Журнал «Юность»: «Пора повернуться к рок-музыке лицом» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журнал «Юность»: «Пора повернуться к рок-музыке лицом»



Журнал «Юность» - это литературно-художественный журнал, предназначенный для молодежи. Свое начало берет с 1955 года, местом издательства является город Москва. Журнал был основан по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором и был снят с этой должности за публикацию повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова.

С точки зрения содержания «Юности» в период 80- х годов 20 века, в журнале много публикаций, посвященных общественной жизни и окружающему миру. Этим она отличалась от многих других литературных журналов того периода. Среди разделов постоянными были «Наука и техника», «Спорт», «Факты и поиски». Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни (статья А. Гербер «О бардах и менестрелях»), а в восьмидесятые годы — «митьков».

В 1987 году был открыт постоянный публицистический молодёжный дискуссионный раздел «20-я комната», который быстро приобрёл большую популярность у читателей. Именно в рамках этого раздела публиковались материалы, посвященные советскому рок-движению.

За период с января по декабрь 1987 года в журнале «Юность» упоминания рок-музыки встречается практически в каждом номере.

С точки зрения информационного повода все публикации, посвященные рок-движению, можно разделить на две группы:

1. Материалы, поводом к напечатанию которых стало непосредственно само явление рока, как популярного среди молодежи жанра музыкального искусства.

2. Материалы, информационным поводом для которых послужило то или иное событие, связанное с развитием рок-движения.

Если провести классификацию публикаций с точки зрения особенностей содержания и подачи материала, можно выделить следующие группы:

1. Материалы – отклики на события. Такие публикации, как правило, вызваны письмами читателей в редакцию журнала «Юность» и включают рассказ о том или ином событии, мероприятии с добавлением авторского комментария к нему.

2. Проблемные. Материалы, касающиеся темы развития рок-музыки и в то же, время поднимающие какую-либо социальную проблему.

3. Непосредственно исторические. К этой группе публикаций относятся журналистские материалы, главная цель которых рассказать об истории рок-движения и о главных событиях в его судьбе.

Итак, рассмотрим каждую из выделенных групп материалов подробнее.

1. Материалы - отклики на события. Материалы из этой группы совмещают в себе новость и ее оценку, авторский комментарий.

Среди них публикация под названием «Урок рок-музыки» (№1, 1987г. авторы: И. Авария, музыкант, Илья Смирнов, историк, Сергей Гурьев, искусствовед).

С этого материала и открывается раздел «20-ая комната», а поводом к нему послужил отклик редакции на письмо некого молодого человека, который пишет о том, что «Юность» - журнал молодежный, но при этом совсем не уделяет внимание самому популярному среди молодежи жанру искусства, каким является рок. Кроме того, в письме слышится призыв дать молодежи возможность на страницах прессы самой высказываться, что ей слушать, а что нет. Редакция журнала пошла навстречу, организовав специальный раздел и предоставив первое слово трем молодым людям-авторам письма «Урок рок-музыки».

Его авторы рассуждают на тему того, что рок давно утвердился как самобытное явление, но работники культуры и устроители концертов выхода на профессиональную сцену рок-музыкантам, по-прежнему, не дают.

«Михаил Сергеевич Горбачев сказал на 27 съезде партии: культурно-воспитательная работа должна идти навстречу интересам молодежи, - и мы с этим полностью согласны. К сожалению, работники культуры стремятся уйти от решения этих проблем, цепляются за ветхие инструкции, создают искусственные препятствия при организации групп и устройства концертов».

В письме-публикации также затрагивается тема истории русского рока, делается попытка авторов обратить внимание читателей, чем рок отличается от эстрадной музыки и «массовой культуры» в целом.

Что характерно для большинства публикаций о роке в журнале «Юность», так это призыв к действию. Как правило, этот призыв заключается в том, чтобы обратить внимание на этот жанр, посмотреть на него с другой стороны, а не с той, с которой все привыкли.

«Настало время обсудить проблемы этого жанра. Но не на уровне того, на ком какие кроссовки и кто куда перешел, а по-серьезному. … Поговорить есть о чем: поклонников рок-музыки миллионы – школьники, молодые рабочие, студенты».

Сюда можно отнести публикацию Ильи Смирнова в №3 за 1987 год под заголовком «Размышления у парадного подъезда фирмы «Мелодия».

В публикации говорится о скачке в развитии музыкальной индустрии в Советском Союзе. А информационным поводом к этой публикации послужил выход диска рок-группы «Машина времени», записанного фирме звукозаписи «Мелодия».

Автор выражает свою радость в связи с происходящими в обществе переменами и отмечает, что отношение к рок-музыке начало на корню меняться: «… Кажется только вчера разворачивал газету, а оттуда – жирный заголовок «РАГУ ИЗ СИНЕЙ ПТИЦЫ». Автор без лишних сомнений и колебаний призывал нас «ударить, и крепко ударить…» … Давайте лучше порадуемся. В самом деле, на дворе 1987-й, а на прилавках магазинов уже появился диск группы, возглавлявшей советское рок-движение в середине 70-х».

2. Проблемные материалы – это самая многочисленная группа. К ней относятся около 50% всех материалов, посвященных исследуемой теме в рассматриваемый период времени.

Например, сюда можно отнести материал Натальи Зимяниной «На красный свет», опубликованный в №2 за 1987 год.

Автор статьи старается объективно подойти к оценке рок-движения в СССР, призывая признать, что рок-культура, кто бы и что бы про нее не говорил, имеет право на то, что быть услышанной и понятой.

При этом сам автор признается, что не принадлежит к поколению тех молодых людей, которые хотя бы в силу своего возраста, могли бы, так или иначе, быть поклонником рока: «Возраст не тот … Но все же мне есть что сказать о том скандально надоевшем, презираемом членами Союза композиторов явлении, которому название подвернулось – РОК, столь удобное для эффектного жонглирования: рок, мол, судьба, никуда от нас не денетесь, и не вздумайте открещиваться…».

Лейтмотивом всей публикации является призыв автора обратить внимание на рок-музыку, повернуться, наконец, к ней лицом, а не боком.

Первая часть публикации посвящена посылу русского рока, его идейной направленности. Автор сравнивает рок-музыку с советской эстрадой, о которой говорит с явной иронией, уличая ее в искажении реальной советской действительности того времени, в нарочитом воспевании беззаботной веселой жизни и абсолютном игнорировании, при этом, злободневных насущных тем. При этом в рок-музыке отмечает откровенность и желание говорить все начистоту, как есть.

«… Про дефицит товаров петь у нас с эстрады не принято. Не рифмуется как-то. … У нас – не принято. У них – принято. У рок-музыкантов…».

«Мы требовали от своей эстрады злободневности, ангажированности, гражданской позиции. Обвиняли молодежь, которую считали пассивным потребителем ее бездумной продукции, в равнодушии, цинизме, отрыве от жизни и «уходе в рок». И не заметили: а ведь это она первая практическим образом воспротивилась потоку откровенной пошлости. Первой откликнулась на наши худо-бедно маскируемые недостатки. Те самые молодые люди, от которых мы шарахаемся на улицах. Вот так парадокс», - пишет автор.

Вторая часть публикации посвящена подробному разбору песен группы «ДДТ», где автор комментирует и практически «переводит» смысл каждой строчки, что, в общем-то, неудивительно, ведь песни рок-музыкантов из-за цензурных рамок были сплошь наполнены метафорами, а не прямым обличением пороков и недостатков. А ведь, по сути, язык рок-музыки – это язык народа, голос обычных людей, «большинство из нас говорит именно на нем», - отмечает Зимянина.

«Рок - это настоятельный упрек», – такое определение автор статьи дает этому музыкальному направлению. Тем самым подчеркивая его социальную направленность, автор в конце материала приводит читателя к мысли, что рок – не просто разновидность музыки, это – отражение современной действительности. По своему жанру этот материал является комментарием.

Также проблемным материалом, целью которого ставится попытка разобрать сущность явления, именуемого роком, можно считать публикацию в № 10 за 1987 год под заголовком «Комендантский час». Автором ее является заместитель главного редактора еженедельника «Собеседник» Александр Куприянов, который решил высказаться на страницах молодежного издания «Юность». Суть его публикации заключается в том, что он пытается разобраться и рассказать о сложностях и неразберихах увеличивающегося числа неформальных движений среди советской молодежи и о тех проблемах, к которым эти «увлечения» могут привести.

Автор пытается понять суть и противоречие вкусов молодежи. В первой части публикации он рассматривает стиль таких молодежных неформальных групп, как рокеры, металлисты, хиппи, стиляги и т.д. Кроме описания внешней атрибутики, автор подчеркивает и их идейную направленность. Суть их идеологической платформы он разбирает во второй части публикации, из которой пытается выйти на те крайности, которые могут таить в себе эти увлечения. По мнению автора, молодежные группировки не кем не управляются как во времена Ленинского комсомола, в этом и проблема. Автора волнует современная ему молодежь и этим волнением он стремится поделиться с читателями, не навязывая свою точку зрения, а аргументируя свои мысли, проводя примеры исторической параллели, сравнивая молодежь 40-50-60-х годов с молодежью поколения 80-х. По своему жанровому своеобразию – это статья.

4. Непосредственно исторические. Материалов такого рода немного, но они вызваны тем, что шквал писем в редакции журнала «Юность» от читателей, интересующихся рок-музыкой, не мог не навлечь журналистов к попытке рассказать об истории рок-движения, его зарождении и становлении в Советском Союзе.

Отличительной чертой таких материалов является то, что главная функция, которую они выполняют – познавательная. Сюда можно отнести, например, публикацию «Говори» с подзаголовком «Иллюстрированная история отечественного рока» в № 6 за 1987 год. Такой заголовок материала заключается в том, что журналисты «Юности» предлагают молодежи принимать участие в создании материалов такого рода, касающихся истории рок-движения в нашей стране. В этой публикации, которая имеет свое продолжение в последующих номерах, автором Симом Рокотовым сделан подробный обзор зарождения рок-движения в Советском Союзе, начиная с 1960-х годов 20 века. Текст написан в жанре исторического очерка. Продолжение истории русского рока в № 8 за 1987 год, где тот же автор рассказывает ее, опираясь на личности конкретных рок-музыкантов, чьи имена уже известны. Так, например, в этом номере рассказывается об истории увлечения роком и достижения успехов в этом известного певца, композитора и музыканта Александра Градского.

Еще одним материалом такого рода является публикация под тем же заголовком «Говори» в № 12 за 1987 год. В статье этого мера на этот раз поднимается вопрос «что такое рок, в чем его смысл». Нужно отметить, что журнал «Юность» стремится к установлению конструктивного диалога не только с читателями молодого поколения, но и с поколением отцов. В этой публикации, написанной в жанре статьи познавательного характера, автор Сим Рокотов рассуждает о том, в чем состоит непонимание между поколениями отцов и детей. Своей задачей Рокотов ставит попытку объяснить старшему поколению, далекому от рок-музыки в силу возрастных причин, что же есть рок. Он приводит примеры, ссылаясь на западную историю русского рока, главным отличием русского рока же приводит его «полное официальное непризнание. Точка зрения культурных организаций сводилась к тому, что «этого» нет, поскольку в нашей стране «этого» быть не может». Разбирает сущность того, что оказало сильное влияние на развитие русского рока и в этом отношении, как и большинство авторов-исследователей русского рока, журналисты «Юности» выделяют творчество Владимира Высоцкого.

Таким образом, раздел «20-ая комната» пользовался невероятным успехом у читателей, а в редакции шли мешки писем, многие из которых посвящены были просьбам, как можно больше рассказывать на страницах журнала о рок-музыке. Рубрика «Уроки рок-музыки» от номера к номеру все больше набирает обороты: журнал проводит опросы среди читателей на звание «лучшей рок-группы» и «лучшего исполнителя», публикует знаковые в истории развития этой музыки события. Так, например, в №5 за 1987 год публикация фотографии рок-группы «Аквариум» после впечатляющего концерта на рок-фестивале «Тбилиси-80».

В целом, нужно отметить, что в материалах «Юности», чувствуется проявление авторской индивидуальности, выражение собственного мнения, желание вместе с читателем подумать о тех или иных моментах, связанных с рок-движением. Журнал заинтересован в том, чтобы продвигать объективную позицию в спорных моментах, касающихся рок-музыки.

Общая оценка, которую дает молодежный журнал «Юность», этому музыкальному явлению заключается в том, что рок-музыка как разновидность музыкального искусства уже громко заявила о себе и имеет право на то, чтобы быть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.68.11.173 (0.021 с.)