Принципы, лежащие в основе гражданского общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, лежащие в основе гражданского общества.



1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.

2. Наличие эффективного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Легитимность и легальность государственной власти.

4. Демократический политический режим.

5. Верховенство правового закона и равенство всех перед законом.

6. Политический и идеологический плюрализм.

7. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан.

9. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 

Структура гражданского общества – это внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Структура гражданского общества.

1. Социальная система отношений - совокупность социальных институтов и отношений: 1) связанных с продолжением рода человеческого, воспитанием детей (семья); 2) конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубы по интересам, общественные объединения и т.п.); 3) отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями).

2. Экономическая система отношений - совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта, т.е. трудовые и производственные отношения (акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели и т.п.).

3. Духовно-культурная система отношений - совокупность отношений между людьми, их объединениями, в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных) через которые реализуются эти отношения.

4. Информационная система отношений. Складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации (организации, учреждения, предприятия, граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации).

 

Гражданское общество и государство.

Под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства. Относительно независимых потому, что государство управляет обществом, служит формой его организации. Однако государство не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

В идеале обязанности граждан перед государством ограничиваются двумя сферами: законопослушанием и уплатой налогов. Если личность добросовестно исполняет указанные обязанности, то до остальной жизни человека государству не должно быть дела. Но это в идеале, а в реальной жизни у граждан существуют и иные обязанности, например воинская, оберегать природу, исторические памятники.

Разграничение между обществом и государством проводится с целью показать сферу деятельности государства – это прежде всего политика (внутренняя и внешняя). Главное же назначение государства – служить обществу, создавать необходимые условия для функционирования последнего и комфортного проживания в нем личности. Сильное гражданское общество способно заставить государство служить людям. Если же общество слабое, то государство сможет подчинит себе общество, противопоставит себя обществу, будет проводить собственные интересы.

В нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усилие проникновения государства в сферу гражданского общества. Это выражается в следующем:

а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;

б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально не защищенных слоев общества, вмешивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения, так и катастрофической его потери;

в) активизируется проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной собственности.

Гражданское общество нельзя резко отделять от государства, так как государство, во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы – энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.


Вопрос 14. Сущность и признаки государства, его определение.

Государство – это особая суверенная организация публичной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации, классы) в пределах определенной территории и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Понятие государства означает, что речь идет, во-первых, об определенной стране – политико-географическом образовании и, во-вторых, о целостной, охватывающей всю страну организации политической власти, характерных для страны институтах власти.

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. В настоящее время сложилась два подхода к трактовке сущности любого государства.

1. Классовый подход: сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

2. Подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. С ущность государства состоит в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признаки государства.

1. Деление населения по территории. Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Применительно к территории понятия «государство» как организация политической власти и «страна» в принципе совпадают. Государство и есть организация политической власти страны.

2. Публичная политическая власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Публичная власть, делая свои веления всеобщими, охватывает население страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства.

Публичная власть как разновидность (форма) политической власти означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою «публичную» материальную базу – государственные, казенные имущества, свои источники доходов, налоги.

Публичная власть призвана создавать благоприятные условия гражданскому обществу для его существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частноправовые гражданские отношения.

3. Государственный аппарат. Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает необходимость.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

? г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

4. Государственный суверенитет. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, имеет два главных свойства: верховенство и независимость.

Верховенство:

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свободы и обязанности личности;

д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями.

5. Всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства. Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актов, которые распространяются на все население и на всю территорию. Т.е. речь идет об исключительном полномочии государства – правотворчестве. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велений государства.

6. Наличие государственной казны: налоги, сборы, государственные пошлины. Государство имеет право устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целей, задач).

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

7. Государство обладает символикой: названием, флагом, гербом и гимном.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.018 с.)