Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента.



1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.

 

Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать законодательные акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определенный срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

 

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент.

 

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Таким образом, можно выделить ряд общепризнанных основных положений принципа разделения властей.

1. В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти – законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.

2. Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия.

3. Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

4. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.


Вопрос 28. Политическая система общества: понятие, структура. Особенности политической системы в современной России.

Политическая система общества -это обусловленная культурными, социальными, экономическими, идеологическими факторами совокупность политических взаимодействий между государством и негосударственными организациями (институтами), прямо или косвенно участвующих в реализации политической власти или оказывающих влияние на нее.

Цели политической системы.

1. Политическая система обеспечивает согласование целей глобального уровня (национальная идея, глобальные проекты).

2. Политическая система обеспечивает интеграцию различных групп (политических, религиозных, этнических), путем нахождения баланса интересов.

3. Легитимация, т.е. процесс непрерывного обеспечения согласия общества признавать верховенство власти.

Функции политической системы

(т.е. основные направления воздействия на общество)

1. Интеграционная.

2. Целеполагающая (определяет цели).

3. Организаторская (т.е. мобилизация человеческих, материальных и духовных ресурсов для достижения целей).

4. Регулятивная.

5. Контролирующая (контроль за конфликтами интересов различных групп и их снятие).

Структура политической системы.

(т.е. внутренняя организация ее элементов).

1. Политические, правовые и иные социальные нормы.

2. Политическая структура (политические институты).

3. Политическая деятельность.

4. Политическое сознание.

5. Политическая культура.

Но лучше всего пользоваться выделением подсистем в структуре политической системы.

Подсистемы структуры политической системы.

1. Институциональная подсистема. Это политические институты - государство, политические партии, профсоюзы, церковь, иные общественно-политические объединения, движения, органы местного самоуправления, органы общественной самодеятельности, средства массовой информации (некоторые включают сюда трудовые коллективы). Центральное место в этой подсистеме занимает государство.

2. Нормативная подсистема. Это правовые, политические и иные социальные нормы, ценности, традиции и обычаи (взаимодействие институциональных элементов происходит на основе этих норм).

3. Функциональная подсистема. Это способы, методы и средства политической деятельности (т.е. это основа политического режима).

4. Коммуникативная подсистема. Охватывает все формы политического взаимодействия между властью и обществом, властью и индивидом (пресс-конференции, общественное мнение, встречи с населением, выступление по телевидению, обращение к народу, т.е. таким образом, происходит обмен информацией).

5. Культурная подсистема. Это система ценностей, религия, ментальность (совокупность представлений о власти, об обществе).

Типы политических систем.

Традиционная типология политических систем основана на видах политического режима.

1. Демократические политические системы.

2. Авторитарные политические системы (в основном происходит преследование политических прав).

3. Тоталитарные политические системы (отрицание всего объема прав и свобод).

Типология политических систем (Чиркин).

1. Командные политические системы. Присуща всем государствам не демократически устроенным, где государство воздействует на общество с помощью властного приказа, повеления, диктата без обратной связи (восточные деспотии, советское государство, все государства социалистического лагеря).

2. Соревновательные политические системы. Основана на признании свободы, индивидуальности, неповторимости личности и автономии каждого субъекта политической системы. Свободное преследование достижения своих целей на основе конкуренции (побеждает сильнейший, талантливейший, удачливый). (США).

3. Социопримирительная политическая система. Действует путем выработки соглашений для погашения конфликтов и обеспечение равных стартовых возможностей всем субъектам политической жизни (Швеция, Норвегия, Россия тоже тяготеет к этой системе).

Принципы политической системы.

(принцип - это фундаментальное положение, лежащее в основе)

Принципы политической системы зависят от типа политической системы общества.

1. Плюрализм и равноправие идеологий.

2. Многопартийность.

3. Самодеятельность.

4. Законность (однако! Нелегальные организации или политические институты политической системы также входят в ее структуру, например, мафиозное объединение).

5. Государственный контроль.

6. Социальное и политическое партнерство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.011 с.)