своих западных кумиров, исполняя композиции на английском языке; лишь в конце 70-х русский, эстонский, грузинский и другие «родные языки» окончательно вытеснили английский. До 1985-го года жанр находился под полузапретом (слово «рок» было запрещено для использования в прессе, рок-музыка полностью игнорировалась радиостанциями и телевидением), но это нисколько не умаляло его огромного влияния на молодежь. Рок был одним из важнейших явлений в стране, противостоявшим лицемерной и искусственной культуре эпохи застоя. По словам Троицкого эстетический стержень западного рока, его основной инструмент – это ритм (как своего рода звуковой эквивалент сексуальной раскачки), у нас таковым стало слово. Потому что здесь было важнее – да и опаснее – выговориться...А рок всегда предрасположен к опасности... На Западе хорошо играют, у нас – поют интересные вещи. И все это – рок.[10] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отечественная рок-музыка сегодня стала привычным явлением и не вызывает такого бурного ажиотажа, как это было 20-25 лет назад. С ослаблением цензуры радикализм, часто являющийся неотъемлемой чертой текстов песен в рок-музыке, перестал вызывать резкие запретительные меры со стороны властей, отчасти подогревавшие нездоровый ажиотаж публики вокруг маргинальных музыкальных течений. Но, тем не менее, у рок-движения в России богатая история, заслуживающая своего отдельного разговора. В данной курсовой работе мы попытались объяснить феномен русского рока в 80-е годы 20 века с точки зрения политического контекста в стране в то время и ответить на ряд поставленных задач, исходя из чего, мы имеем ниже следующее: 1. Мы изучили специализированную литературу музыкальных критиков и музыковедов, посвященную рок-музыке СССР, на предмет определения року. Как выяснилось, единого мнения в том, что же такое рок, у них нет. Вероятно, это связано с тем, что рок-музыка зародилась и развилась в сложный внутренне политический период в истории СССР, и имеет не только культурные, но и общественно-политические предпосылки для своего развития. 2. Мы отразили историю развития российского рок-движения в Советском Союзе в период времени, начиная с 1960-х и по 1980-е годы 20 века. Уклон в нашей курсовой работе при исследовании этого вопроса сделан на политическую обстановку в рассматриваемый период времени. Мы выяснили, что социально-протестный характер русского рока обусловил тот факт, что его система ориентиров и ценностей, сформированная по принципу отрицания, во многом питалась именно жесткой советской цензурой, которая дала мощнейший толчок для развития советского рока как полноценного культурного феномена, где именно протест и гнев были самыми продуктивными творческими импульсами. 3. Мы проанализировали молодежный литературно-художественный журнал «Юность» и общественно-политический журнал «Огонек» на предмет выявления в них публикаций, посвященных рок-движению за 1987 год. И выяснили, что молодежное издание «Юность» в своих публикациях проявляет авторскую индивидуальность в отражении вопросов, касающихся русского рока. Журнал заинтересован в том, чтобы продвигать объективную позицию в спорных моментах, касающихся рок-музыки, но при этом предоставляет читателям возможность самим определиться в своем отношении к этой субкультуре. В свою очередь журнал «Огонек», как общественно-политический и, в то же время, литературно-художественный журнал, уделяющий на своих страницах много внимания политике, экономике, но и различным формам искусства, касается в 1987 году темы рок-культуры крайне редко. Всего 4 публикации, посвященные року, были обнаружены нами в подборке за 1987 год. Есть материалы, не выражающие никакой авторской оценки, а есть и такие, которые пытаются все же взглянуть на рок, как на явление социальное больше, нежели чем как на музыкальное. «Право на рок» уже было однажды завоевано, и с тех пор рок-музыка в нашей стране – неотъемлемая часть культурной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
Источники
Периодические издания
1. «Юность» 1987. № 1. 2. «Юность» 1987. № 2. 3. «Юность» 1987. № 3. 4. «Юность» 1987. № 5. 5. «Юность» 1987. № 6. 6. «Юность» 1987. № 8. 7. «Юность» 1987. № 10. 8. «Юность» 1987. № 12. 9. «Огонек» 1987. № 5. 10. «Огонек» 1987. № 6. 11. «Огонек» 1987. № 7. 12. «Огонек» 1987. № 39.
Книги 13. Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005. 14. Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990. 15. Кушнир А.100 магнитоальбомов советского рока. М., 2001. 16. Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008. 17. Троицкий А. Back in the USSR. СПб., 2007. 18. Троицкий А. Рок в Союзе. М., 1991. 19. Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 2007. 20. Чернин А. Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007. Интернет-источники 21. Богатова И. Холодный период застоя СССР. http://www.proza.ru/2012/01/14/950. 21. Данилов Д. Культурный миф нашего поколения. http://www.apn.ru/publications/print9758.htm 22. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Ижевск. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dolg/18.php. 23. Чудотворцев И. К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история). http://rozamira.org/paper/metahistory/chudotvortcev/04/#molodezhnye. 24. Эпоха застоя. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=204.
[1] Эпоха застоя. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=204. [2] Там же. [3] Богатова И. Холодный период застоя СССР. http://www.proza.ru/2012/01/14/950. [4] Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Ижевск. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dolg/18.php. [5] Троицкий А. Back in the USSR. СПб., 2007. С. 10. [6] Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. М., 1990. С. 13. [7] Там же. [8] Троицкий А. Рок в Союзе. М., 1991. С. 7. [9] Там же, С. 7. [10] Троицкий А. Back in USSR. СПб., 2007. С. 11. [11] Троицкий А.К. Back in the USSR. СПб., 2007. С. 31-32. [12] Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 2007. С. 31. [13] Троицкий А. Рок в Союзе. М., 199. С. 20. [14] Там же. 28 Чернин А. Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим. СПб., 2007. С.18.
[16] Чудотворцев И. К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история). http://rozamira.org/paper/metahistory/chudotvortcev/04/#molodezhnye. [17] Троицкий А. Рок в Союзе. СПб., 1991. С. 186. [18] Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2008. С.44. [19] Кушнир А.100 магнитоальбомов советского рока. М., 2001. с.59. [20] Там же. с.51. [21] Там же.
[22] Там же, С.34. [23] Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991.СПб., 2005. С. 245. [24] Там же. С.246. [25] Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 1991. С.54.
[26] Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2003. С.55. [27] Данилов Д. Культурный миф нашего поколения. http://www.apn.ru/publications/print9758.htm [28] Троицкий А. Рок-музыка в СССР. М., С.55. РОССИЙСКОЕ РОК-ДВИЖЕНИЕ В КРИТИКЕ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА
Курсовая работа магистранта 1 курса профиля «Историческая журналистика» Маликовой Екатерины Александровны
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ Содержание………………………………………………………………….…...2 Введение………………………………………………………………….………3 Глава 1. РОК КАК ЯВЛЕНИЕ ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ» В ИСТОРИИ СССР: 1960-1980 гг…………………………………………………………………….…6 1.1. Понятие рок-музыки……………………………………………………….8 1.2. Феномен русского рока: история развития в 60-80гг. 20 века…...…….12 Глава 2. РОК-ДВИЖЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ ПРЕССЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 80-х ГОДОВ 20 ВЕКА……………………………………….….25 2.1. Журнал «Юность»: «Пора повернуться к рок-музыке лицом»……..……25 2.1.Журнал «Огонек»: «А стоит ли рок внимания вообще?» ……………..…32 Заключение………………………………………………………………………38 Список использованной литературы…………………………………………..40
ВВЕДЕНИЕ Вот уже более 50-ти лет рок-движение в России является важной частью нашей культуры и истории нашей страны. Рок-культура с самого начала позиционировала себя, как культура протеста, призванная отражать самые волнующие актуальные события, часто не всегда положительные. Для миллионов людей в Советском союзе рок стал не только хобби, но и образом мыслей, новой платформой для творческих процессов. Пройдя долгий и извилистый путь от полумаргинального молодежного течения в музыке до общепризнанного культурного феномена, русский рок начал всерьез интересовать журналистов и музыковедов. До середины 80-х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ, предпочитали замалчивать тему о рок-движении. Аргумент был прост: не привлекай к проблеме внимание масс, и она исчезнет сама собой. С наступлением перестройки появилась так называемая «гласность», и молчание сменилось жесткой критикой рок-музыки как антисоветского явления. То есть, на рок обратили внимание, но только с его социальной, внемузыкальной стороны. Ругали, в основном, бунтарскую направленность текстов и внешний вид слушателей и исполнителей. Обвинение было простым: рок-музыка - это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а значит - на подрыв устоев всей нашей жизни. С конца 80-х гг. появилось два отношения СМИ к рок-музыки: «однозначно хорошо» и «однозначно плохо». Государственным руководителям было не до цензуры – Советский Союз разваливался на глазах. В начале 90-х гг. делается попытка взглянуть на рок не только с социальной точки зрения, но и с музыковедческой. Но этот период характеризуется чрезмерным восхвалением рока за его борьбу с советскими догмами. Актуальность работы объясняется тем, что во второй половине 20 века рок-движение в России имело огромную популярность в Советском союзе и имело тесную связь с общественно-политическими процессами в стране. Новизна работы заключается в том, что, не смотря на то, что в последнее время большое внимание уделяется изучению истории развития рок-музыки, однако, большинство изученных нами работ о русской рок-музыке рассматривают лишь ее отдельные аспекты. Особенности и характерные черты развития российского рок-движения в контексте социально-политических процессов в нашей стране во взаимосвязи с периодами развития России и советской цензуры, до настоящего времени комплексно не рассматривались. Объектом данного исследования являются общественно-политический и литературно-художественный журнал «Огонек» и литературно-художественный молодежный журнал «Юность», а предметом – оценка, которые дают эти печатные издания на своих страницах, рок-движению в России. Определение цели и постановка задач исследования: Цель данного исследования — выявить отношение отечественных СМИ 80-х годов 20 столетия к рок-движению в России с точки зрения его музыкальной и социальной направленности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) изучить взгляды музыкальных критиков и музыковедов в определении ими понятия рока; 2) отразить исторические предпосылки развития рок-культуры в Советском Союзе; 3) проанализировать журнальные материалы, освещающие проблематику рок-культуры, на предмет их внимания к рок-движению в СССР в тот период на своих страницах и оценки, которую они ему дают. Поставленные задачи обуславливают следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия рока и истории его возникновения и развития в России, его влияние на молодежную культуру и социальные процессы. Во второй главе мы рассматриваем оценки, которые дает общественно-политическая и литературно-художественная пресса рок-движению в России, как музыкальному и социальному явлению. Хронологические рамки курсовой работы – 1987 год 20 века. Этот год выбран нами для исследования потому, что именно в 1987 году после январского Пленума в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Объявленная М.С.Горбачевым «гласность» в средствах массовой информации стала знаковым событием для русской рок-музыке – о ней стало можно говорить на страницах средств массовой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.01 с.) |