Признаки правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки правового регулирования.



1. Осуществляется при помощи норм права и всей совокупности юридических средств (способы, методы, типы правового регулирования).

2. Посредством правового регулирования происходит воздействие на общественные отношения (человека).

3. В результате правового регулирования достигается позитивный результат, имеющий юридическое значение, который был заложен в принципах и нормах права.

 

Специфика правового регулирования заключается в том, что оно осуществляется в основном с помощью правовых принципов и норм, и как следствие, правовое регулирование (помимо результата, имеющего юридическое значение) дополняется правовым воздействием. Правовое воздействие шире, чем правовое регулирование, т.к. включает в себя правовое и информационное влияние. А правовое регулирование – это воздействие с помощью юридических средств.

Виды воздействия:

1. Ценностное (воспитательное) воздействие -ценность права состоит в том, что оно является равной мерой свободы и справедливости для людей, средством защиты их от произвола и беззакония. Одновременно право закрепляет и защищает моральные, культурные, экономические, политические ценности. Это создает хорошую основу для уважительного отношения к праву, формирования желания вести себя правомерно. Без принятия права как ценности личность не станет социально-активной, а право для нее будет только внешней принудительной силой.

2. Информационное воздействие -из него гражданин узнает об устройстве государства, об органах государства, о том, что можно иметь в собственности, кто такие истец и ответчик, чем необходимая оборона отличается от крайней необходимости, почему одни граждане наследуют по завещанию, а другие по закону, и иную полезную правовую информацию.

3. Превентивное воздействие -связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения правонарушений, причиняющих вред личности и обществу в целом, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия.

Стадии правового регулирования.

1. Стадия правотворчества (нормативная регламентация) – установление правовой основы. Это стадия введения в систему права правовых норм, т.е. формулируется общее правило (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь происходит закладывание модели поведения.

2. Стадия действия правовых норм (индивидуальная регламентация) – правоотношение – введение в действие правовой основы. Происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают субъективные права и обязанности (это стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением).

3. Стадия реализации (непосредственная реализация) – различные поведенческие акты и формы правомерного поведения. Состоит в фактическом поведении участников общественных отношений, в котором реально воплощаются принципы и нормы права, и характеризует правовое регулирование с точки зрения его результата (окончание вуза, поставка продукции).

Механизм правового регулирования -это система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, акты применения права), при помощи которых осуществляется правовое регулирование, в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Элементы механизма правового регулирования.

1. Нормы права - выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования (это основа механизма правового регулирования).

2. Нормативно-правовой акт - как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

3. Акты официального токования - интерпретационные акты, изданные специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение содержания и смысла правовых норм.

4. Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

5. Правоотношения - есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения субъектов права.

6. Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь норм и принципов права.

7. Акты применения права - это властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования.

А также:

- нормативные договоры;

- обычаи;

- правосознание;

- правовая культура

- законность;

- правопорядок.


Вопрос 56. Стадии применения права, акт применения права; аналогия в процессе применения права.

Стадии применения права.

1. Установление и исследование фактических обстоятельств. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированных в документах (показания свидетеля, заключение эксперта и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Сбор, проверка и оценка доказательств. Требования, предъявляемые к доказательствам: относимость, допустимость, достоверность и достаточность. Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

2. Выбор принципов и норм права. Здесь необходимо найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установление тождества между ими. Далее необходимо покритиковать норму: установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц; обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции; ознакомление с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы (интерпретационный акт); толкование нормы, т.е. уяснение смысла и содержания нормы «для себя». Таким образом, происходит юридическая квалификация дела.

Здесь необходимо найти юридические правила, предусматривающие установленные фактические обстоятельства.

3. Вынесение решения - принятие акта применения (решение суда, протеста прокурора и т.д.), подтверждающего субъективное право и требующего осуществление обязанности. Принятые акты применения должны быть законными, т.е. изданными на основании и в пределах права, и обоснованными, т.е. изданными на основании достоверно установленных фактических обстоятельств.

Акт применения права -это законный и обоснованный акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки акта (документа) применения права.

1. Имеет письменную документальную форму, предполагающую особую структуру акта, специально-юридический язык, наличие обязательных реквизитов.

2. Издание акта применения права от имени особого властного субъекта, компетенция которого предусматривает возможность издания таких актов.

3. Правоприменительные акты строго индивидуальны (индивидуально-правовой акт), т.е. адресованы поименно определенным лицам.

4. Направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности.

5. Они носят индивидуальный регулятивный характер, т.е. его направленность на упорядочение конкретного правоотношения.

6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.009 с.)