Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен русского рока: история развития в 60-80 гг 20 векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Своим появлением рок-музыка обязана такому жанру как рок-н-ролл, сочетающего в себе многие черты блюза, кантри и джаза. Развитие раннего рок-н-ролла связано, в основном, с американскими исполнителями, однако – установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, – практически невозможно. Но для молодежи 50-х годов 20 века рок-н-ролл стал переворот во всем их образе жизни, но самое главное – во взглядах человека на мир, на власть, на родителей. В нашей же стране точкой отсчета в истории советского рока, по мнению большинства музыкальных критиков, является начало 60-х годов 20 века, во многом с появлением ливерпульской четверки the Beatles. Эта группа из Великобритании сумела объединить в своем творчестве необычные музыкальные идеи и новый имидж, выступая как коллектив четырех полноценных музыкантов, где каждый исполняет и сочиняет песни. Охватившая практически весь мир популярность The Beatles дала толчок небывалому для того времени явлению – «битломании», развернувшемуся и в Советском Союзе. Известный музыкальный критик Артемий Троицкий пишет: «Роль «Битлз» в зарождении советского рока невозможно переоценить: она была главной и решающей. …Счастливые и совершенно натуральные голоса «Битлз», сливавшиеся в гармоническом хоре, оказались именно тем «своим» голосом, которого так ждало наше мятущееся новое поколение, но не могло само придумать… Ответ пришел из Ливерпуля»[11]. Таким образом, первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате «культурного шока» от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Постепенно формировалась доктрина «советского рока» – и она заметно отличалась от англо-американского варианта. Если там стержнем жанра был Ритм, то у нас таковым стало Слово. В отечественном роке содержанию песен и качеству текстов придают большее значение, чем в западном. Скорее всего, это связано с особой ролью литературы, в частности – поэзии, в жизни России. По словам Троицкого менталитет россиян предрасполагает к философскому восприятию окружающегомира и чуткому восприятию Идеи и Слова.[12] Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, стала группа Александра Градского «Скоморохи», они же считаются первыми музыкантами, записавшими полноценные рок-альбомы на территории СССР. Градский часто вспоминал влияние ливерпульской четверки и отдавал им дань уважения в многочисленных интервью: «Роль Beatles в зарождении советского рока невозможно переоценить: она была главной и решающей. Я давно задавал себе вопрос почему?! – и могу поделиться некоторыми соображениями. Мне кажется, что Элвис и другие были слишком экзотичны для нас. А Beatles были рядом... не географически, а душевно».[13] В статье «Культурный миф нашего поколения» Д. Данилов говорит, что если сравнивать русский рок с тем, что происходило с западным роковым мэйнстримом во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, то мы увидим совершенно различные тенденции. Западная рок-музыка к концу 70-х годов уже преодолела порог своей сложности, получивший наиболее яркое воплощение в хард-роке и психоделике, и встала на путь упрощения музыкального строя. Но, если западный рок уже прошел эволюцию и сформировал собственную субкультуру в молодежной среде, то в СССР рок в «западном смысле» слова возник и до 86–87-х годов не выходил за рамки богемной субкультуры.[14] В стране не проходило крупных рок-концертов, рок-музыка не звучала по радио. Эпоха тотального застоя в буквальном смысле душила своими тисками огромное количество молодых талантов, а для средств массовой информации они, в то же время, оставались персонами нон-грата. «В полном запретов социалистическом государстве рок-музыка являлась средством выражения молодежи, этакой живительной отдушиной в серой обыденности. Государственные органы всеми силами пытались оградить молодое поколение от «зарубежной заразы», не брезговали самыми изощренными приемами и методами. Тогда большинству хотелось, чтобы все запреты были сняты, и каждый смог бы сам выбирать, что ему слушать и любить».[15] Рок относился к тому пласту культуры, который был лишен всякой надежды в то время на официальное признание. Об этом в своей исследовательской работе «К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история)» пишет И. Чудотворцев: «О нем говорили вполголоса, в укромных уголках, но с искренним любопытством, а порой и с тихим восхищением. Были тогда запрещенные поэты и запрещенные художники, но особенное место занимали новые музыкальные направления и стили, проникавшие с Запада. Сначала – джаз и твист, еще при Хрущеве, навсегда соединившиеся в сознании с хрущевской оттепелью. После – отдельные всплески, брызги и капли того колоссального явления, которое обозначено нами как Новая Волна. В Советский Союз эти всплески докатились уже к середине семидесятых, когда Новая волна успела пойти на спад на Западе. Конечно, ни о каком адекватном осмыслении этих молодежных веяний в те годы не могло быть и речи. Ко всему западному вообще относились с большим недоверием. Официально серьезные изменения в Западном образе жизни были списаны на «загнивание» буржуазного общества и в СССР оставались вне закона. Однако люди интуитивно ощущали в этом нечто большее и тянулись к этому новому, непонятному явлению. Сначала по подъездам и в компаниях друзей ребята с гитарами, потом небольшие группы, нелегальные и полулегальные – с загадочными названиями – стали появляться рок-музыканты. И пели они отнюдь не о строительстве социализма и трудовых буднях. С самого начала поднимались темы, очень неприятные для властей. Протест против войны во Вьетнаме начали именно рок- музыканты. В России с началом гласности рок-музыканты запели о трагедии Афганской войны»[16]. Конечно, во времена застоя это делалось вполголоса. Но, тем не менее, как отмечает И. Чудотворцев, «влияние этих негромких голосов подчас превосходило влияние официальной прессы. Родившаяся в более свободных условиях, чем советские, Новая волна приняла в Союзе особый колорит. Она стала жестче, но глубже и содержательнее. Если на Западе в отсутствии сопротивления властей (или точнее, при очень мягком сопротивлении) Новая волна пошла на убыль за какие-то три года, то в Советском Союзе в условиях жесткой борьбы она лишь закалялась и набирала силы. С началом перестройки достигла она своего расцвета. Лучшие песни рок-музыкнатов приходятся как раз на первые перестроечные годы. Тогда стало возможным донести до миллионов то, что прежде говорилось для сотен». Лишь в 1980-м году, когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на жанр внимание. Некоторые ведущие рок-группы («Динамик», «Карнавал») были приглашены в государственные концертные организации, где попадали под влияние худсоветов. Большинство рок-исполнителей так и осталось в «андеграунде», предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму «Мелодия», ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы «позднего застоя», социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей он давал столь редкие и нужные слова правды и духовности. Отделы науки и культуры ЦК КПСС, заручившись поддержкой КГБ, без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984-м году, когда весь жанр был фактически поставлен под запрет. Советские власти почти всегда воспринимали всякую развлекательную музыку как явление прозападное, а значит вредоносное (джаз, рок, диско), пытаясь остановить ее естественное развитие и свести к минимуму влияние на широкие людские массы. Именно в период правления Андропова в СССР разворачивается первая по-настоящему крупная компания по борьбе с рок-музыкой, которая уже во всем цивилизованном мире успела стать достоянием мировой культуры. По словам Троицкого, принятый 17 октября 1983-го года указ Министерства культуры был одним из серьезнейших проблем, вставших на пути у рок-музыкантов. Главный пункт ее гласил: отныне в репертуаре каждого профессионального ансамбля должно быть не менее восьмидесяти процентов песен, написанных членами Союза композиторов, а все профессиональные зарегистрированные рок-группы должны пройти через проверку министерскими комиссиями, в которых обязаны участвовать сам Союз композиторов, музыкальная пресса и организаторы концертов. В этот же период происходит усиление контроля за репертуаром, за звукозаписывающими организациями, особенно когда речь шла об иностранной музыке (для записи её требовалось совместное разрешение Всесоюзного агентства по авторским правам и компании «Мелодия»).[17]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.01 с.) |