Вопрос 60. Систематизация в праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 60. Систематизация в праве.



Систематизация нормативных актов -это деятельность по упорядочению нормативных документов, в целях приведения их в единую согласованную систему.

Формы систематизации нормативных актов.

Учет нормативных актов - это деятельность по сбору, накоплению и хранению нормативных актов (учетом могут заниматься все субъекты, заинтересованные в этом).

Инкорпорация нормативных актов - это деятельность по объединению нормативных актов, результатом которой являются сборники или собрания нормативных актов.

Консолидация нормативных актов - это деятельность субъектов правотворчества по укрупнению, т.е. сведению нескольких мелких нормативных актов, близких по содержанию, в один нормативный акт в целях единого регулирования общественных отношений (результат - сводный нормативный акт)

Кодификация - это деятельность субъектов правотворчества, направленная на глубокую и качественную переработку действующего законодательства, в целях создания нового нормативного акта (создание новых правил поведения).

 

Учет нормативных актов - это деятельность по сбору, накоплению и хранению нормативных актов (учетом могут заниматься все субъекты, заинтересованные в этом).

Признаки учета.

1. Это деятельность всех субъектов права, которые в этом заинтересованы.

2. Необходим для целей правотворчества (чтобы подготовить новый законопроект, надо знать состояние действующего законодательства по соответствующему вопросу; это необходимо и для подготовки перечня актов, подлежащих отмене в связи с принятием новых актов).

3. Необходим для целей систематизации (инкорпорации, консолидации, кодификации) - без учета законодательства невозможна и его систематизация, т.к. надо знать, что систематизировать.

4. Необходим для целей правильного применения права (компетентными органами), т.к. необходимо знать, что должно применяться.

5. Ведется как в правотворческих органах, так и в органах, применяющих право: в органах управления, суда, прокуратуры, на предприятиях и юридических учебных заведениях.

6. Учет проводится в одном из трех видов: журнальный, картотечный, автоматизированный.

7. Деятельность по сбору, накоплению и хранению основывается на принципах организации учета нормативных актов.

Принципы организации учета.

1. Полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве.

2. Достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений, включенных в информационный фонд.

3. удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Виды учета нормативных актов.

1. Журнальный учет - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах.

В организациях ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту в журнале присваивается особый номер, в порядке этих номеров хранятся и сами нормативные акты.

При хронологическом учете все поступающие акты учитываются в журнале (или в нескольких журналах) отдельно по видам актов (законы, постановления, приказы министра и т.д.) в хронологической последовательности в зависимости от даты их принятия.

При предметно-системной регистрации журнал подразделяется на разделы, подразделы, соответствующие системе права (отрасли, подотрасли, институты).

2. Картотечный учет - это создание разного рода карточек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе.

Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

На каждый нормативный акт заводится отдельная карточка, в которой фиксируются реквизиты, составляющие титул нормативного акта: наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дату принятия, полное название акта, отражающее его содержание, а также источник, в котором он опубликован.

В карточке могут быть другие отметки: об отмене, изменении, дополнении акта, об издании других актов, изданных в его развитие и т.д. Карточки хранятся в картотеке, могут размещаться в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке.

3. Автоматизированный учет - на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически неограниченный объем правовой информации (все нормативные правовые акты страны). Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу. Наконец, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро, сразу же ее напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.

 

Инкорпорация нормативных актов - это деятельность по объединению нормативных актов, результатом которой являются сборники или собрания нормативных актов.

Признаки инкорпорации нормативных актов.

1. Это одна из форм систематизации, которая отвечает сути систематизации, т.е. связана с обработкой нормативных актов.

2. При инкорпорации происходит только внешняя обработка, без изменения их содержания, допускаются типографические ошибки.

3. В результате этой деятельности появляется сборники, собрания, своды нормативных актов.

Виды инкорпорации.

В зависимости от объема охватываемого нормативного материала:

1. Генеральная инкорпорация - это деятельность по обработке всех действующих нормативных актов: 1) все нормативные акты страны; 2) либо все федеральные нормативные акты; 3) либо все акты того или иного субъекта Федерации (Своды).

2. Частичная инкорпорация - это деятельность по обработке нормативных актов по: отрасли права, по правовому институту и другим признакам (Сборники).

Выделяют также:

1. Хронологическая инкорпорация - берется временной критерий - нормативные акты располагаются по дню, месяцу, году издания.

2. Предметная инкорпорация - строится исходя из потребностей субъекта по разным признакам: по отрасли, институту права и др.

В зависимости от субъекта инкорп. и юридической силы издаваемых сборников и собраний:

1. Официальная инкорпорация - это подготовка и издание самим правотворческим органом сборника нормативных актов либо утверждение правотворческим органом сборника (либо иным способом одобряет), который был подготовлен другим органом. Такой сборник носит официальный характер, т.е. он приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборник нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, при непосредственной реализации права гражданами и организациями.

2. Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это сборники нормативных актов, которые подготавливаются по поручению правотворческого органа, но изданные без его официального одобрения или утверждения.

3. Неофициальная инкорпорация - осуществляется учреждениями, организациями, издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных полномочий издавать сборники и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники нормативных актов не являются официальным источником опубликования, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

 

Консолидация нормативных актов - это деятельность субъектов правотворчества по укрупнению, т.е. сведению нескольких мелких нормативных актов, близких по содержанию, в один нормативный акт в целях единого регулирования общественных отношений (результат - сводный нормативный акт)

С течением времени образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия.

Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация нормативных актов. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация - это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования.

В процессе консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Консолидация происходит либо путем объединения отрывков из старых нормативных актов, либо путем вкрапления вновь созданных по данной теме норм, и все же консолидация не меняет содержания правового регулирования. При консолидации возможно лишь придание необходимой логической последовательности, а также устранение повторов и противоречий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)