Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 11. Формы правления современных государств.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Форма правления – раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенцию, взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. Монархия – это такая форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем: 1) наличие единоличного правителя; 2) династическое наследование власти; 3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти; 4) концентрация в руках монарха всей полноты власти; 5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей. В теории различаются монархии неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). При этом ограниченные (конституционные) подразделяются на дуалистические и парламентарные. Абсолютная монархия. Глава государства (монарх) – лицо юридически безответственное и на всем протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечен к какой-либо правовой ответственности, ни отстранен от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет свое государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане,Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия. Дуалистическая монархия. В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство). Законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а исполнительную – правительство, ответственное перед парламентом. В конфликтной ситуации монарх вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается. Дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Тонга, Иордания, Марокко. Парламентарная монархия. Это конституционная монархия, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям. Здесь монарх – номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших государственных органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство ответственно перед парламентом. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. В своих решениях монарх полностью зависим от правительства. За монархом остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства. В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др. Не во всех странах доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма. Республика – это такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Для республиканской формы правления характерны следующие черты: 1) верховная власть осуществляется выборными органами; 2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления; 3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); 4) использование институтов демократии в разнообразных формах; 5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. Виды: - парламентарную республику; - президентскую республику; - смешанную (президентско-парламентарную или полупрезидентскую) республику. Парламентская республика. Данная форма правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента. Президент зависит от правительства. Является главой государства, но не главой правительства. Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Значительное место занимает должность главы правительства – премьер-министра. Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Парламентарная республика считается более демократической, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Парламентские республики – Германия, Финляндия, Индия, Турция, Эстония, Италия, Венгрия и др. Президентская республика. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной власти. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Как правило, президент избирается всенародным голосованием. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. У президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства и др.). В пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т.п.), которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны. Таким образом, особенности президентской республики: 1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; 2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа; 3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, т.к. президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основной недостаток – чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение. Президентские республики – США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Филиппины и др. Смешанная республика. Здесь существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании правительства в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В смешанной республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства – премьер-министра. Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку парламента. Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы – Польша, Португалия, Болгария, Россия, а также – Франция. Вместе с тем некоторые республики превращаются в монархические. Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например, КНДР. В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более 10 лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.007 с.) |