Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 64. Сущность и функции права, закономерности его развития.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность права -это главное, основополагающее в нем. Главное же в праве - права и свободы человека. В любом демократически устроенном государстве власть принадлежит большинству общества. Соответственно право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему. Народоправие неотделимо от народовластия, оба они - слагаемые суверенитета народа. Иными словами, источник права не государство, а гражданское общество. Воля - сознательное саморегулирование (регулирование) поведения. Поэтому превращение воли в национальное право происходит двумя путями. 1. во-первых, непосредственно самими гражданами, например, в порядке референдума принятое голосованием самоуправленческое решение обладает юридической силой, имеет прямое действие, не нуждается в санкционировании каким-либо государственным органом; 2. во-вторых, представителями граждан. Здесь воля людей проводится в жизнь посредством принимаемых их избранниками нормативно-правовых актов. В обоих случаях должна быть выражена воля большинства. Так, референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан России; закон считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Государственной Думы. При этом следует подчеркнуть, что воля большинства, закрепляющая произвол, несвободу, несправедливость, ограничивающая права человека, является антиправовой. Сущность (право как воля) развивается в содержании права.
Содержание права -это общая мера свободы и справедливости поведения. Таким образом, по своему содержанию право: во-первых, мера свободы поведения; 2) мера справедливости поведения. Мера свободы поведения включает в себя: 1) меру развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод; 2) меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности; 3) меру допустимых ограничений. 1. Мера развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод человека и гражданина. Одним из первых равенство прав провозгласили Декларация независимости США (1776), французская Декларация прав человека и гражданина (1789). Еще через полтора столетия свободными и равными были признаны все люди планеты Земля. Это произошло в 1948 году, когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. Поэтому в наши дни каждый человек от рождения не только фактически, но и юридически обладает всей совокупностью основных прав и свобод и, следовательно, является свободной, равноправной и независимой личностью. 2. Мера возможности самостоятельного выбора и активной деятельности в различных сферах личной, общественной, государственной жизни. Отличительная черта права в том, что оно не столько ограничивает и запрещает, сколько предоставляет права, возможности для инициативного, творческого поведения. Субъект права сам решает, с кем и в какие отношения ему вступать, по своему усмотрению выбирает вариант поведения. Более того, во многих случаях он даже может установить иной, чем предусмотренный в законе, порядок действий, объем прав и т.д. 3. Мера допустимых ограничений свободы для личности. Ограничение свободы нужно в целях предупреждения коллизий между действиями свободных индивидов для того, чтобы произвол одного не вторгался в сферу свободы другого. Свобода может быть ограничена в силу политической обстановки, возраста, состояния психики, совершения правонарушения и т.п. Принудительное сужение свободы, естественно, на законных основаниях возможно как в нормальных, так и в чрезвычайных ситуациях, при отсутствии правонарушений и их наличии, при дефекте сознания и воли. Оно представляет собой вмешательство общества, государства, их органов, в самостоятельную жизнь человека, связано с ограничением, а порой лишением экономических, политических, личных прав и свобод граждан, возложением дополнительных (обременительных) обязанностей. И все же какие бы ни сложились обстоятельства, вызвавшие правовые ограничения, они не должны иметь своей целью превращение субъектов в объект правоотношения, унижение человеческого достоинства, служащего вместе с правами основой свободы личности. Ведь в конечном счете правовые ограничения - это средства обеспечения и защиты индивидуальной и коллективной свободы. Мера справедливости поведения. Свобода, самостоятельность одного человека соседствует с аналогичной свободой, самостоятельностью других людей. Поэтому всегда существовала и существует проблема уравновесить, сделать нормальной, т.е. справедливой, свободу общения. Поэтому необходима: 1. соразмерность, равная доступность прав и свобод (равенство - юридическое равноправие всех субъектов; неравенство - преимущества для определенных субъектов, развитая система льгот). 2. наличие одинаковых возможностей для свободы выбора и деятельности. 3. сбалансированность прав и обязанностей. 4. одинаковая обеспеченность средствами вознаграждения и наказания. Главное в праве - права, свободы, их реальность для всех граждан. Это позволяет говорить о праве как свойстве личности (она не может жить без прав и свобод как без сердца). Функции права -это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение индивидов. 1. Регулятивно-статическая функция - выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических лиц и юридических лиц. Отражает природу права: индивидам предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. 2. Регулятивно-динамическая функция – определяет, каким должно быть будущее поведение индивидов. Осуществляется с помощью обязывающих норм (платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнить обязательства по договору). Находит свое проявление в правоотношениях активного типа. 3. Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану позитивных и вытеснение вредных для общества отношений. Направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в следующем: 1) в определении запретов; 2) в установлении санкций за нарушение запрета; 3) непосредственное применение санкций к лицам, нарушившим запрет. 4. Оценочная функция - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Это позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. 5. Воспитательная функция - право, отражая определенные ценности, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.
Закономерности развития права -обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями; утверждение начал правового государства; возвышение частного права; возвышение и развитие правосудия. Для права характерен правовой прогресс, шедший со времен Древнего Рима и в полной мере развернувшийся в условиях демократии, после победы буржуазно-демократических революций. Основные направления правового прогресса: · обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями. В условиях демократии позитивное право становится во многом носителем и выразителем естественных, прирожденных прав человека; получает признание и реализацию идея общественного договора, в соответствии с которой государственные и правовые институты не «навязываются сверху», а устанавливаются на основе общественного согласия; · утверждение начал правового государства. Это означает, что политическая власть ставится под эгиду права, под его контроль и, следовательно, должна функционировать в качестве государственной власти в рамках всех институтов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. · возвышение частного права. В новых экономических условиях демократического общества гражданское право, охватывающее собственность, договорные обязательства, иные имущественные отношения, стало выражением всеобщности рынка, экономической свободы, гарантом автономии личности, юридического приоритета ее воли; · возвышение и развитие правосудия. Из просто разновидности государствнной деятельности правосудие приобрело в демократическом обществе самостоятельное и высокое значение. Одним из свидетельств тому стало формирование конституционного правосудия – конституционного суда, в предмет ведения которого вошли законы, акты высших государственных органов, высших должностных лиц. Отмеченные закономерности, связанные с возвышением права, с превращением его в могучий регулятивно-охранительный фактор, утверждающий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. И особо значимы они сейчас, на современном этапе развития цивилизации. Права и свободы человека не только становятся целью законодательства и правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того или иного поведения, как предмет судебной защиты. Отсюда, в частности, возможность обжалования государственных актов в межгосударственные, международные правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека, а все имеющиеся внутригосударственные средства защиты внутри страны исчерпаны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.62.180 (0.011 с.) |