Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Основные концепции возникновения государства и права.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Основные концепции возникновения государства и права. Основания для возникновения права те же, что и для возникновения государства. Право и государство тесно связаны между собой, не существуют одно без другого, развиваются параллельно в рамках единого процесса. Если органы государства вырастают из органов родовой организации, то право – из социальных норм догосударственной организации. Классовый подход к возникновению права и государства. 1. Появление права и государства – регрессивное событие, шаг назад в истории человечества, нарушающее его естественно-природное существование и развитие. 2. Замена родового строя и соответствующего ему социального регулирования государством и правом было вызвано, прежде всего, а именно: разделением общественного труда, появлением прибавочного продукта и частной собственности. 3. Перемена в экономических условиях жизни расколола общество на непримиримые классы, возник господствующий класс, который создал государство с мощным аппаратом подавления и принуждения эксплуатируемого класса. Инструментом подавления и принуждения в руках государства является право. 4. Судьба государства и права как орудий насилия и угнетения исторически предрешена: они должны отмереть, исчезнуть и быть заменены органами самоуправления народа и нормами общежития. Цивилизационный подход к возникновению права и государства. 1. Возникновение права и государства – это переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств самостоятельной, саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. 2. Движение к цивилизации, т.е. к праву и государству, связано с выделением из однородной массы, коллектива автономной, свободной, независимой личности. 3. Свободная личность немыслима без прав и свобод (права), т.е. возможностей жить и действовать по своему усмотрению, в своих целях. Отсюда каждая свободная личность – правовая личность. 4. Самостоятельными, независимыми или правовыми личностями в условиях перехода от первобытного общества к цивилизации в силу объективных и субъективных причин могли стать не многие люди, а только наиболее активные, зрелые, подготовленные к обособленной, самостоятельной жизни. Разрыв с родовой общиной, ее распад проходили в тяжелой, жестокой борьбе, но это была борьба и за личную свободу, и за свои права. Чтобы стать реальными, права и свободы должны были обязательно получать закрепление и защиту. Это могла сделать только новая организация власти – государство. 5. Если истоки права в природе человека, то государство явилось результатом соглашения, компромисса объединенных в класс свободных, правовых личностей – собственников. Их свобода утверждалась с помощью силы и вопреки общему равенству, при наличии несвободы других людей. По мере продвижения человечества по ступеням цивилизации государство превращается из орудия преимущественно подавления в средство реализации общественных дел, инструмент согласия и поиска компромисса. Его основная обязанность – защищать права и свободы. Общие моменты двух концепций. 1. Признание значения экономического фактора. 2. Признание классового фактора. 3. Жесткая борьба между классами. 4. Первоначально право утверждается в ущерб равенству, несвободы. Восточный путь возникновения государства – сохранение семейной общины и появление государственной собственности, вызванное необходимостью проведения общественных работ (ирригация), приводит к возникновению государств восточного типа (типичный путь). Западный путь возникновения государства – разложение общин и появление частной собственности приводит к возникновению западных государств: рабовладельческих (Древние Афины, Древняя Спарта, Древний Рим – уникальный путь); феодальных (Германское государство, Древняя Русь). Вопрос 2. Общество: понятие, признаки, структура. Общество -это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общепризнанных, в том числе общеобязательных норм и ценностей для удовлетворения общих и индивидуальных потребностей. Общество (в узком смысле слова) - это малая группа или многочисленная масса людей, объединяемая культурными ценностями и проживающая на определенной территории (российское общество, французское общество).
Основные признаки общества. 1. Это совокупность индивидов наделенных сознанием и волей. 2. Наличие объективных постоянно воспроизводящихся общих интересов. Объективный интерес - значит обусловленный биосоциальной и духовной природой человека (продолжение рода, воспитание детей, поддержание правопорядка, производство продуктов питания). Общие интересы - призваны реализовывать государства, а несовпадающие интересы - призваны осуществлять институты гражданского общества. 3. Взаимодействие и сотрудничество (добровольного характера) на базе общих интересов, для реализации общих интересов. 4. Регулированиеинтересов и связей посредством социальных норм, т.е. правил поведения общего характера (религиозных, нравственных, правовых, обычаев, традиций и т.д.). 5. Наличие общепризнанных ценностей. 6. Наличие организованной силы, т.е. власти, которая способна обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность. 7. Способность и реальная возможность к самовоспроизводству (демография) и самообновлению (процесс развития по пути к прогрессу). Структура общества. 1. Социальные общности и группы. 2. Социальные институты и организации. 3. Социальные нормы и ценности. Социальные общности, группы социальные институты, организации взаимодействуют между собой через социальные нормы и ценности. Для удовлетворения общезначимых потребностей индивиды объединяются, кооперируются в социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Имеет собственные интересы и своей деятельностью оказывает влияние на поведение других людей. Признаки социальной группы. 1. Устойчивость. 2. Однородность. 3. Сплоченность. Власть: понятие, виды. Государственная власть. Власть – это отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действиями других лиц (подвластных). Определяющая черта власти – возможность одних людей, организаций господствовать над другими людьми, организациями, над их волей и действиями, возможность властвующих повелевать. Отсюда потенциально негативные стороны власти – возможность злоупотребления ею, произвольного ее использования, получения при помощи власти определенных материальных и нематериальных благ, борьба за власть. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, организованность, надлежащее функционирование.
Виды власти: - власть рода, племени - политическая - государственная - экономическая - общественных объединений - родителей - церковная Существуют две основные разновидности власти: 1. естественная власть – в семье, в «малых обществах» по интересам; 2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила – в общественных объединениях, в партиях, т.е. в качестве корпоративной власти общественного объединения. /Алексеев/
Классификация власти: 1. С точки зрения социального уровня: А) власть в масштабе всего общества Б) власть внутри коллектива (организации) В) в отношениях между индивидами. 2. Особо нужно выделить: А) неполитическую власть Б) политическую власть, которая является «аппаратной», т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного, государственного принуждения. Разновидности: - власть одного класса (социальной группы) над другим - партийная власть - власть политических лидеров и др. Государственная власть Государственная власть – это система властеотношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Особенности государственной власти: 1) реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства. 2) Публичность – общественный характер государственной власти. Всякая власть публична, т.к. функционирует в обществе. 3) Суверенна – обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но: в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа (он первичен по отношению к ней.) 4) универсальна – распространяется на всю территорию страны и все ее население. 5) обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.
Понятия «государство» и «государственная власть» близкие, во многом совпадающие. Но между этими понятиями есть различия. Государство – организация политической публичной власти, т.е. это институты, органы власти. Государственная же власть – сами властеотношения, система подчинения, характерная для государства. Государственная власть призвана обеспечивать функции государства, его предназначение быть общей для страны управленческой и охранительной структурой. Существование власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправдано именно потому, что на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства. При развитых политических отношениях в гражданском демократическом обществе политическая власть осуществляется через институты государства, через весь их комплекс и выступает только в качестве публичной власти, политической власти «в государстве». Эта власть – юридически обоснованная и признанная. Она должна иметь социальное и юридическое (конституционное) основание для того, чтобы выступать в качестве публичной – представлять народ, все политически организованное общество, действовать «от имени народа». Виды легитимности. Три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основе такой классификации лежит мотив подчинения. 1. Традиционный тип легитимности. Этот тип легитимности был исторически первым. Он базируется на вере в священность обычаев и традиций, их непоколебимость. Идеологическая форма – это ссылка на божественное происхождение власти и священность права престолонаследия. Монархи получают свою власть от бога. Таким путем создается убеждение в правомерности, величии власти и необходимости подчинения обычаям и традициям. Обычаям и традициям должны подчиняться не только подданные, но и носители власти. В случае, если носитель власти допускает нарушение, то божественное право допускает восстание и даже цареубийство. Такую власть называли приобретательной, а отсюда – ее можно свергнуть. Таким образом, на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт. 2. Харизматический тип легитимности. В основе харизматического типа легитимности лежит харизма. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматичен культ личности вождя или руководителя. Подчинение и согласие носят эмоциональный и личностный характер. Ослаблено действие и значение правовых норм. Окружение харизматичного лидера, его армия не имеют четко выраженного правового статуса. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Харизматический тип легитимности приписывается и советским политическим лидерам (Сталин). Харизматический тип власти преобладает в отсталых в экономическом и социально-политическом плане государствах. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя. 3. Рационально-бюрократический тип легитимности (легальный). Основывается на вере в законность и справедливость существующих правил формирования и функционирования институтов политической власти. Вера во всеобщие, равные, прямые избирательные права при тайном голосовании. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. Сменяемость лидера следствие недоверия тому, что он не будет злоупотреблять властью. Главным признаком справедливости власти является следование законам, но следовать законам должны и граждане и носители власти. Чтобы реализовать свои цели, такая власть создает жесткую, разветвленную организацию, т.е. бюрократию. Абсолютная монархия. Глава государства (монарх) – лицо юридически безответственное и на всем протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечен к какой-либо правовой ответственности, ни отстранен от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет свое государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане,Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия. Дуалистическая монархия. В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство). Законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а исполнительную – правительство, ответственное перед парламентом. В конфликтной ситуации монарх вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается. Дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Тонга, Иордания, Марокко. Парламентарная монархия. Это конституционная монархия, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям. Здесь монарх – номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших государственных органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство ответственно перед парламентом. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. В своих решениях монарх полностью зависим от правительства. За монархом остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства. В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др. Не во всех странах доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма. Республика – это такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Для республиканской формы правления характерны следующие черты: 1) верховная власть осуществляется выборными органами; 2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления; 3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); 4) использование институтов демократии в разнообразных формах; 5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. Виды: - парламентарную республику; - президентскую республику; - смешанную (президентско-парламентарную или полупрезидентскую) республику. Парламентская республика. Данная форма правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента. Президент зависит от правительства. Является главой государства, но не главой правительства. Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Значительное место занимает должность главы правительства – премьер-министра. Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Парламентарная республика считается более демократической, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Парламентские республики – Германия, Финляндия, Индия, Турция, Эстония, Италия, Венгрия и др. Президентская республика. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной власти. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Как правило, президент избирается всенародным голосованием. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. У президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства и др.). В пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т.п.), которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны. Таким образом, особенности президентской республики: 1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; 2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа; 3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, т.к. президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основной недостаток – чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение. Президентские республики – США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Филиппины и др. Смешанная республика. Здесь существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании правительства в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В смешанной республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства – премьер-министра. Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку парламента. Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы – Польша, Португалия, Болгария, Россия, а также – Франция. Вместе с тем некоторые республики превращаются в монархические. Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например, КНДР. В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более 10 лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию. Признаки государства. 1. Деление населения по территории. Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Применительно к территории понятия «государство» как организация политической власти и «страна» в принципе совпадают. Государство и есть организация политической власти страны. 2. Публичная политическая власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Публичная власть, делая свои веления всеобщими, охватывает население страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства. Публичная власть как разновидность (форма) политической власти означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою «публичную» материальную базу – государственные, казенные имущества, свои источники доходов, налоги. Публичная власть призвана создавать благоприятные условия гражданскому обществу для его существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частноправовые гражданские отношения. 3. Государственный аппарат. Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает необходимость. Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны черты: а) специально создается для управления обществом; б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; в) право принятия общеобязательных для исполнения актов; ? г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. 4. Государственный суверенитет. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, имеет два главных свойства: верховенство и независимость. Верховенство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. 5. Всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства. Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актов, которые распространяются на все население и на всю территорию. Т.е. речь идет об исключительном полномочии государства – правотворчестве. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велений государства. 6. Наличие государственной казны: налоги, сборы, государственные пошлины. Государство имеет право устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целей, задач). Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. 7. Государство обладает символикой: названием, флагом, гербом и гимном. Система юридических наук. 1. Историко-теоретические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений). 2. Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.). 3. Прикладные юридические науки (криминалистика, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.). 4. Организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др. 5. Международные науки (международное публичное право, международное частное право, морское, космическое право). 6. Компаративистика – самостоятельная часть юридической науки. Главное ее назначение – сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм, для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений разных государств, регионов, использования юридического опыта других народов. Понятие «государство» Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны. /Алексеев/ Государство – это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории. /Морозова/ Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. /Лазарев, Липень/
Типы политических систем. Традиционная типология политических систем основана на видах политического режима. 1. Демократические политические системы. 2. Авторитарные политические системы (в основном происходит преследование политических прав). 3. Тоталитарные политические системы (отрицание всего объема прав и свобод). По функциям. 1. Законодательные. 2. Исполнительные. 3. Судебные. 4. Контрольно-надзорные. Осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов. Это органы прокуратуры, различного рода государственные инспекции. По объему решаемых задач. 1. Государственные. 2. Муниципальные. По характеру полномочий. 1. Ординарные. Действуют в обычных условиях. 2. Чрезвычайные.Действуют в чрезвычайных условиях, чаще всего временно. По времени работы. 1. Временные. 2. Постоянные. По характеру компетенции. 1. Органы общей компетенции. Полномочны решать широкий круг вопросов (Правительство). 2. Органы специальной (отраслевой) компетенции.Специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (Министерство финансов, министерства экономики, обороны, юстиции). Технические средства. Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказания и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п. Юридическая терминология. Термины – это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта). Виды терминов: 1. Общеупотребляемые, т.е. термины в общепринятом, в известном всем смысле; например, “строение”, “здание”, “документ”. 2. Специально-технические, т.е. имеющие смысл, который принят в области специальных знаний - техники, медицины, экономики, биологии, например, “депозит”, “промышленное предприятие”. 3. Специально-юридические,т.е. имеющие особый юридический смысл, выражающий своеобразие того или иного правового понятия; например, “залог”, “владение”, “перевод долга”. Требования: 1. Единство терминологии: один и тот же термин (например “должностное лицо”, “несовершеннолетний”) должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле; 2. Общепризнанность термина: слова не должны быть “изобретены”, придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта; 3. Стабильность терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом; 4. Доступность термина: при всей сложности юридической терминологии слова и выражения закона должны давать правильное представление о содержании его норм. Юридическая конструкция – это своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается юридический материал. Технические правила. 1. Ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов. 2. Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстракцией выражения соответствующих предписаний. 3. Последовательность в изложении юридической информации. 4. Взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. 5. Последовательность и компактность изложения юридических норм. 6. Однородность содержания. 7. Исключение противоречий. 8. Соответствие содержания закона его наименованию. 9. Исключение пробелов, использование с этой целью отсылочных статей. 10. Издание вместо нового закона поправок к ранее принятому действующему закону или издание действующего акта в новой редакции. 11. Приведение в каждом случае перечня отмененных актов. 12. Конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования. 13. Отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства. 14. Краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу. Способы изложения. 1. Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщенном виде, т.е. в виде абстрактного понятия. 2. Казуистический способ – такой, когда явления, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев – казусов. Юридический стиль – законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами. Юридический язык – язык закона – общелитературный, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о “юридическом языке”. Эти особенности – четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя, повелительный, императивный характер изложения, специальна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.015 с.) |